Яна Саленко о бесстрашии, любви с первого взгляда и мировой премьере балета "Марлен Дитрих"

Яна Саленко танцует на лучших балетных сценах мира: она прима-балерина Берлинского государственного балета и приглашенная солистка Королевского театра Ковент-Гарден

В три года ее отдали на фигурное катание, в шесть — на художественную гимнастику в школу Дерюгиных. В балет Яна Саленко пришла только в 12 лет. Из родного Киева она уехала учиться в Донецк, в школу хореографического мастерства Вадима Писарева, затем стала солисткой Донецкого театра оперы и балета. Через пару лет, победив на Конкурсе имени Сержа Лифаря, вернулась в столицу сразу на ведущие партии в Национальную оперу Украины. А после трех сезонов в Киеве Яна переехала в Германию навстречу стремительной карьере в Staatsballett Berlin: там в течение двух лет она стала примой-балериной и на пике карьеры родила сына.

Яна абсолютно не боится перемен. Она лаконично поясняет: «Я принимаю все, что предлагает мне жизнь. Очень редко отказываюсь от новых возможностей, только если обстоятельства категорически мешают. Я так живу и развиваюсь, думаю, это моя судьба — постоянно быть в движении и творчестве». А еще судьба примы Берлинского балета и приглашенной солистки Ковент-Гардена — быть любимой не только публикой во всем мире, но и настоящими мужчинами мечты. Один из них — ее муж Мариан, второй — сын Марлей.

Костюм и туфли, Saint Laurent

Татьяна Голубева: Вы родились в Киеве, но уехали учиться в Донецк. Почему?

Яна Саленко: Ключевую роль в балетной карьере сыграла мой первый педагог Травиата Ивановна Самойленко из хореографического колледжа «Кияночка», которая научила меня любить эту профессию. Именно она посоветовала мне поехать в Донецк, в школу хореографического мастерства Вадима Писарева. Меня звали учиться и в Петербург, но родители не хотели отпускать так далеко. А наша с братом учеба в Киевском хореографическом училище им была не по карману.

Т. Г. Вы обладательница пяти золотых медалей на конкурсах балета. Какой из них для вас самый ценный?

Я. С. Конкурсы научили меня преодолевать страх сцены, чувствовать себя на ней уверенно. Каждый из них был ценен и сложен по-своему. Больше всего запомнились первые победы, ради которых было потрачено много усилий. К Международному конкурсу Сержа Лифаря 2002 года меня готовила народная артистка Украины Елена Филипьева. Она вложила очень много сил и любви в работу со мной, помогла развить артистизм, индивидуальность. Но главное — она в меня верила. Я благодарна за те маленькие секреты, которые помогли мне в дальнейшем: Елена подготовила меня к работе в театре, рассказала, чего ожидать от позиции солистки и с какими трудностями бороться.

Т. Г. На конкурсе балета в Вене вы встретили своего будущего мужа Мариана Вальтера.

Я. С. Когда я ехала в Вену, мечтала познакомиться с Владимиром Малаховым, который был организатором конкурса. Этот танцовщик вызывал у меня неподдельный интерес. У нас дома было много DVD с его выступлениями. Малахов очень красив, я практически была в него влюблена. Когда впервые увидела танцующего Мариана, мне показалось, что он очень похож на Малахова. А познакомились мы уже во время церемонии награждения. Мы оба завоевали золото: перед выходом на сцену я поздравила Мариана с победой, мы обнялись по-дружески. В этот момент что-то произошло, мы буквально не могли оторваться друг от друга, нас притянуло как магнитом. Думаю, это была любовь с первого взгляда! После конкурса мы разъехались по домам, а уже через два дня Мариан меня разыскал. В следующем году на конкурс в Хельсинки мы с ним ехали уже как пара. Самостоятельно готовили выступление, смогли все идеально отрепетировать, к тому же мы прекрасно смотрелись на сцене вместе. И, конечно, поддерживали друг друга морально.

Т. Г. Сравните украинскую и европейские школы балета.

Я. С. Сложно говорить о каких-то конкретных различиях сегодня: время меняется, а с ним и техника, и технологии. Как знать, может, за нас в будущем будут роботы танцевать? Но в целом у каждой школы прослеживается национальный стиль, манера танца. Например, суть берлинской школы — как раз в интернациональности. Здесь много танцовщиков из разных стран, каждый привносит что-то свое. Сам репертуар и преподавание уходят в сторону модерна, тут любят акробатику, сложные трюки, с удовольствием пробуют новое. А классический танец в Берлине в основном преподают русские и украинцы. Украинской школе я бы тоже пожелала исследовать новые стили. Балет обязательно должен развиваться!

Т. Г. Мне кажется, у вас с мужем самые красивые тела в сегодняшнем балете. Просто мечта скульптора!

Я. С. Спасибо. Мариан таков от природы, поддерживать форму ему не составляет большого труда. Тренировки делают его еще красивее. Занятия балетом формируют гармоничную структуру тела: все мышцы постоянно в работе, и происходит это не так, как в спорте, где делается упор на что-то одно. Благодаря балету мышцы становятся длиннее и тоньше. Так что я рекомендовала бы заниматься классическим танцем в качестве хобби просто ради того, чтобы выработать эту тонкость и осанку.

Т. Г. С возрастом на поддержание формы требуется больше времени?

