«Ти можеш створити себе такою, якою хочеш. Чому хтось зміг, а ти не зможеш?» — победительница «Модель XL»

Говорить «да» любым возможностям и ставить перед собой только большие цели — правила, которые привели начинающую модель plus size Наталку Петрик к победе в проекте «Модель XL» и на обложку ELLE. Берем на вооружение!    

Обрывки разговоров за соседними столиками рассыпаются в белом пространстве модного ресторана. Неожиданно грохочет кофемашина — и почти одновременно появляется Наталка. Сонный интерьер наполняется жизнью. Она улыбается и обнимает меня как старую знакомую. Пуловер открывает плечи, кошачьи стрелки и сверкающая подводка по нижнему веку маскируют усталые глаза. Вчера победительница второго сезона «Модели XL» («1+1») Наталка Петрик снималась в рекламной кампании духов — эту победу она завоевала в одном из конкурсов программы, пройдя через фотосессию ню. Спрашиваю, пришлось ли раздеваться вчера. Смеется: «Ні, хоча зараз я би вже отримала задоволення від такої зйомки. А тоді думала більше не про те, що я відчуваю, а про наслідки». — «Що скаже тато?» — «Що йому скажуть люди, як він до церкви в неділю піде (смеется). Тоді все чисто на адреналіні вийшло». Впрочем, и на адреналине победа не была случайной: после вчерашней фотосессии Наталка подписала следующий контракт и стала лицом каталога косметического бренда. Ее карьера модели стартовала уже без оглядки на телешоу. 

Наталка Петрик

Плащ, Atelier Andre Tan; серьга, Misho

Она выделялась среди других участниц проекта. На отборочном туре представилась дочерью мэра, вела себя уверенно — было заметно, что 23-летняя студентка юрфака Львовского университета, говорящая на семи языках, знает себе цену. Таких берут на ТВ, чтобы двигать сюжет, подогревать конфликт и создавать поводы для обсуждений, но она не была однозначной претенденткой на победу. Телевидение любит драму, и по этим законам логично было бы увидеть корону победительницы на девушке непростой судьбы — Золушке, получившей шанс вырваться из беспробудных трущоб. А Наталку с ее образом «крихітки» из благополучной семьи конкурентки обвиняли в том, что она пришла на проект «просто развлечься». Как Петрик смогла сломать стандартный сценарий? 

Появление проекта «Модель XL» стало возможно на волне бодипозитива, когда мы заговорили о том, что здоровый и красивый человек не обязан помещаться в рамки 90-60-90, и в модельном бизнесе есть место пышным формам. Хотя у моделей плюс сайз есть свои стандарты, идея шоу не столько в соответствии им, сколько в утверждении, что модель — это серьезная профессия, она (или он) умеет побеждать свои страхи, бросать себе вызовы и хочет развиваться. А профессиональная модель плюс сайз уверена в себе и своей красоте настолько, что и у других не остается сомнений на этот счет. 

Уверенность Наталки производила впечатление, но что-то не вязалось в этом образе. Ее лейтмотивом к победе, судя по фрагменту интервью, который показывали почти в каждом выпуске «Модели XL», было «не розчарувати тата». Юрий Петрик — мэр маленького городка Добромыль на границе с Польшей. Но мэром он стал несколько лет назад. Практически все детство Наталки прошло без родителей: они были в Италии на заработках, девочку воспитывала бабушка. В Украину мама с отцом вернулись, когда Наталка была уже подростком и, по ее словам, к тому моменту у них было мало что общего. «Вони ніби собі галочки ставили, а не питали, що мені подобається», — Наталка рассказывает, как хотела поступать в Католический университет на философию и богословие, но папа поставил условие, часто звучавшее в постсоветских семьях, затронутых катаклизмами 90-х: юридический или экономический. Математику она не любила, хотя училась в Малой академии наук и в 11-м классе получила первое место в Украине за научную новизну формулы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности. «Бабця була вчителькою радянської закалки, в мене було перенасичення математикою. Тому юрфак».

