23 ноября в широкий прокат вышла историческая драма «Наполеон» с Хоакином Фениксом в главной роли. Рассказываем эксклюзивные подробности о съемках долгожданного байопика.
Не у всех режиссеров достаточно опыта, видения и уверенности, чтобы снять такую масштабную кинокартину, как «Наполеон». Однако это не касается Ридли Скотта — после почти 50 лет в режиссерском кресле он настолько овладел жанром, что находился в своей стихии даже в самые сложные дни на съемочной площадке — например, когда несколько камер одновременно работало на 360 градусов, а битвы происходили на сотнях квадратных метров.
Съемка на несколько камер — это вызов всей команде, а особенно для операторов и отдела продакшн-дизайна. Режиссер-постановщик Дариуш Вольский должен был убедиться, что каждая камера снимает картинку с правильным освещением и кадрированием, а художник-постановщик Артур Макс разработал такие декорации, в которых можно было жить.
Для Дариуша Вольского работа с Ридли Скоттом была подлинным удовольствием.
«У людей есть предубеждение, что если вы снимаете на несколько камер, то ставите под угрозу освещение и кадрирование, но Ридли — очень визуальный человек, и мы нашли этот магический подход к освещению пространства, расположению актеров и нахождению ракурсов, с которых они все выглядят интересно», — комментирует Вольский.
Трехкратный номинант на премию «Оскар» Артур Макс утверждает, что был в восторге от работы над воспроизведением эпохи Наполеона.
«Это мой любимый период, ведь он очень разнообразен. Это время охватывает невероятный спектр — от роскошных дворцов до нищих лачуг. Более того, в этом фильме мы воссоздали масштабные военные битвы, такие как битву под Ватерлоо, Маренго, Бородино и Аустерлицем».
Артур Макс работал со Скоттом над 15 фильмами (первым был «Солдат Джейн» в 1997 году). Он знает, как сильно изменился за последние десятилетия продакшн-дизайн.
«Мы всегда строили гигантские декорации, однако сейчас используем пространство по-другому, — объясняет он. — Когда мы снимали "Гладиатора", компьютерная графика только зарождалась, поэтому у нас были ограничения по многим идеям. Сейчас наши амбиции выросли вместе с технологиями. Однако мы все равно предпочитаем реальную картинку и лишь частично опираемся на CGI».
Скотт неоднократно собирал команду вместе, чтобы продемонстрировать масштабные модели декораций сражений под Ватерлоо, Аустерлицем или зарисовки художественного отдела. Режиссер хотел поделиться своим видением и направить команду к тому результату, которого стремился достичь.
Во время съемки «Наполеона» Скотт использовал до одиннадцати камер одновременно. Хоакин Феникс очень радовался возможности работать на съемочной площадке Ридли Скотта.
«Иметь возможность работать с таким режиссером, как Ридли, — невероятная удача. Пока ты работаешь в кадре, он фиксирует малейшие детали, которые потом оказывают большое влияние на сюжет».
Режиссер хотел снимать на несколько камер, так что локации, в которых проходили съемки, нужно было полностью задекорировать. Несмотря на то что Артур Макс много раз работал с Ридли Скоттом, он нервничал из-за масштабов поставленной задачи:
«Я и моя команда должны были внимательно следить за картинкой на мониторе, ведь в работе с Ридли большую роль играет масштаб и количество деталей, которыми заполнена каждая сцена».
Ванессу Кирби, исполнительницу роли Жозефины Богарне, также поразил масштаб съемок: «Я помню, как мы с Хоакином смотрели на одну из площадей на Мальте, где находились все эти рыночные лотки с огромным количеством людей, вовлеченных в кадр, а также то, сколько разных декоративных деталей наполняло площадку. Все это выглядело просто невероятно», — рассказывает Кирби.
Одним из ключевых факторов при съемке был поиск локаций различных дворцов и других исторических зданий, где происходили важные для Наполеона события.
В основном команда старалась проводить съемки вблизи Лондона, однако были исключения. Например, поместье Боутон, расположенное в Нортгемптоншире, примерно в трех часах езды от Лондона. Оно было построено в 18-м веке англичанином, восхищавшимся французской архитектурой. Поместье напоминало французский замок с сотнями акров земли, где пасутся овцы и лошади, а везде растут красивые старые дубы. Такая локация и стала поместьем Наполеона.
Также съемки проходили в Оксфордшире — в Бленгеймском дворце:
«Это неоклассическое здание в палладианском стиле. Экстерьер дворца прекрасно послужил нам для съемок нескольких кардинально разных сцен, привязанных к разным странам. Как Скотту Ридли удалось с помощью одной локации показать разные временные периоды, спросите вы. Однако этот мужчина настолько талантлив, что для него нет ничего невозможного», — рассказал Макс.