Виталий Сыч: полная версия интервью

Виталий СычВиталий Сыч

ВИТАЛИЙ СЫЧ БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ БЫЛ ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ЖУРНАЛА «КОРРЕСПОНДЕНТ», ПОСЛЕДНИЙ ЗА ЭТО ВРЕМЯ СТАЛ САМЫМ АВТОРИТЕТНЫМ И ПОПУЛЯРНЫМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИМ ИЗДАНИЕМ В УКРАИНЕ. В НОЯБРЕ 2013 ГОДА В СВЯЗИ СО СМЕНОЙ СОБСТВЕННИКА И ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ В РЕДАКЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ УВОЛИЛСЯ ВМЕСТЕ С КОЛЛЕКТИВОМ ЖУРНАЛА, ЧТО СТАЛО ОДНИМ ИЗ САМЫХ ГРОМКИХ СОБЫТИЙ ГОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИАСФЕРЕ. С МАЯ 2014 ГОДА — ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ «НОВОЕ ВРЕМЯ». СЛОГАН ЖУРНАЛА: «МЫ НЕ ПОДДЕРЖИВАЕМ ПАРТИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ – МЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ ИДЕИ».

ВИТАЛИЙ ПАСЕЧНИК: В этих интервью мы с Соней вначале стараемся сказать что-нибудь приятное. Сегодня моя очередь. Хочу вас поздравить: я впервые, не помню уже за какое время, лично видел людей, которые шли на почту оформлять подписку на еженедельник. И это только мои знакомые.

ВИТАЛИЙ СЫЧ: Спасибо. Передайте своим знакомым, что они все правильно делают.

СОНЯ ЗАБУГА: Не знаю, насколько правильным будет спрашивать, что изменилось для политических СМИ за последний год. У вас изменения действительно кардинальные.

В.С. Можно и так сказать. Десять лет я работал главным редактором журнала «Корреспондент». Последние несколько лет, когда Янукович был президентом, делать свою работу профессионально и честно стало очень тяжело. «Корреспондент» продолжал жить, если можно так выразиться, не благодаря, а вопреки. Журнал, как и раньше, выходил с острыми обложками и материалами. Но закончилось все тем, что нам показали список правил, что можно делать, а чего нельзя.

В.П.: Это от собственника исходило?

В.С.: Да, но подробности того списка я обсуждать не хочу — будет непечатно. Нам прямо сказали: или вы с нами, или нет. Там присутствовали некоторые лица из Москвы, они объяснили: мол, имейте в виду, через год по-другому вообще нигде работать не будут. Вариантов не оставалось, я сказал, что ухожу, и ребята, коллектив, тоже уходят.

С.З.: Сейчас работать стало легче? Списков больше нет?

В.С.: Списков нет. Сейчас есть одна проблема, коммерческая. Рекламный рынок — как лакмусовая бумажка, он первым реагирует и на рост, и на падение экономики. Ведь если вы, скажем, глава компании и у вас падает бюджет, вы же не будете сразу увольнять сотрудников или урезать зарплаты. Первое, что вы сделаете, — сократите расходы на рекламу. И сегодня все компании такие расходы сократили. Еще важно, чтобы на рынок приходили новые игроки. Каждый раз, когда какой-нибудь международный бренд начинает деятельность в новой стране, он запускает большую рекламную кампанию. Но в страну, где идет война, новые бренды не приходят.

В.П.: Дистрибуция, наверное, тоже оставляет желать лучшего. Вы же не можете рассчитывать на продажи в Крыму, на Донбассе?

В.С.: Когда мы поставили на Донбасс первый номер «Нового времени», там его даже боялись выставлять в киосках. На нашей первой обложке был изображен Путин в балаклаве, а рядом на корточках сидел Янукович в спортивном костюме с гранатометом. Смысл заключался в том, что все эти безобразия на Востоке инициируются Путиным, а Януковичем поддерживаются. Киоскеры нам сказали: «Мы не можем такое здесь ставить, будут проблемы. В лучшем случае просто побьют витрины». А через какое-то время вопрос с продажами на Донбассе снялся сам собой: журнал вообще нельзя было доставить — везде перекрыли дороги.

С.З.: Но у вас же есть еще интернет-версия, портал nvua.net. Его в этих регионах читают?