Во Львове ее привычный мир рухнул — и началась другая жизнь. Общежитие стало для домашней девочки шоком: «В Добромилі я багато спілкувалася з монахами, нікуди не ходила гуляти. Першого ж вечора у гуртожитку заходжу у сусідню кімнату, а там сексом займаються. Я забігла до себе і розридалася». Но адаптация была недолгой. Так бывает с детьми, не успевшими на бунт переходного возраста:

«Якщо ти спочатку скромна-скромна, а потім бачиш, скільки можна, і ніхто не узнає... Тато казав мені не зв’язуватися з поганими компаніями, тому я їх очолила».

Так начался поиск себя. По словам Наталки, в школе у нее не было амбиций, все, чего ей хотелось, — быть нормальной, не выделяться. Было ли это связано с внешностью? Она находит в телефоне фото девочки-подростка с неловкой улыбкой и волосами, густо накрученными «на бумажки»: «Нормально в одинадцятому класі так виглядати? Я була дуже негарна». — «Але ж це питання не зовнішності, а впевненості в собі?» — «Зараз я впевнена, що це так. Але тоді...» В конце первого курса она зашла на работу к младшему брату отца, и тот обратил внимание Наталки на одну из своих сотрудниц — «Рази в чотири більша за мене. Але вона сяяла, навколо неї хлопи штабелями та і всі решта... І в мене щось клацнуло в голові. Бо в гуртожитку, незважаючи на те що я влилася в колектив, перший рік лягала спати з макіяжем, бо раптом хтось зайде, а я негарна. Ходила в платтячках, на каблах.

Це потім зрозуміла: набагато крутіше в кедах і футболці будь-де впасти у траву і дивитися на небо, а не думати, як виглядаєш у цей момент.

Наталка Петрик

Платье, Atelier Andre Tan; серьги, Misho

В стремлении быть, а не казаться, помогла и новая любовь — путешествия автостопом. Однажды, разговорившись с незнакомцем в маршрутке, уже спустя час она ехала с ним на перекладных в Дублин. «Автостоп — це круто, ти не обмежений нічим, їдеш куди хочеш. З місцевими спілкуєшся, отримуєш нові емоції. А ще мені подобається, що сьогодні хочеш — виглядаєш розумною, завтра — легковажною. Немає прив’язування до якоїсь соціальної маски». Свой положительный опыт с автостопом Наталка объясняет формулой: «Вселенная к тебе добра, пока ты добр к ней». И это заблуждение человека, которому посчастливилось не столкнуться на своей дороге с чем-то действительно плохим, помогло ей поверить: мир открыт для любых экспериментов. То есть вообще для любых.

Следующей авантюрой стало участие в кулинарном телешоу. «В гуртожитку всі приколювалися, коли я їла пельмені зі згущенкою або тунець із зефіром, ну і заповнили замість мене анкету. Я навіть не знала, і тут дзвонять: у Львові кастинг, готуйте страву і приходьте». Ни на что всерьез не рассчитывая, она сделала себе яркий макияж и купила готовое блюдо в «Пузатой хате». «Прийшла і розказала про себе, про автостоп та інші безбашенні речі. А потім мені подзвонили: «Крихітко, ви в сотні». Она стала самой младшей участницей проекта, четырнадцать раз оказывалась под угрозой вылета и проходила дальше (мировой рекорд для международного формата). Тогда Наталка и вывела правило: любые испытания делают тебя лучше. И еще одно: зачем стоять в стороне и смотреть, как что-то происходит, если можешь в этом участвовать? После кулинарного шоу она не оставила увлечения кухней и написала в ресторан с мишленовской звездой в Испании — попросилась на стажировку. Ей ответили.

«Ми пахали по сімнадцять годин в день, виходили з роботи — і я вже не могла дочекатися завтра, щоби знову вийти на кухню. Для мене суть стажування не в тому, щоб засвоїти нові техніки чи рецепти, а щоб отримати дозу натхнення, в собі перетравити та створити щось своє».

