Учимся и работаем по интернету

Как получить гарвардское образование, не вставая с табуретки в Уфе? Выучить банковское дело по SKYPE? Стать «сокурсником» британских миллионеров? Наталья Старостина знает ответы на эти вопросы.

Как получить гарвардское образование, не вставая с табуретки в Уфе? Выучить банковское дело по SKYPE? Стать «сокурсником» британских миллионеров? Наталья Старостина знает ответы на эти вопросы.

Изобретение почты в XVIII веке произвело революцию в мире образования. С тех пор стала возможна учеба «по-корреспондентски» — отправил по почте тетрадку с диссертацией по проблемам огородных растений или этикета среди крестьянского населения и жди через месяц-другой ученую степень. Спустя двести лет в Китае придумали транслировать учебные занятия по радио и телевидению; консультации с преподавателем все так же проводили по переписке. Старейшее виртуальное учебное заведение мира — британский Open University. Он открылся в 1969 году и сегодня объединяет ассоциацию вполне реальных учреждений с удаленными программами. За 40 с лишним лет количество онлайн-университетов и курсов на базе классических расплодилось до нескольких тысяч и обрело собственную терминологию и «специализацию»: дистанционное обучение — это e-Learning, мобильное обучение — i-Learning, обучение в социальных сетях — u-Learning. Сегодня в режиме реального времени, сидя за любимым гаджетом, можно получить практически любое образование.

Расстояние не помеха

У дистанционного образования много плюсов. Обучение проводится в удобное для студентов время и без отрыва от работы, семьи, обеда и ужина, пляжа или дачи. Слушать электронные лекции можно неограниченное количество раз. Обучение проходит в психологически комфортной, привычной обстановке, в индивидуальном темпе. К тому же стоимость программы в 2–3 раза ниже аналогичной на очном отделении в том же вузе. Минусы: отсутствие живого общения с преподавателями и слабая мотивация. Большинству учеников даже кратко­срочных курсов психологически сложно заставить себя заниматься без непосредственного контроля, слушать в одиночку лекции от начала до конца и регулярно выполнять домашние задания. Увы, и сами курсы часто не оправдывают доверия студентов. По данным маркетингового агентства FDFgroup, среди москвичей удовлетворенность получаемым дистанционным образованием достаточно низкая — полностью удовлетворены не более половины обучавшихся.

Еще один важный момент — престижность дистанционного образования. Специалисты уверены: выбирая такую форму обучения, будущие студенты должны осознавать, что делают это в первую очередь для себя. «Среднюю прибавку зарплаты даже после традиционных курсов повышения квалификации рассчитать невозможно, не говоря уже о дистанционном образовании», — считает Юрий Вировец, президент HeadHunter. Ценность новых технологий в сфере образования понимают разве что в IT-корпорациях.

О том, что обучение вы прошли дистанционно, будет указано только в приложении к диплому, которое на собеседовании обычно не требуют. Сообщать об этом «нюансе» будущему начальнику или нет — остается на вашей совести. Юрий Вировец отмечает: «Таких резюме очень мало, менее 0,1 %. Виртуальное образование непрестижно и не всегда будет правильно понято. В глазах работодателей оно сильно проигрывает традиционным формам обучения. Если будет выбор, при прочих равных составляющих предпочтут кандидата, учившегося обычным образом. Если же кандидат, получавший образование дистанционно, заинтересует работодателя, то ему обязательно зададут вопросы о причинах выбора такой формы обучения».

В противовес скептическому мнению российских предпринимателей на Западе все большее распространение получает теория Life-long/Life-wide, или «учеба на протяжении всей жизни». Согласно одному из ее постулатов, менеджер среднего звена, преподаватель в школе, священнослужитель (да кто угодно!) должен уделять обучению не меньше 20 % своего времени. «Стоять на месте» просто неприлично.

Дистанционное обучение взяли на вооружение крупные отечественные компании, занятые в газонефтяном секторе, банковской сфере, IT-технологиях и телекоммуникационных системах, что помогает им экономить на командировках сотрудников, не прерывая рабочего процесса и без риска утечки кадров. Мировые концерны пошли еще дальше, создав целые корпоративные онлайн-университеты. Например, Hamburger University от McDonalds, IBM Global Learning или Ford Learning Network.

Учебный план

Чтобы дистанционно переквалифицироваться из биолога в ювелира и обратно или, не отходя от кассы, ­финансисту стать имиджмейкером, нужно сначала поступить на курс.

Схема обычно следующая. Интернет-абитуриент сдает вступительное тестирование. Большинство вузов стараются максимально обезопасить себя от так называемых плагиатчиков. Например, видеокамеры идентифицируют ученика с его фотографией в анкете (на тот случай, если экзамен за вас согласится сдать знакомый магистр игры «Что? Где? Когда?»). На каждый вопрос теста дается ограниченное время на размышление, а при любой попытке сместить/свернуть окно — тест автоматически закрывается.

После зачисления всем студентам выдают логин и пароль от рабочего кабинета на сайте университета или предлагают скачать на компьютер специальную программу. Здесь будут храниться виртуальные учебники, аудио- и видеолекции, расписание вебинаров по выбранной специальности, вопросы к зачетам, списки рекомендованной литературы, история переписки с преподавателями, результаты проверочных работ.

Само обучение проходит по двум схемам. Первая — «асинхронная» — предоставляет студенту полную свободу действий. Вы можете просматривать лекции в любое удобное время суток в оптимальном для вас ритме, по желанию участвовать в обсуждении работ других студентов или вовсе воздержаться от каких-либо комментариев, оставлять вопросы для преподавателей на консультационном форуме или общаться с учителями по электронной почте. По прохождении отдельных модулей на курсе устраивают тестирование, дату которого вы будете знать заранее или сможете назначить сами. Делать задания регулярно или оставить все на последнюю неделю — решать вам. Результаты проверочной работы преподаватель также «отпишет» по почте. Чтобы показать, «как это работает», европейские вузы часто представляют в Сети демонстрационные страницы с подробным описанием процесса обучения и требований.

Вторая схема — «синхронная» — напоминает классический процесс обучения. Уроки в режиме онлайн проводят по четкому расписанию в виртуальных аудиториях с электронной доской, на занятиях одновременно может присутствовать несколько сотен человек. Работа в веб-мастерских и участие в дискуссиях обязательны. На выполнение индивидуальных домашних заданий дается не больше двух суток, о тестах предупреждают за день-два. Защиту курсовой работы, зачеты и экзамены проводят по скайпу — один на один с преподавателем.

Подобную услугу по самым популярным специальностям предлагают в МГУ, РГГУ, ГУ-ВШЭ, МЭСИ, МФЮА, томском и тюменском государственных вузах. И в том и другом варианте программа занятий и длительность обучения совпадают с планом заочного отделения. Дипломную или аттестационную работу в соответствии с указом Министерства образования всегда нужно защищать офлайн. Список дистанционных специальностей также ограничен законодательно. Это могут быть любые гуманитарные и научные дисциплины. Технические профессии онлайн тоже изучают, но частично — на лабораторные и практические занятия придется приезжать.

Зарубежный опыт

Западные университеты работают по похожим схемам. Прежде чем поступать — оцените свои силы в знании иностранного языка. Прослушайте несколько пробных уроков — вы должны не только понимать все, о чем рассказывает лектор, но и быть готовым к дискуссии на заданную тему с целой аудиторией иностранных студентов. Курсы при вузах длятся от двух недель до трех лет. Предполагается, что для быстрого освоения материала студент должен уделять программе не меньше десяти часов в неделю. Плюс таких занятий — можно выбрать узкую специальность и посвятить ей несколько летних месяцев. Например, за 500 фунтов освоить разработку принтов от Central Saint Martins, занимаясь всего один раз в неделю, или научиться рисовать иллюстрации для глянцевых журналов в London College of Fashion. Или в New York Film Academy за четыре месяца проработать сценарий для собственного ситкома. Даже краткосрочные интернет-занятия от престижного вуза дают серьезные знания и повод для гордости — стать выпускником вуза, скажем, из «Лиги плюща». Еще один нюанс — получение степени бакалавра или магистра, на которую требуется набрать определенное количество баллов. Сделать это онлайн не всегда возможно даже при огромном желании из-за ограниченного числа курсов и набора предметов. Снобы-противники e-Learning ехидно парируют: попасть «в закрытый клуб» по интернету, конечно, можно, но какой в этом толк, если в нем вас никто не знает в лицо. Ведь одна из бесценных привилегий ведущих университетов мира — это личные связи, которые завязываются в процессе обучения и которых начисто лишены «бюджетные» онлайн-студенты.

Прежде чем выбрать вуз, обязательно ознакомьтесь с порядком проведения экзаменов и доступа к учебным материалам. Некоторые университеты «лукавят» и вместо e-Learning программ в реальности предлагают студентам «смешанное обучение» (blended learning или flexible learning). Ездить в США, Европу или Азию несколько раз в год на экзамены выйдет накладно, а значит, и «дистанция» потеряет привлекательность. К тому же все необходимые учебники могут влететь в копеечку, если университет не предлагает их виртуальную версию.

Еще один вариант интернет-образования «для себя» — прослушать курс лекций от именитого университета или авторитетного разработчика. Причем зачастую абсолютно бесплатно. Так, легендарная London School of Business and Finance выкладывает материалы на страничке в Facebook, а онлайн-лекции курса «Разработка приложений для iPhone и iPad» на YouTube от Стэнфордского университета за два месяца просмотрели больше миллиона пользователей. Минус подобных курсов — диплома или мало-мальски значимой бумажки с печатью альма-матер вы не получите. Плюс — сможете сами сформировать «кейс» предметов и пройти программу от нобелевских лауреатов, обладателей Пулицеровской премии или учителей Билла Гейтса и Марка Цукерберга. В мае этого года о глобальном запуске совместного учебного интернет-проекта объявили два ведущих мировых университета — Гарвардский и Массачусетский технологический институт. Бесплатная программа онлайн-обучения edX, на которую оба вуза потратили по $30 млн, стартует со дня на день и будет включать в себя целый комплекс дистанционных уроков по сотне направлений, тесты, общение в группах и контроль со стороны преподавателей. В амбициозных планах — привлечь к проекту миллиард студентов и другие крупные вузы, чтобы создать мегауниверситет без территориальных границ и границ в образовании. Само обучение в edX будет бесплатным, но желающие получить соответствующий сертификат должны будут внести за него плату. Уже действующие проекты-лектории: Coursera (объединяет программы сразу четырех американских университетов: Принстона, Стенфорда, Мичигана и Пенсильвании), Udacity и Udemi.

Для «массачусетцев» это уже не первый проект. Вот уже несколько лет в свободном доступе можно послушать около двух тысяч курсов по астрономии, психологии, китайскому языку, американской истории, французской архитектуре и т. д. Главное преимущество таких занятий — они не устаревают и развиваются в соответствии с требованиями времени и рынка труда. Лекции дополняют и комментируют специалисты со всего мира. «Сборную солянку» из воркшопов, летних школ, онлайн-семинаров и лекций (от архитектуры до криминалистики) можно найти на www.videolectures.net и www.academicearth.org.

Другой популярный ресурс, — «Академия Сал Хана» (www.khanacademy.org). В 2006 году 33-летний Салман разработал для своей племянницы Нади видеокурс мини-лекций по самым популярным учебным вопросам и выложил их на YouTube. И понеслось! Сегодня интерактивный архив включает в себя более двух с половиной тысяч уроков по математике, естественным наукам и гуманитарным предметам, которые ежедневно просматривают более 70 тысяч человек.

Разновидность «открытых уроков» — образовательный раздел YouTube EDU (www.youtube.com/education) с десятками тысяч видеолекций по изобразительному искусству, дизайну, медицине, журналистике, юриспруденции и др. из 150 мировых вузов, в том числе Йеля, Стэнфорда, Гарварда, а также «уроки» от Билла Клинтона и Тони Блэра. Свои каналы здесь есть у МГИМО и МГУ. Другое практичное образовательное направление — подкасты и iTunes U от Apple. Кстати, именно благодаря Стиву Джобсу в мае 2007 года ведущие университеты мира получили собственные цифровые разделы в iTunes. Теперь грызть гранит науки можно 24 часа в сутки. Например, во время пробежки прослушать лекцию про кольца Сатурна, за завтраком ­изучить причины экономического кризиса и историю британской моды, а по дороге с работы — аудиокурс китайских идиоматических выражений. Главное, не останавливаться!

Программы и материалы от ведущих вузов планеты

• Гарвардский университет — athome.harvard.edu
• Йельский университет — oyc.yale.edu/courselist, yaleglvobal.yale.edu, www.yale.edu/divinity/video/index.shtml
• Калифорнийский университет Беркли — webcast.berkeley.edu
• Колумбийский университет —ci.columbia.edu/ci/index.html
• Массачусетский технологический институт — ocw.mit.edu/index.html
• Оксфордский университет — webcast.oii.ox.ac.uk
• Принстонский университет — hulk03.princeton.edu:8080/WebMedia/lectures

Виртуальные лектории: От науки сна до выращивания органов для трансплантации

• Конференции ted.com. В числе лекторов: Билл Гейтс, Джеймс Кэмерон и Джеймс Уотсон.
• hsetube.skillopedia.ru — образовательные лекции от преподавателей Высшей школы экономики
• theoryandpractice.ru — ­семинары, лекции, мастер-классы и другие формы интеллектуального времяпрепровождения в формате «образование+развлечение».
• openu.ru — Открытый университет «Сколково». В разделе «Видео» — полезные семинары на бизнес-темы: от воспитания лидера до привлечения инвесторов.

Рейтинг Top-100 Rambler «дистанционное образование»

1. www.intuit.ru — Национальный открытый университет «ИНТУИТ».
2. www.reshuege.ru — обучающая программа для прохождения ЕГЭ.
3. www.videotuts.ru — бесплатные видеоуроки по компьютерной графике и дизайну.
4. www.real-english.ru — «Английский язык без дураков» для всех желающих.
5. www.sql-ex.ru — практические навыки в изучении языка SQL.
6. www.fdo.tusur.ru — высшее дистанционное «от психологии до туризма».
7. www.russia-italia.ucoz.ru — итальянский язык самостоятельно или с репетитором по Skype.
8. english-study-online.ru — английский для ленивых и не только.
9. hi-edu.ru — Институт открытого образования МГУП.
10. blogozhitel.ru — понемногу обо всем: от уроков русского бильярда до забивания гвоздей и маскировки синяков (видимо, от двух предыдущих занятий).


Реклама

Популярні матеріали

Які босоніжки нам потрібні цієї весни


«Діамант — найгарніша і найбажаніша інвестиція»: засновниця Diva...


Сучасний погляд на українські традиції: чому варто відвідати...


Читайте також
Популярні матеріали