В.С.: Читают. Если брать географию нашего интернет-ресурса, то на первом месте ожидаемо Киев, номер два – Одесса. Дальше идет Харьков, Днепропетровск и Донецк. Крым, как ни странно, на седьмом месте. Вроде бы и неинтересно им должно быть, но читают.

В.П.: А в России?

В.С.: Да. Процентов 20 трафика идет из России.

В.П.: В чем вообще состоит миссия политических СМИ и как она меняется в ситуации внешней агрессии?

В.С.: В принципе, миссия всегда одна – представлять общественность в диалоге с властью. Критиковать, давить на власть и делать так, чтобы она выполняла свой контракт с избирателем и обществом. Сегодня правила изменились. Я помню слова одного из грузинских оппозиционеров, когда на территории Грузии, как и у нас сейчас, стояли российские войска. Его спросили: «Почему вы не критикуете Саакашвили, вы же оппозиция, а у президента много ошибок». Он ответил, что пока у нас остается хотя бы один российский солдат, мы не будем критиковать Саакашвили. Потом будет время для критики. То же самое и в Украине. Мы стараемся меньше критиковать правительство и президента. Но если есть откровенное проявление коррупции, нельзя забывать: война войной, а страну разваливать никто власти не позволит.

В.П.: Кстати, о президенте: вам помогает личное знакомство с Петром Порошенко?

В.С.: Оно бы помогало, если бы Порошенко давал мне какие-то эксклюзивы, комментарии. А так, сейчас вообще не контактируем. Думаю, президенту не до эксклюзивов, если у него на два часа ночи в графике стоят встречи, а утром опять работа. Я бы не хотел сейчас быть президентом — очень тяжелая обстановка.

В.П.: Что значит делать политический еженедельник сегодня? Когда вокруг революция, аннексия, война – все, что кажется актуальным во вторник, устаревает в среду.

В.С.: Знаете, что касается политического еженедельника, такое положение вещей всегда присутствует. Но вы правы, сейчас это актуально как никогда. Очень динамично все, постоянно что-то меняется. Скажем, во вторник мы придумываем тему на обложку – то, что кажется на этот момент наиболее важным. Например, собираем все возможные доказательства присутствия в Украине российской кадровой армии. А в пятницу это уже не дискуссионный вопрос: весь мир знает, что российская кадровая армия находится на территории Украины, и доказывать это не нужно.

С.З.: В этом и состоит конкуренция политических журналов: кто оперативнее? Кто быстрее отреагировал, проанализировал?

В.С.: Даже не кто раньше, а кто интереснее. У кого-то может быть недельный номер хороший, а у кого-то получается вообще неинтересный.

С.З.: А в Интернете?

В.С.: Мы стараемся работать по определенному принципу. Сегодня, например, многие ресурсы дают за день, скажем, пять новостей, посещаемость растет. А потом они эти новости просто снимают. Оказывается, что три новости из пяти были неправдой. Или, как вариант, новость взяли из социальных сетей, и она не имеет ничего общего с действительностью, зато сенсационная. Такое делают, и даже без примечания в названии, что новость из соцсети. Мы так не поступаем. Из-за этого, теоретически, можем проигрывать конкуренцию. Потому что все, кто дал сенсацию, пусть и неправдивую, получили в этот момент внимание пользователей, трафик…

С.З.: Зато у вас красивый дизайн сайта! Из всех новостных ресурсов он самый современный, самый модный.

В.С.: Спасибо, мне тоже нравится.

В.П.: Ваш стартап еще чем примечателен: глядя на него, кажется, что сделать такой успешный проект – вполне реально. Еще вчера ничего не было, а уже сегодня во всех киосках страны первый номер журнала… Вас цитируют, на вас ссылаются.

В.С.: На самом деле очень непросто все. У каждого ведь еще своя ситуация: у меня, например, двое маленьких детей… Вообще когда все новое, нужно массу решений принимать, идет непрерывный поток административно-юридических, организационных вопросов. Когда это все решится, надеюсь, станет проще. Ну вот свежий пример. Сейчас мы будем переходить с nvnet.ua на двухбуквенный домен, будет просто nv.ua, но это тоже сложный многоступенчатый процесс. Нужно сначала получить торговую марку, а это четыре месяца, потом получить сам домен, сделать рехостинг сайта – видите, я уже такие слова теперь знаю. То есть все, что было на старом домене, перенести на новое место. Ну и дальше: что-то слетает, какие-то баги идут…

С.З.: Ну и человеческий фактор…

В.С.: Да, плюс людям, которые приходят из других изданий, нужно время, чтобы влиться. Вот если вы из ежемесячника придете, вам тоже нужно будет время для адаптации. Кто пришел из ежедневок – та же история. Странно, вроде бы теперь всего одну статью в неделю нужно сделать, но все по-другому: и фотографии важнее, чем в газете, и язык совершенно другой. А потом за время, пока адаптировались эти, два человека уже пропали: один запил, у другого личные обстоятельства. И опять нужно закрывать эти пробелы. Это, кстати, реальность, все невыдуманные истории. Я полагаю, что за год стабилизируется. Будет легче.