Кухня — по-прежнему ее любовь, она постоянно экспериментирует, заставляя еду то летать (реальная история, над которой ломали головы специалисты кафедр физики и химии Львовского университета), то светиться, она патентует свои открытия и, собираясь в путешествие, планирует не осмотр памятников, а работу на кухнях звездных ресторанов. «Мені дуже подобається професія кухаря, — признается Петрик. — Але до неї треба буде повернутися трохи пізніше, коли я стану спокійнішою, врівноваженішою».

Наталка Петрик

Платье, Atelier Andre Tan; серьги, Misho

Зачем она пришла на кастинг «Модели XL»? Все по той же причине — чтобы лучше узнать себя. Ей интересно испытывать свои возможности. Наталка — представительница поколения Z, которое не хочет зависеть от чужих ожиданий и оценок. У нее в голове нет стереотипной картинки раз и навсегда выбранной дороги, нет якорей-привязок к одной профессии, нет необходимости представляться: «я — юрист» или «я — модель». Она знает, что может быть кем угодно, кем захочет. И желание не разочаровать родителей — это попытка доказать им свое право на счастье. Во время кулинарного проекта Наталка поссорилась с отцом, который отказывался всерьез воспринимать ее увлечение гастрономией.

«Тато гадає, що буде щасливий, якщо я буду юристом. Але насправді щасливим він буде, якщо я буду щасливою», — уверена она.

Многие люди, боясь не оправдать родительских ожиданий, так и живут в чужой матрице. Наталку это не устраивает. Человеку, который пришел к такому осознанному решению в двадцать лет самостоятельно, а не в сорок на кушетке психоаналитика, это должно дать неплохую фору по жизни. 

Не бояться своих желаний она учит и родителей. Это Наталка подтолкнула отца пробовать свои силы в городском управлении. «Він найкласніший чоловік у моєму житті — такий дуже правильний. Перед останніми виборами я від когось почула: ото було б діло, якби твій тато став мером. Я загорілася і його настроїла, він сам від себе не очікував! Але врешті погодився: ок, ідемо на вибори, тільки мамі не кажемо. Він виграв і за два роки зробив для міста більше, ніж хтось робив за останні двадцять. Я йому кажу: «Дивись, в тебе ветеринарна освіта, але тобі приносить задоволення щось інше. І тільки зараз його, здається, попускає по відношенню до мене». 

Наталка говорит, что к концу «Модели XL» она изменилась во всем, в том числе и в отношении с другими участницами. Проект помог ей ощутить ответственность перед теми, кто ее поддерживает, включая 65 тысяч подписчиков в инстаграме. «Раніше я не працювала з аудиторією, а зараз думаю, як цим правильно зайнятися. Але щоб бути корисною, треба нести щось цінне і постійно створювати його в собі». Похоже, это и есть ее цель на ближайшее время. «Коли я згадую себе малою, то розумію, що дуже класно, коли є людина, яка може стати прикладом. Я би хотіла тим дівчаткам, які на мене підписані, прищепити інше ставлення до себе, інші варіанти розвитку подій, — подтверждает Наталка. — Це круто — допомагати комусь. Це важливіше, ніж задоволення власного его, бажання зробити ще три обкладинки до кінця року чи щось таке».

Эта история не о Золушке, ставшей принцессой. История Наталки о том, что в мире любых стандартов ты можешь сама управлять своей судьбой. И прежде чем я выключу диктофон, она скажет:

«Коли я поступала в універ, чи я могла собі уявити такий розвиток подій? Ти завжди можеш створити себе такою, якою хочеш. Немає обмежень. Чому хтось зміг, а ти не зможеш? Хто тобі таке сказав?» 

фото Денис Маноха
стиль Наталья Осадчая
ассистенты фотографа Денис Самоткал, Анна Горкун
прическа Henry Olivier/B-agency (Paris)
макияж Анна Калитяк 
продюсер Татьяна Пинская

Редакция благодарит парижский универмаг Printemps за помощь в организации съемки.


Реклама

Популярні матеріали

Українська кухня: веганські рецепти на сніданок, обід і вечерю...


Чай із кульбаби: корисні властивості, правила приймання та...


Old money — естетика, яка ніколи не вийде з моди: складаємо образи...


Читайте також
Популярні матеріали