Чек-ин на открытии Биеннале современного искусства в Венеции в начале лета каждого нечетного года давно стал обязательным для духовно богатых представителей мирового джетсета. Архитектурная выставка в четные годы пока не может похвастаться стопроцентной явкой, но и мероприятием для своих ее уже не назовешь. Сегодня архитектура определенно стала важной темой для светских бесед после всем наскучивших моды и актуального искусства.
Авторы использовали два самых дешевых материала — кирпич и неквалифицированный труд, — чтобы рассказать о том, как сделать сытно и красиво, используя найден- ные в холодильнике остатки былой роскоши
В 2014-м у Архитектурной биеннале появился куратор, который задает общую тему и готовит выставочный проект для главного павильона. Первым куратором стал звездный Рем Колхас, а в этом году его сменил чилиец Алехандро Араве- на, получивший недавно Притцкеровскую премию. И нынешний форум ясно дает понять: главная архитектурная награда мира досталась ему не за здания-аттракционы для туристов, а за заботу о тех, «кто в теремочке живет».
Похожие материалы:
Если блестящий формалист Колхас с нордическим педантизмом препарировал тело архитектуры, то Аравена с южной горячностью взя ся вскрывать ее душу. Мировую славу ему принесли проекты социального жилья, которое сами поселенцы могут «достраивать» по своему усмотрению. Аравену интересуют простота, адаптивность, мобильность и экологичность: главную выставку открывает инсталляция-манифест из обломков гипсокартона, оставшегося после демонтажа прошлого биеннального проекта. Для Аравены не существует понятия строительного мусора — он готов использовать подручные материалы.
Months, выставка Home Economics, павильон Великобритании
В соответствии с вектором на бюджетную изобретательность сложился и список обладателей наград. «Золотого льва» за лучший национальный павильон получили испанцы с разработкой, посвященной убитым кризисом недостроям тучных лет. На ту же тему создана инсталляция «Прорывая осаду» парагвайского трио Gabinete de Arquitectura, признанная лучшей работой в рамках главной выставки. Авторы использовали два самых дешевых материала — кирпич и неквалифицированный труд, — чтобы рассказать о том, как сделать сытно и красиво, используя найденные в холодильнике остатки былой роскоши.
Похожие материалы:
Тема биеннале звучит тревожно: «Вести с передовой». Аравена очертил и круг проблем — от смены климата до роста миграции. Руководители проектов национальных павильонов определяли главный для своей страны фронт и предлагали вариант мирного разрешения конфликта. Например, корейцы и британцы решили поговорить о том, что в их городах-многомиллионниках жить дорого и негде, а японцы задумались об укреплении межчеловеческих связей и перспективах проектов в духе коммунального дома.
Павильон Перу
В этих разговорах о своем проявились магистральные тенденции мировой архитектурной мысли и национальные характеры. Развивающиеся страны сосредоточены на судьбах детей, а развитые задумываются о комфортной старости. На юге озабочены нехваткой воды и повышением температуры из-за глобального потепления, а северян беспокоит вызванное той же напастью затопление прибрежных земель и варианты жизни на воде и под водой. Кого-то волнует будущее, а кому-то не дает спокойно спать имперское прошлое в виде лубочного ВДНХ или былая мощь индустриальных столиц, обернувшаяся постиндустриальной немощью.
Свои тренды наблюдаются и в способах презентации архитектурных идей. Так, в макетостроении мочалка и выжигание по дереву теснят плексиглас, все резко полюбили стампинг и упражнения «сделай сам». Мексиканцы предлагают построить школу из цветного конструктора, а перуанцы — целую образовательную деревню. Самые масштабные аттракционы представили Австралия и Нидерланды, соорудившие в своих павильонах бассейн и песочницу соответственно. Австралийцев беспокоит то что общественные бассейны перестают быть местом для встреч горожан, а голландцы исследуют влияние миротворческих миссий ООН на африканское градостроительство.
Похожие материалы:
Павильон Германии
В целом Европа продемонстрировала редкое единство — центральной темой большинства проектов стали беженцы, которым нужно где-то жить, молиться и покупать халяльные продукты. Об уплотнении культур поразмыслили архитекторы, социологи и урбанисты из Финляндии, Греции, Австрии и Герма- нии. Немецкий проект отличается радикальной постановкой вопроса: «Германия открыта!» — провозгласили кураторы, разработали концепцию «принимающего города» и развалили стены в собственном павильоне.
От года к году растет число участников и гостей, так что от суеты человекомассы в Джардини и Арсенале быстро хочется сбежать. Благо даже в Венеции есть куда — достаточно переместиться на остров Джудекка, чтобы поужинать в звездном Cipriani, выпить аперитива в баре дизайнерского хостела Generator и увидеть один из лучших проектов. На стройплощадке в глубине жилого квартала расположился павильон Португалии с проектом, посвященным автору этого самого квартала и многих знаковых построек по всему миру — Алвару Сизе. В компании живого классика разработчики про- шлись по спроектированным им домам и сделали четыре фильма-интервью о том, что архитектура — это не только форма, но и содержание: те самые люди, которым с ней и в ней жить.