«Римские каникулы» / Roman Holiday
(1953), реж. Уильям Уайлер
На самом деле нет никакой необходимости рекомендовать одну из величайших комедий всех времен в качестве подходящей для новогодних праздников – ну а когда же еще смотреть добрые сказки про принцесс и влюбленных в них благородных журналистов? Но можно пойти и более сложным путем. Есть такой фильм – «Это случилось однажды ночью» – безупречный эталон романтической комедии, знакомство с которой может навеки отбить интерес к представителям этого жанра просто потому, что ее действительно очень часто копируют. К тому же картина, на секундочку, завоевала еще и так называемую большую оскаровскую пятерку – статуэтки за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучшие актерские работы. Кроме нее это удавалось лишь двум фильмам, максимально далеким от беззаботной любовной авантюры – «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и «Молчание ягнят» (1990). Чувствуете, как у ленты незримо добавляется вес?
Похожие материалы:
К чему же это все? А вот к чему: снял «Это случилось однажды ночью» Фрэнк Капра, впоследствии создатель лучшего в мире новогоднего фильма «Эта замечательная жизнь» (1946). Капра задумывал «звездный ремейк» своего детища, но разногласия со студией вынудили отказаться от проекта. Ремейк достался Уильяму Уайлеру, который и сделал из компромиссной ленты с не самым солидным в мире бюджетом в полтора миллиона долларов хит под названием «Римские каникулы» с неземной Одри Хепберн и Грегори Пеком. Но наследие Капры, на стадии разработки проекта уже имевшего опыт сверхпраздничной «Этой замечательной жизни», в нем все равно ощущается: «Каникулы» похожи на «Это случилось однажды ночью» как родные братья с большой разницей в возрасте.
Кстати, сценарий для «Римских каникул» писал Далтон Трамбо, опальный сценарист, отсидевший год в тюрьме за отказ свидетельствовать против своих коллег (подробнее об этом – в фильме «Трамбо» (2015), который засветился в прошлом оскаровском сезоне). Из-за этого в титрах значилось чужое имя, а «Оскар» за картину Трамбо получил уже после смерти. Так что когда вы будете смотреть этот фильм, вооружившись знаниями о его истинном происхождении, вы будете восстанавливать историческую справедливость.
«Земляничная поляна» / Smultronstället
(1957), реж. Ингмар Бергман
У Бергмана вполне недвусмысленная репутация автора жестоких и холодных шедевров, безжалостных семейных драм и исторических притч, в которых дела у героев неизменно идут по направлению от плохого к худшему. Может быть, мы немного сгустили краски, но «Земляничная поляна» в любом случае выбивается из общей картины – трогательная и остроумная, она выдерживает интонацию, которая куда теплее обычной режиссерской. Речь в фильме идет о пожилом профессоре, который вместе с невесткой отправляется на вручение почетного звания, по дороге вспоминает свою жизнь и встречается с разными людьми – словом, делает все, что велит хороший роуд-муви. «Земляничная поляна» вместе с вышедшей в том же году в разы более мрачной «Седьмой печатью» сделали Бергману имя, а уж сколько раз лента была процитирована всеми подряд (в том числе и Вуди Алленом, горячим поклонником Бергмана), и вовсе не счесть.
Похожие материалы:
«Восемь с половиной» / 8½
(1963), реж. Федерико Феллини
Еще один фильм, проникнутый ностальгической интонацией со схожим горько-сладким привкусом. Во многом автобиографическая лента «Восемь с половиной» повествует о режиссере в состоянии вялотекущего творческого кризиса, а ее название ссылается на количество снятых Феллини фильмов. Картина принесла создателю третий «Оскар» в карьере и главный приз Московского кинофестиваля, с которым связана забавная байка. Говорят, что награда того киносмотра по плану должна была достаться производственной «заказухе» «Знакомьтесь, Балуев!», но жюри воспротивилось и вопреки давлению сверху отдало заслуженный приз Феллини. «Восемь с половиной» во многом основывается на потоке сознания и эклектике повествования, что создает эффект путешествия в сон кого-то, подозрительно похожего на Феллини. А есть ли лучшее время для таких вылазок, чем праздники?
«Амадей» / Amadeus
(1984), реж. Милош Форман
Именно Милош Форман снял упомянутую выше картину «Пролетая над гнездом кукушки», так что к работе над «Амадеем» он приступал уже в статусе маститого режиссера. Биографический фильм о Моцарте, которого вспоминает престарелый Сальери, собрал восемь премий «Оскар», солидную кассу и стал одной из ярчайших работ своего создателя (и своего времени). Увидели словосочетание «биографический фильм» и теперь думаете, листать ли дальше или сразу заснуть от скуки? Не торопитесь с решением.
Похожие материалы:
Эмигрировав в Америку из Чехословакии, перфекционист Форман четыре года жил на полтора доллара в день, на которые регулярно приобретал колу и гамбургер. Нет, дело не в невостребованности, просто режиссер был недоволен качеством предлагаемых ему сценариев. Так что, завоевав признание, он бы вряд ли взялся за нечто негодное, правда? К тому же такого Моцарта вы еще не видели: Форман где-то откопал информацию о том, что смех гения звучал как «заразительное безумие», и выстроил вокруг этого крайне эксцентричный образ. К слову, музыковеды утверждают, что Сальери при жизни был популярнее Моцарта, и травить его не стал бы за неимением мотиваций, но красивый сюжет всегда лучше унылой действительности. Кстати, смотреть лучше полную версию, которая идет три часа. Не пугайтесь: есть вероятность, что по их истечении вы попросите добавки.
Похожие материалы:
«Малхолланд Драйв» / Mulholland Drive
(2001), реж. Дэвид Линч
Наверное, когда-то вы смотрели этот фильм и ничего не поняли. Или не смотрели, но кто-то из ваших одержимых друзей прожужжал им все уши. Или посмотрели, собрали все увиденное в единую картинку, восхитились и решили пересмотреть заново, но так этого и не сделали. Во всех трех случаях красивая грустная сказка о любви и закулисье Голливуда будет куда полезнее, чем сотый просмотр «Один дома». Ладно, скажем честно: почти что угодно будет полезнее.
Изначально «Малхолланд Драйв» должен был стать сериалом, и окрыленный Линч работал над трехчасовым(!) пилотом. Но после, согласно его воспоминаниям, на полдороги к нему прислали представителя студии, который должен был ознакомиться с проделанной работой. Дальше произошла форменная катастрофа: представитель студии смотрел раннюю версию «Малхолланд Драйва» в шесть утра между первой и второй чашками кофе, да еще и разговаривая по телефону. Не поверите, но он ничего не понял. И непонимание свое донес студии, которая запаниковала и закрыла проект.
Отснятый материал больше года пробыл в подвешенном состоянии, и никакого фильма бы не случилось, не приди к Линчу гениальная идея. Отсюда резкий поворот истории на исходе второй трети – ведь режиссеру нужно было как-то объяснить все сюжетные арки, которые он планировал раскрывать на протяжении нескольких сезонов. Так что «Малхолланд Драйв» – шедевр не только в драматургическом и повествовательном, но еще и в производственном смысле. И да, это не самый веселый в мире фильм, но его красота с лихвой компенсирует минорный настрой. К тому же немного светлой грусти никогда и никому не мешало. Да зачем я вас уговариваю? Скорее идите смотреть Линча!
Похожие материалы: