ФІЛЬМ ТИЖНЯ: ХАВ'ЄР БАРДЕМ ТА ПЕНЕЛОПА КРУС У...

ЗНАЙ НАШИХ: УКРАИНСКИЙ БАЛЕТНЫЙ ПРОЕКТ...

СВЕТЛАНА ЛОБОДА СТАЛА МАМОЙ ВО ВТОРОЙ РАЗ

ВИКТОРИЯ БЕКХЭМ РАССКАЗАЛА, ПОНРАВИЛОСЬ ЛИ ЕЙ...

ВЫБОР БИЛЛА ГЕЙТСА: 5 КНИГ, КОТОРЫЕ СТОИТ...

Книжных дел мастер: Арианна Хмельнюк

В преддверье нового цикла занятий от NIICE Publishing Стася Миндлина встретилась с Арианной, которую не так-то просто застать в Киеве, расспросила ее о чувствах организатора, о путешествии длиной в полгода, о том, что читает книжный профессионал и, конечно, о главном деле ее сегодняшней жизни.

По собственной инициативе меньше двух лет назад Арианна Хмельнюк создала независимое издательство NIICE. Публикация артбуков, дистрибьюция интеллектуальных изданий, посвященных искусству, а кроме того, проведение лекций и воркшопов в области дизайна и самиздата стали ее регулярной деятельностью, привлекающей все больше профессионалов и просто желающих изучать альтернативные подходы к издательскому делу на практике.

Детские мечты, книги об искусстве и театральная режиссура

Несколько лет назад, на месте прошлой работы, у меня была собственная полка с книгами об искусстве, которые никто, кроме меня, не читал. Я всегда испытывала интерес к искусству, культуре и образованию. Помню, как в очередной раз задумалась о том, что происходит в этих сферах на территории Украины, и задалась вопросом, как можно поменять ситуацию, компенсировать отсутствие доступных альтернативных систем образования, школ дизайна высокого класса. Пожалуй, уже тогда мне хотелось привозить знания издалека.

В детстве я представляла себя полевым журналистом, бегающим по джунглям с фотоаппаратом. А в действительности занималась в художественной школе со стандартным подходом к каждому ученику, где тебя в лучшем случае идентифицируют по фамилии. Да, мне нравилось рисовать, но я быстро теряла к этому интерес: не хватало интенсивности в педагогическом плане. Судя по всему, во мне была изначально заложена тяга к многозадачности, поэтому я и поступила на театральную режиссуру. Но, познакомившись поближе с образом жизни театралов, поняла, что это не мое. Хотя сами мультидисциплинарные знания, преподаватели и динамика дали мне многое.

Свое дело – отличная школа

Мне кажется, каждому необходимо поставить перед собой задачу реализовать собственный проект, пусть небольшой и даже неприбыльный. Однажды я поняла, что единственный способ, чтобы дело не наскучило через год-два, –делать его мультиформатным. Это позволяет каждый раз ставить перед собой совершенно неожиданные цели.

Многие идеи в сфере самиздата крайне трудно реализовать по многим причинам. На разных этапах приходится сталкиваться с ленью или некомпетентностью. Когда это происходит довольно часто, то учишься заново любить людей, не опускать руки, нацеливаться идти до конца, несмотря ни на какие кризисы. Иметь свое дело – это отличная школа. Я бы сказала, лучшая.

Сейчас сложное время. Понятно настроение людей,и кажется, в большинство актуальных вопросов не входит культура, образование, наука и инновации. Я с Востока Украины и по-своему переживаю происходящее. Приходится балансировать, но вместе с тем непросто говорить о созидании, когда у людей элементарно нет света и воды. Наверное, уверенность в том, что именно нужно менять, берется из понимания того, что я работаю вместе с друзьями, которые являются профессионалами из различных областей.

Нам не нужен офис

С самого начала нашей задачей был не заработок, а популяризация арт-самиздата. 99% проекта –нон-профит. Количество людей в команде меняется с каждым новым проектом. У нас нет офиса, и пока он не нужен. Я считаю, что для нас не имеет смысла работать в стационарных помещениях, если это не воркшоп. Когда будет необходимость – под него обязательно найдется необходимое пространство.

В итоге мы провели серию платных воркшопов и поняли, что у нас это получается очень успешно, но вырастать в школу желания нет. Хотя бы потому, что нет педагогов с соответствующей подготовкой. Все, кого мы приглашаем к себе на программы, зачастую люди занятые, которые и в Украине не всегда находятся.

