«Какое время, такой и герой»: Тоня Ноябрева о том, как создается фильм

Украинский режиссер рассказала Кате Гайдут о съемках фильма «Герой моего времени» и о том, какой непростой это процесс

Тоня Ноябрева — украинский режиссер, автор короткометражных фильмов «День независимости» и «Все буде добре», а также полнометражного фильма «Герой моего времени», который выйдет на экраны в 2018 году. С Тоней мы встретились в киевской кофейне и за стаканчиком морса обсудили муки творчества, любимые фильмы, внутренние сомнения. Мы также поговорили об ощущении уюта, красоте и ценностях, которые должны присутствовать в жизни.



О себе, семье, гастролях

Кто я? Я Тоня. Всегда стеснялась определить род своей деятельности. Сказать «режиссер» — нескромно. Но кто же я тогда? Поэтому всегда отвечала прежде всего себе: я Тоня, Тоня Ноябрева. С самого детства ощущала себя отдельным человеком. Мне даже сложно понять, как это — быть маленьким ребенком. Всегда чувствовала себя самостоятельной, полноценной личностью. Да, живущей в полной семье, любимой родителями, но со своими представлениями о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

Я росла с родителями-актерами и до шести лет ездила с ними на гастроли. Мы брали с собой кипятильники, плитки и втихую готовили в номерах отелей. Это было запрещено, нас могли выселить из гостиницы: мы нарушали технику пожарной безопасности. Поэтому прятали все, окна завешивали одеялами. Некоторые варили борщ в раковине с помощью кипятильника. Здесь самое главное было, когда перемешиваешь, не задеть затычку. Но что ж поделать, такая была гастрольная жизнь.

Яркое впечатление детства — Сухуми, Батуми. Я у папы на плечах. Сахарная вата, чурчхела. Все залитое солнцем. И внутри осознание: жизнь только начинается.


 

О фильмах как отражении альтер эго

Скажу вам так: все кино, которое я снимаю, — обо мне. И короткометражная лента «День независимости» не исключение. Другое дело, обстоятельства могут быть разными. В фильме парни планируют интересно провести день, но планы меняются – покупаются пиво и водка. Так часто происходит и в реальной жизни. Можно начать день с пробежки в ботаническом саду и обнаружить себя пьяным в девять вечера в неприглядном виде возле Майдана.

Все начинается с обещаний. Мы верим в то, что с понедельника сядем на диету. Или будем читать по книге в неделю. Но так получается, что часто мы даем себе обещания, которые не выполняем. Мы строим какие-то планы, которым никогда не суждено сбыться. Вы думаете это саморазрушение? Нет, это жизнь.

Для меня все, что я снимаю, — это способ посмотреть на себя со стороны. Разобраться в собственных проблемах. Во всяком случае, диагностировать их. Это мое альтер эго. Я не рассматриваю персонажей своих фильмов как незнакомцев. Как каких-то примитивных людишек, которые ходят и что-то делают, а я другая. Нет, я так не думаю. Мало того, полностью себя с ними отождествляю.

О наградах

Награды — это то, что важно для меня. Они показывают, что ты не ошибся. Лично я, терзаемая внутренними сомнениями и раздираемая страшными демонами, каждый день думаю о том, что другие снимают прекрасные фильмы, а я — черт-те что. И это стыдно, никому не нужно и вообще не стоит показывать. Когда тебе не хватает хвалебных слов, когда хочется, чтобы все говорили, что ты такая классная.

Когда ты держишь в руках награду, ты на одну секунду чувствуешь себя хорошо. Моя близкая подруга называет это «почухиванием по пузику». Но как только спускаешься в зал, сразу думаешь: «Все, это первый и последний раз. Больше ничего хорошего никогда я не придумаю».

С одной стороны, ты самокритичен, но с другой — ты просто не можешь не снимать. Для меня кино — это наркотик. Я по-другому не умею самовыражаться. Кто-то пишет картины, поет, я коммуницирую с миром через фильмы. И просто разбираюсь со своими проблемами. У меня нет желания пасти народы. Мне бы себя понять.

О процессе создания

Идея фильма сравнима с появлением прыща: что-то «вскакивает» на лице и от тебя это не особо зависит. После рождения идеи начинаются муки. Ты не можешь ничего написать, создать, придумать. Ты не спишь, куришь, подливаешь себе вина и все время ждешь, что вот-вот создастся, родится. Но ничего не происходит. Думаешь, раз вино не помогает, пойду-ка я на йогу, может, станет легче. Нет, и здесь ничего не происходит. Ты мучаешься и понимаешь, что идея в тебе должна вызреть, выбродить.

В итоге получается, что ты мучаешься над идеей, над сценарием, на монтаже, в работе над звуком, над титрами, цветом. Потому что на всех этих этапах ты переживаешь 158-е, 159-е, 160-е рождение своего фильма. Я в темноте что-то нащупываю. Ищу ответы. За мной идет армия съемочной группы. Но куда я иду, не знаю. Всем вру, конечно, что знаю, где выход, но на самом деле — нет. Потому что сама интуитивно пытаюсь найти свет.

О фильме «Герой моего времени»

Путь героя начинается с убеждения: «Ха! Сейчас я стану главным человеком большого города». Ему кажется, что все очень легко и просто, но оказывается, что это не так. Он пытается преодолевать трудности. Правда старается, но не так сильно, как хотелось бы. Герой моего времени, моей страны далек от классического литературного героя. Он не способен на большие чувства и весомые поступки. Тогда, спросите вы меня, почему же он герой? А я отвечу: какое время, такой и герой.



Для меня этот фильм — попытка разобраться в сегодняшнем дне, в реальности и в том, что нас окружает. Насколько мне это удалось, не знаю. Но могу единственное сказать, что очень пагубно искать врага извне. Мне кажется, что все беды нашей страны из-за того, что мы такие. И правительство наше никто нам не прислал из космоса, чтобы они чинили какие-то пакости. Все происходит так, как мы того заслуживаем. Ведь если оглянуться, можно увидеть: мир у наших ног. Только мы закрыты от него. Живем в своей реальности и не хотим из нее выходить. Однако, думаю, что мы не одни такие. В Америке, Европе масса похожих на нас — отрешенных, невключенных. Уверена, что в каждой стране есть что-то подобное.

«Герой моего времени» — это мой первый полнометражный фильм. Первый большой ребенок. Хотелось бы, чтобы картина превзошла ожидания. И чтобы вывела меня на новый профессиональный путь.


О доме, уюте, красоте

Для меня дом — это место, где никого нет и я в домике. Это мое место комфорта. Я люблю приглашать друзей. Люблю звать тех, кого действительно люблю. Мы много едим, смеемся, заводим интеллектуальные беседы. При этом я закрытый человек. Редко бываю на вечеринках. Могу долго собираться, краситься. А после обнаружить себя умытой, лежащей в кровати и смотрящей сериал.

Мне важно, чтобы холодильник был заполнен простой едой. Я ценю минимальный комфорт. Роскошь — это не о еде. Самая главная роскошь — возможность делать то, что ты хочешь. И работать с теми людьми, с которыми ты хочешь работать. И больше никаких излишеств не нужно, поверьте мне.

Как мне сегодня быть режиссером? Отвечу так: если можешь не быть режиссером, не будь им. Я сейчас говорю вполне серьезно. Если можешь не снимать, не снимай. Это касается любой творческой профессии. Считаю, что мы все слишком зависимы от того, чем занимаемся. А ведь талант может уйти от тебя. Ты ему не хозяин. Сегодня он есть, а завтра нет. Это дар, который тебе не принадлежит. Ты только взял его поносить. И неизвестно, когда он исчезнет. Поэтому говорю серьезно: если ты можешь не быть творческим человеком, не будь им. Тебе же будет лучше. Но если влез в эту воду, тогда выплывай.


 

5 фильмов, которые советую посмотреть

«Лето 1993 года» — фильм режиссера Карла Симона — поразил меня. Это испанская картина, выдвинутая на «Оскар». Удивительно нежное, волнующее, потрясающее кино.

«Нефть» — фильм Пола Томаса Андерсона. Считаю актера Дэниэла Дэй-Льюиса самым выдающимся. Жаль, что он недавно заявил об окончании своей кинокарьеры. Хотя Дэй-Льюис часто меняет сферы деятельности (когда-то он даже был сапожником), поэтому кто знает, как оно сложится... В любом случае, всем советую посмотреть этот фантастический, аскетический, холодный фильм.  

«Ты живущий» — картина скандинавского режиссера Роя Андерссона. Прекрасный фильм.

«Скафандр и бабочка» режиссера Джулиана Шнабеля. Это невероятно красивая и пронзительная лента. Очень советую посмотреть.  

«Возвращение» режиссера Андрея Звягинцева. Считаю, что это лучшая его картина. Самая выразительная, целостная, законченная — как пуля, которая попадает в тебя и остается навсегда.


Реклама

Популярні матеріали

Образ дня: Мадонна показує, як носити трендову шубу від...


Святковий wishlist популярних українських візажисток


Empowering Year: Наталія Яроменко в ексклюзивному інтерв’ю для...


Читайте також
Популярні матеріали