В.П.: Вы говорите, что теперь из проблем остались только экономические факторы. А что, не могут, тем более сейчас, в преддверии выборов, сделать какое-нибудь предложение, на которое Виталий Сыч не сможет ответить отказом? Чисто теоретически?

В.С.: Теоретически, это может сделать только власть, правильно? Ну больше некому. Могу сказать, что пока такого не было.

С.З.: То есть к вам с интересными предложениями не приходят?

В.С.: Нет, предложения могут быть. Но это не давление. Если вы хотите продать часть своей репутации, брать взятки, получать такие деньги – ну что ж, делайте это. Не хотите – не делайте. И все. А давление, это когда у вас нет выхода: или вы делаете, или мы вам лицензирование устраиваем какое-нибудь. Но я не думаю, что такое сегодня может быть. Зная Петра Порошенко…

В.П.: Как вообще с политиками, тяжело работать? Сильно раздражают?

В.С.: Ну, я уже давно… Нет, в принципе, не раздражают. Хотя это, конечно, не американские политики: все хотят куда-то пролезть, «кручу-верчу» и так далее. Принципов меньше намного, но в целом мы уже давно привыкли.

С.З.: А сам вы на выборы, случайно, не собираетесь? А то буквально каждый день новая информация по поводу того или иного журналиста, идущего во власть.

В.С.: Много, да. Но я пока не планирую. Тем более у нас проект, есть обязательства перед инвесторами, и их нужно выполнять, и перед людьми обязательства. Просто сейчас куда-то уйти – это несерьезно с моей стороны.

В.П.: Кстати, о людях. Авторы вашего издания могут иметь точку зрения, которая не совпадает с точкой зрения главного редактора?

В.С.: В разделе «Мнения» – да. А в остальном журнале, в аналитических статьях просто нет настолько четко выраженной позиции в обычном понимании. Вы просто можете на какую-то тему обратить внимание, на какую-то нет, можете по-своему обработать информацию. Но в целом у нас все люди разделяют одни ценности: экономические свободы и так далее. Во-первых, многие, процентов 60 коллектива, в «Корреспонденте» работали до этого. И новые ребята из «Коммерсанта», из других мест придерживаются тех же взглядов. Если вы, например, симпатизируете Коммунистической партии, вы у нас долго не проработаете, и не потому, что вас уволят, нет. Вы просто сам уйдете. Ваши тексты никто не будет воспринимать всерьез. Был такой человек в «Корреспонденте» лет семь назад, не буду фамилию называть, из России. Симпатизировал идеям Северной Кореи, Коммунистической партии. Пару месяцев у нас поработал.

В.П.: Мы уже определили, что президентом вы быть не хотите, а журналистом? Не жалеете о выборе профессии, тем более в сегодняшних реалиях?

В.С.: Нет, я больше жалею, например, своих друзей, которые служат в финансовых корпорациях, где строгая вертикаль, корпоративный дресс-код и рабочий день с девяти до шести. Мне кажется, у меня интересная работа.

В.П.: Всегда хотели заниматься политическими СМИ?

В.С.: Нет, я случайно стал журналистом. Закончил иняз, приехал в Киев, искал работу — подвернулась работа журналиста.

С.З.: …а затем и работа главного редактора. Теперь вы еще и руководите интернет-порталом nvua.net. Как все успеваете? Тексты, например, все вычитываете?

В.С.: Это физически невозможно. Лично вычитываю только самое важное, заголовок, подзаголовок. Недавно в выходные, наконец, лег на диван и прочитал несколько статей из «Нового времени», которые давно уже хотелось прочитать. Но это редкость. Когда журнал вышел, ты больше психологически на него не настроен. Теперь нужен новый номер. И там должно быть уже все полностью новое.


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали