Спустя 35 лет после «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта на экраны вышел «Бегущий по лезвию — 2049», заставивший зрителей с новой точки зрения взглянуть не только на Рика Декарта, но и в целом на жанр научной фантастики. Главную роль в этой картине сыграл любимец публики Райан Гослинг, который согласился поговорить со мной о фильме за чашкой кофе в ресторане отеля Ritz-Carlton.
Лена Бассе и Райан Гослинг
Сиквел к фильму Ридли Скотта, который с 1982 года обрел культовый статус и армию фанатов, было доверено снимать Дени Вильневу, режиссеру вышедшей в прошлом году картины «Прибытие» о посещении Земли инопланетянами. Ридли Скотт лично благословил французского канадца на продолжение истории Рика Декарта, предложив в случае необходимости свою помощь. Но этого было, конечно, недостаточно. Ведь для создания нового «Бегущего по лезвию» нужен был герой. Авторы сценария утверждают, что сначала появился Райан Гослинг, а затем уже вся история и собственно сценарий. Причем сам Харрисон Форд на правах голливудского ветерана предложил студии в качестве своего партнера по съемочной площадке именно этого актера. Дени Вильнев был с ним солидарен. То есть абсолютно все в Райане видели человека, способного не только воплотить на экране достоверный образ молчаливого и сдержанного героя, пытающегося выжить в атмосфере гнетущего одиночества, но и мастерски выразить сложную гамму переживаний при помощи лишь взгляда или едва заметного поднятия брови. Недаром лучшие образы 36-летнего актера, воплощенные им в «Драйве» и «Простит только Бог», — это роли немногословных персонажей. Даже в успевшем набить оскомину мюзикле «Ла-Ла Ленд» его Себастьян явно предпочитает пение вербальному выяснению отношений.
Похожие материалы:
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию — 2049"
Нужно признать, что молчаливостью отличаются не только экранные герои Гослинга, но и он сам. Райан — один из немногих молодых голливудских актеров, кто тщательно скрывает от общественности личную жизнь и старается не распространяться о своих родных и близких. Он никогда особо не комментировал отношения с Евой Мендес, с которой они уже несколько лет воспитывают двух дочерей, да и теперь, после разрыва, он не собирается это обсуждать. И будто одной неразговорчивости самого Райана было недостаточно, киностудия потребовала от актеров, снявшихся в картине, как можно меньше распространяться на тему сюжета. Сейчас это уже не имеет значения, но тогда, до выхода фильма на мировые экраны, за соблюдением данного требования следил целый штат сотрудников из Warner Bros. и Columbia.
Райан и Ева
Зайдя в ресторан отеля Ritz-Carlton в даунтауне Лос-Анджелеса, я не сразу узнала звезду Голливуда в скромном парнишке, одетом в джинсовую куртку и вязаный пуловер с узорчиками. Райан Гослинг выглядел как подросток, волею случая вдруг оказавшийся в гламурном ресторане, а не в каком-нибудь «Старбаксе». И лишь ироничная, но благодушная улыбка, вызывающая в собеседнике ответную реакцию и желание заплатить за обед, выдает в нем известного любимца публики.
Похожие материалы:
Лена Бассе: Вы помните, когда впервые посмотрели «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта? Какое впечатление этот фильм произвел на вас?
Райан Гослинг: В первый раз я увидел картину о Рике Декарте, когда мне было 12 лет и, если честно, не слишком отдавал себе отчет в том, что именно должен был чувствовать после просмотра. Фильм был завораживающий, странный, совершенно непохожий на обычные научно-фантастические картины. Только потом я понял, что в отличие от них, в этой ленте присутствовали элементы film noir 40-х годов и именно это привносило в атмосферу «Бегущего по лезвию» горькую и щемящую меланхолию. А спустя время я узнал, что этот фильм повлиял не только на весь последующий кинематограф, но также и на литературу, особенно на тот жанр, что зовется киберпанком.
Л.Б. А в чем, по-вашему, причина того, что фильм сразу приобрел статус культового?
Р.Г. Не менее интересным, чем сам фильм, было то чувство, которое возникало после его просмотра. Этот город, в котором все время шел ночной дождь, отражения неоновых огней в лужах, вавилонское столпотворение различных культур, контрастирующее с пустыми пространствами покинутых зданий и одиночеством главного героя, просто не оставляли меня. Мир, который создал Ридли Скотт, гнетущий, холодный, но в то же время вполне вероятный, как и существующие в нем герои. Забыть его просто невозможно. Наверное, именно из-за этой незабываемости фильм и стал культовым для многих поколений. Помню, как я, будучи еще 12-летним мальчишкой и потратив 4 бакса на диск с тремя фильмами Харрисона Форда, впервые задумался после просмотра «Бегущего по лезвию» о том, что означает быть человеком. И действительно ли воспоминания так важны для нашей самоидентификации как вида.
Похожие материалы:
На съемках фильма "Бегущий по лезвию — 2049"
Л.Б. Ответы на эти вопросы вы уже знаете?
Р.Г. До сих пор ищу их.
Л.Б. Чем вас больше всего привлекла работа над продолжением «Бегущего по лезвию»?
Р.Г. Прежде всего мне было любопытно. Хотелось знать, что произошло с героями, знакомыми с детства. В то же время я боялся, что особое настроение, царившее в оригинальной картине, может исчезнуть, если мы не справимся со своей задачей. Я не хотел испытать разочарование и еще больше переживал, что разочарую других. Но прочитав сценарий, я с облегчением вздохнул: новая история была потрясающая, а обсудив фильм с Дени, я удостоверился, что сиквел будет достойным своего предшественника.