Я. С. Да, это правда. Чем старше становишься, тем больше приходится прикладывать усилий. Балетное тело — как скрипка, каждую струну необходимо настраивать ежедневно. Главное для меня — всегда хорошо разогреваться перед началом работы, делать специальную гимнастику и только потом идти на класс. А если что-то болит, сразу принимать меры: нельзя терпеть и пускать все на самотек. Форму помогает поддерживать и правильное питание: мой рацион состоит из овощей и фруктов, рыбы и курицы, я стараюсь избегать жирного и сладкого. Обязательно — хороший сон и баланс в работе. Телу нужно давать время восстанавливаться.

Т. Г. Вы приглашенная солистка Ковент-Гардена. Поделитесь своими впечатлениями от Лондона, от театра.

Я. С. Это просто мечта — работать в Королевском театре, я считаю его лучшим в мире! Находиться там и работать — одно удовольствие, иногда чувствую себя королевой, так они меня балуют. В Ковент-Гардене делают все возможное, чтобы артисты ощущали себя счастливыми и в плане комфорта, и творческого развития. У театра крупные спонсоры, большие связи, здесь могут реализовывать постановки любого масштаба и сложности. Они ориентированы на бизнес, поэтому команде есть на что жить. Мне очень приятно, что меня пригласили танцевать. Иностранные гости на этой сцене скорее исключение, куда больше здесь уважают британских артистов. Как-то я зашла в кафе рядом с театром и со мной обходились так, словно я известный футболист. Приятно осознавать, что наш тяжелый труд действительно ценят независимо от национальности.

Т. Г. Вы танцуете по всему миру, какую сцену считаете родной для себя? Чем отличается публика в разных странах?

Я. С. Больше всего мне нравится танцевать в Берлине. Это мой дом, здесь я чувствую, что меня любят и ценят. В целом мне нравится всюду, где приходится часто выступать. Тот же Ковент-Гарден — его королевская атмосфера меня просто завораживает. В Аргентине, на Кубе, во всех латиноамериканских странах чувствуется открытость и любовь публики к балету. Нравится танцевать в Италии. Недавно в Америке после моего маленького выступления зрители аплодировали стоя. В Германии от восторга люди хлопают в ладоши и стучат ногами, чтобы звук был громче.

Платье, Litkovskaya

Т. Г. Какой город для вас наиболее комфортен?

Я. С. Берлин. Я здесь уже 12 лет, прижилась, привыкла к немецкой системности и точности. В Берлине очень удобно жить: из-за больших налогов особо не разбогатеешь, но банковская система устроена так, что без денег не останешься. Все откладывается, хранится, можно не беспокоиться о пенсии.

Т. Г. Назовите топ-5 балетных трупп в мире.

Я. С. Лучшими я считаю Ковент-Гарден, Мариинский театр, парижскую Гранд-Опера, миланский Ла Скала и Большой театр.

Т. Г. Ваш девятилетний сын Марлей удивительно похож на папу! Вы очень быстро вернулись в балет после родов — как вам это удалось?

Я. С. Прежде всего я хотела доказать самой себе, что можно молниеносно вернуться в форму. Уже спустя два месяца я вышла на сцену. Если бы моя мама не помогла поначалу с ребенком, пришлось бы гораздо сложнее. Мой супруг — замечательный папа, он всегда ухаживал за нашим сыном, когда меня не было дома. Я очень благодарна ему за помощь!

Т. Г. Есть ли у вас хобби, не связанное с балетом?

Я. С. Я люблю шить, это как терапия. Звук машинки меня очень успокаивает. Чаще всего шью себе повседневные платья, иногда могу сделать что-нибудь вечернее. Занимаюсь этим ради удовольствия, нередко вещи потом просто лежат, в итоге кому-то их дарю. Иногда, если есть вдохновение, шью себе балетные костюмы.

Т. Г. Вы живете в насыщенном культурными событиями городе, часто выступаете в других столицах. Остается ли время на посещение каких-либо мероприятий?

Я. С. В Лондоне, когда есть время, хожу в художественные галереи. Но в основном сил остается только на то, чтобы дойти до гостиницы и лечь отдыхать. В Берлине часто ходим с мужем в кино, дома смотрим сериалы. Наши любимые — «Хороша я жена», «Форс-мажоры», «Безумцы». Нам очень нравится их классическая строгая эстетика.

Т. Г. Как организован быт в семье звезд балета?

Я. С. Мы очень просто относимся к быту и помогаем друг другу во всем. В основном Мариан готовит вечером, а я отвечаю за завтраки. Если честно, готовить я не люблю, делаю это очень медленно. Даже мамин опыт — а она профессиональный повар — не помог: когда она готовила, я обычно лишь наблюдала.

Т. Г. Есть ли еще балетные вершины, которые вы хотели бы покорить?

Я. С. Мне нравится одержимость балетом Рудольфа Нуреева. Мечтаю побить его рекорд, а он танцевал более двухсот спектаклей в год. Меня заводит сама идея сделать что-то невозможное!

 

ТЕКСТ: ТАТЬЯНА ГОЛУБЕВА

ФОТО: ДЕНИС МАНОХА

СТИЛЬ: НАТАЛЬЯ ОСАДЧАЯ


Реклама

Популярні матеріали

Fashion Talk: 15 питань Ользі Галушці про улюблені бренди...


Яке взуття обирають на зиму модниці: 28 найстильніших варіантів...


«Мій бекграунд — це основа, що дарує мені свободу». Інтерв’ю з...


Читайте також
Популярні матеріали