В третьем материале, посвященном свадебным традициям Украины конца XIX – начала ХХ века, мы подробно рассматриваем Киевскую, Черкасскую и Ивано-Франковскую области. Прочитать о других областях можно по ссылкам: Часть 1 и Часть 2.
Киевская область, Киевско-Святошинский район
Земли, прилегающие к столице Украины, сохранили большое количество интересных элементов в одежде, обрядах и традициях. Богатое население прикиевских сел сохранило свой строй и идентичность. Одним из важнейших обрядов, которые остаются актуальными и сегодня, — обряд благословения родителями. Во время обряда мать обязательно держала икону в руках, а отец — хлеб. Таким образом, дети получали подтверждение от родителей на согласие их союза. Благословение происходило следующим образом: молодожены приходили к родителям перед венчанием, становились коленями на рушник перед родителями и склоняли головы. В свою очередь родители поклоняли их иконой и хлебом.
Иван Гончар, «Свадебная пара»
Накануне свадьбы проходил девичник. В этот вечер молодые заканчивали все приготовления к столу, украшение и создание атрибутов. Например, украшение ветки. Ветку должен был выкопать дружба молодого и принести к девушкам, которые потом должны были ее украсить.
Интересно, что в Киевской области выкуп берет младший брат невесты. Он выступает как представитель рода молодой. При выкупе жених и брат молодой торгуются. Молодой предлагает деньги, товары и животные в обмен на любимую.
К. Трутовский, «Свадебный выкуп». 1881 г.
Когда молодой заходил в дом, он видел молодую, сидевшую в углу на кожухе. Лицо невесты было закрыто платком. Заходя в дом, молодой был в шапке, что для этикета того времени было недопустимо. Этот жест позиционировал молодого как завоевателя, который мог себе позволить такие нарушения. Этнографы отмечают, что не без сопротивления молодой, жених срывал с нее платок и только после этого мог ее поцеловать.
Во время свадьбы молодые находились в переходном состоянии между сменой социальных статусов. Находясь в этом состоянии, молодожены уже не были девушкой и парнем, но еще не стали мужем и женой. Собственно платок, покрывавший голову и лицо невесты, защищал ее от внешних негативных воздействий и завистливых глаз в этот хрупкий переходный период от одного рода к другому. Снятие платка молодым символизировало фактически смерть девушки в роду своей матери и рождение в роде мужа.
Николай Пимоненко, «Свадьба в Киевской губернии»
В понедельник утром, после того, как состоялся обряд коморы (брачная ночь), в знак того, что девушка была целомудренной до вступления в брак, вывешивался красный флаг. Красный цвет символизировал чистоту невесты. В Киевской области часто вывешивали каламайковый пояс — элемент традиционного наряда, изготовленный из фабричной шерстяной ткани. После первой брачной ночи молодая выходила из дома молодого и направлялась в дом родителей, а боярин (дружба) в это время размахивал красным флагом, подтверждая тот факт, что молодая была целомудренной. Затем флаг цеплялся на крышу дома молодого.
Черкасская область, Черкасский район
Интересным в плане исследования традиций, национальной одежды и архаических элементов Черкасской области того времени можно считать населенный пункт Яснозорье. В Яснозорье и близлежащих поселениях законсервировались давние традиции, которые не прерывались до 70-х годов XX ст.
Иван Гончар, Свадебные традиционные обряды
Свадебные венки в Черкасской области поражают своей фактурой, цветами и элементами. Венки состояли из бумажных цветов, восковиц, 12 пучков барвинка. Венок создавался непосредственно на невесте вечером перед свадьбой, поэтому она была вынуждена спать сидя, чтобы не разрушить конструкцию.
Что касается рушников, то в Черкасской области часто использовали известные кролевецкие рушники красного цвета из Сумской области. На свадьбе обязательно должно быть два рушника: одним подпоясывалась невеста, а второй — держала на руке.
Невеста и жених из Яснозвезда / Фото «Бабочки в голове»
В Черкасской области, как и во многих других областях Украины, одним из самых значемых обрядов было выпекание караваев, шишек. Так, в Черкасской области еще пекли «борону» — это специальный хлеб, который одевался на шею. Им одаривали и благодарили крестных родителей. В Черкасской области женщин, которые пекли каравай, называли «липашками». Это были замужние, старшие и счастливые в браке женщины. Во время выпечки они клали внутрь четыре монеты и два сырых яйца, которые затем запекались с караваем.
Никакая свадьба не обходилась без сватов и свашек. Они должны были следить за порядком на свадьбе и выполнять функции тамады.
Существовал интересный обряд в Черкасской области, когда одаривали свашек платками. Происходила своеобразная игра — на палку связывают платок и поднимают вверх, дразня участников игры. В это время свашки пытаются ухватить приз.
Ивано-Франковская область, Косовский район
На Гуцульщине был древний патриархальный уклад. В ряде сел Косовского района женщина к мужчине всю жизнь обращалась на Вы. Ранее браки могли также заключаться по договоренности родителей, без согласия молодых.
Карпаты являются специфичным регионом. Скотоводство в этой местности всегда доминировало над земледелием. Поэтому творог использовался и в свадебных обрядах. В частности, производились калачики из сыра, которые вязались на руки с помощью лент. Они имели функцию современных колец. Эти калачики хранили всю жизнь и во время погребального обряда их могли вкладывать в гроб.
Считалось, что молодожены на свадьбе находятся в своем самом праздничном статусе за всю жизнь, поэтому их называли «Князь» и «Княгиня».
После венчания молодые должны были разломить свадебный калач. Тот, кому удавалось отхватить большую часть, считался головой в будущей семье. Затем калач раздавали всем гостям.
Также существовала традиция, когда супруги направляли еще целый калач на группу людей, заглядывая в его круглое отверстие. По поверью, сколько людей супругам удастся увидеть через отверстие — столько и будет у них детей.
После венчания родители встречали молодых, осыпая зерном и угощая медом.
Количество гостей на традиционной гуцульской свадьбе зависело от финансового состояния молодых. Гости приходили на свадьбу с венком кукурузы на шее и бутылкой водки. Когда гости расходились, родители молодых выряжали сватов тоже венком кукурузы и бутылкой водки.
Очень важным элементом на гуцульской свадьбе является свадебное деревце. Деревце делали из сосны. В канун свадьбы дружбы отправлялись в горы на поиски деревца. Эту сосну приносили в дом и ставили на стол в отверстие калача перед молодыми. Для того чтобы сосна была хорошо зафиксирована ее могли привязать к потолку. На Гуцульщине мужчины могли исполнять обрядовые песни. В селах даже существовал специальный мужчина («спивак»), исполнявший исключительно обрядовые песни.
Музыканты на свадьбе обязательно играли «на добрый день», что означало прибытие и начало игры музыкантов, и играли «на спокойную ночь», знаменуя окончание своего выступления.
Материал создан на основе документальной ленты «Свадебное наследие», 2020 года