Л.Б. Но почему Дени именно в вас видит вдохновителя всего проекта?
Р.Г. Это все потому, что я каждый раз даю ему 50 баксов за то, что он так говорит журналистам. (Улыбается.) И еще потому, что мы оба из Канады. Разве вы не знаете, что в Голливуде процветает землячество? (Смеется.) На самом деле нам с ним здорово работалось вместе. Он всегда прислушивается к мнениям со стороны и в то же время неуклонно и четко придерживается собственного видения фильма. Удивительная способность совмещать несовместимое. (Улыбается.)
Похожие материалы:
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию — 2049"
Л.Б. У второго фильма невероятная визуальная картинка! Тяжело, наверное, сниматься в сценах, предусматривающих тотальную компьютерную обработку и целые слои спецэффектов? Это ведь ваш первый опыт в съемках sci-fi?
Р.Г. Да, первый. Как раз поэтому я и представлял себе, что придется много сниматься на фоне зеленого экрана. И очень удивился, когда, приехав в Будапешт, очутился на крошечной съемочной площадке, набитой реквизитом и декорациями. Например, когда я по сюжету должен был смотреть из окна, то через улицу прямо передо мной стояли макеты домов. И в них было освещение, причем в каждом окне оно приобретало особый оттенок — от слегка зеленоватого или желтоватого до синего и белого. А потом еще и снег пошел. Я просто обалдел! То есть уровень подготовки к съемкам был невероятно высок. И это не только облегчало работу над ролью, но и чрезвычайно вдохновляло.
Л.Б. Музыка в фильме тоже является его неотъемлемой частью. Она хоть иногда звучала на съемочной площадке для создания настроения?
Р.Г. Нет, на съемочной площадке была абсолютная тишина, потому что именно так предпочитает работать главный оператор Роджер Дикинс. Дени даже монтировал весь фильм без музыки, наложил ее лишь в самом конце. Поэтому, когда в первый раз мы сами увидели картину на премьерном показе, то, благодаря саундтрекам, она произвела на нас такое невероятное впечатление, словно это не мы снимались в ней: с музыкой каждая сцена заиграла по-новому.
Похожие материалы:
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию — 2049"
Л.Б. У вашего героя вместо имени — набор букв и цифр, но все его называют просто К. В ходе фильма у него появляется «дополнительное» имя – Джо. Джо К как сокращенное от Джозефа К – это, случайно, не аллюзия на Йозефа К из «Процесса» Кафки?
Р.Г. Случайно это может быть все что угодно! (Улыбается.) Вы вольны интерпретировать, как вам заблагорассудится, и, кстати, мне ваш вариант очень импонирует. А то ведь некоторые журналисты в имени моего героя КД9—3.7 углядели намек на К-9 — общее название всех полицейских собак в США. В нашем фильме несколько смысловых слоев, и мне нравится, когда кто-то удивляет меня своим прочтением той или иной аллегории. Мне немного жаль, что цитаты из романа «Бледный огонь» Набокова многие упустили во время просмотра фильма. Сам роман в кадре отметили, но не более.
Л.Б. Этот фильм действительно сильно отличается от большинства привычных для нас научно-фантастических картин. Как бы вы сами определили, о чем он?
Похожие материалы:
Р.Г. Это фильм точно не о роботах и даже не об искусственном разуме. Самое интересное в концепции обеих картин заключается в идее репликантов, которые на биологическом уровне, по сути, ничем не отличаются от людей. Внутри у них нет железных скелетов и проводов. Разница лишь в способе их появления на свет. Харрисон Форд сказал бы, что их создали без удовольствия. (Смеется.) К тому же репликанты всегда являются чьей-то собственностью. Они существуют лишь для того, чтобы облегчать людям жизнь, часто выполняя при этом самую неприглядную работу. Такая ситуация вынуждает тебя задать себе множество вопросов и взглянуть на существующий мир по-другому: а не является ли уже его частью многое из заявленного в фильме? То есть в моем понимании наш фильм не только sci-fi или нуар-киберпанк, но и философская картина, предлагающая поразмыслить, что есть реальность, эмоции, чувства.
Похожие материалы:
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию — 2049"
Л.Б. В 2049 году вам будет почти столько же, сколько сейчас Харрисону Форду. Вы задумывались о том, как будете выглядеть к тому времени?
Р.Г. Главное, чтобы Харрисон больше не бил меня по лицу, иначе от этого лица ничего не останется задолго до наступления 2049 года. (Смеется.)
Л.Б. Ну а пока вы, похоже, собрались из будущего прямиком в прошлое? А заодно снова объединились с Дэмьеном Шазеллом в работе над фильмом «Первый человек»?
Р.Г. Съемки пока не начались, но могу сказать, что история там увлекательнейшая. Не говоря уже о том, что в процессе подготовки к роли астронавта Нила Армстронга мне посчастливилось провести время с его семьей, пообщаться с его сыновьями и женой и даже с друзьями детства. Все они пытались изо всех сил быть полезными, потому что история Нила сильно повлияла на их жизни. Да и не только на их. Мне самому неоднократно приходилось слышать фразу о том, что раз уж человек побывал на Луне, то и я могу добиться всего, что захочу. Так ведь оно и есть на самом деле.
Райан Гослинг и Харрисон Форд