Хороший и плохой полицейский

Я всегда присутствую на всех своих проектах, наблюдаю и делаю выводы. Убеждена, что результат зависит только от личной мотивации каждого участника. На практикумах NIICE так сложилось, что, образно говоря, педагоги – это хорошие полицейские, а я – плохой. Я наблюдаю за студентами и иногда негодую, если вижу, что некоторые люди забывают, зачем они сюда пришли и как тратят свое и чужое время. На самом деле, для меня это очень интересное социальное исследование, ведь я познаю молодых будущих профессионалов, с которыми точно когда-то буду работать.

О чувствах организатора

Ты никогда не знаешь, как сложно может быть. Поэтому всегда необходимо сохранять оптимизм и спокойствие. После работы на фестивалях понимаешь, что ты уже не в силах удовлетвориться чем-то немасштабным, стабильным и нерискованным. Необходимо научиться удерживать уровень высокой стрессоустойчивости, чтобы справляться с большими нагрузками. Важно, конечно, выходить из зоны комфорта. Я всегда предупреждаю ребят о том, что нельзя позволять себе проявлять неуместные деструктивные эмоции в работе. Нужно постоянно помнить, зачем ты начинал этим заниматься. Какова цель? Праздник жизни, конечно!

Когда начинается цикл практикумов или большой фестиваль, как, например, ГОГОЛЬfest или «Книжный арсенал», мне заранее становится грустно, ведь уже идет отсчет на убыль. Люблю все периоды: от зарождения идеи до реализации. Чаще всего это параллельные длительные процессы, работа над несколькими проектами одновременно, и это нормально. Мне очень нравится, когда мы встречаемся, придумываем, спорим, ищем решения и ресурсы, сотрудничаем с коллегами из множества других проектов. И каждый раз хочется, чтобы этот праздник не заканчивался.

Рабочий день и место силы

Иногда я высыпаюсь. Пью слишком много кофе, несмотря на то, что, к сожалению, не всегда утруждаю себя ранними подъемами без реальной необходимости. Ложусь я поздно, хотя и не считаю для себя ночь продуктивным временем. По сути, я занимаюсь работой нон-стоп. Я могуготовить лекцию или презентацию в Варшаве или во Львове, а в этот же момент что-то печатается в типографии или мы занимаемся длительным образовательным проектом, который будет проходить на следующий год в Тбилиси. Часто я работаю в кафе. Мне нравится атмосфера, когда все двигается вокруг, люди приходят и уходят, чувствуется дыхание мегаполиса. Я же городской ребенок. Но после ботанического сада в Батуми, куда бы ни поехала, интересуюсь, есть ли в новом городе ботанический сад. Возможно, это и есть мое место силы.

Путешествие без временных границ

В последнее время я бываю в Киеве довольно нестабильно. В сентябре я уехала в Грузию по приглашению друга помогать ему в организации нового книжного фестиваля, где большая часть участников из Европы и Украины. Поездка началась с двухмесячного пребывания в Тбилиси, где я работала с молодой командой над TbilisiBookDays. Я не планировала определенный маршрут, просто брала билеты в один конец. В итоге, удалось посетить Стамбул, Варшаву и Париж. Честно говоря, я впервые так вошла во вкус непрерывного передвижения.

Дизайн «думает» об адресате

Я не дизайнер, но мне дико нравится эта отрасль за ее тонкость и четкость. Я считаю, что дизайн не может работать, если «не думает» об адресате. Все это работает для того, чтобы человек что-то понял, почувствовал, заинтересовался и задержался на мгновение или даже изменился в какой-то степени. В этом плане дизайн мне ближе, чем даже современное искусство. Сама я люблю фотографировать иногда, но это личное. У меня нет амбиций автора.

О книгах

Как правило, параллельно я читаю несколько книг. Раньше это часто была художественная литература, которую, безусловно, я очень люблю и сейчас, но в данный период не хватает на это времени. В последнее время это все больше книги по философии и науке. Мне всегда эти дисциплины были интересны, а в свете последних событий в особенности. Когда багаж позволяет, я привожу книги отовсюду, где путешествую. В принципе, поскольку я дистрибьютор и представитель берлинского магазина Motto в Украине, то все, что я хочу достать, могу сделать через них. И сейчас, из-за того что я жила около полугода в режиме иностранца, у меня нет чувства дома. Например, моя библиотека находится у друга. Если я поселюсь в коворкинге, то весь мой архив станет открытой библиотекой для коллег, студентов и всех, кому понадобится вдохновение.

15 фактов о Тине Кароль

Жанна Фриске: цитаты из интервью ELLE — о любви, красоте и близких людях

Романтичная натура: интервью с Эмилией Кларк

Загрузка...