Итоги ОМКФ-2018: все, что нужно знать о победителях и тенденциях в современном кино

Лукьян Галкин объясняет, почему минувший кинофестиваль запомнится всем, как самый неоднозначный и какое влияние он имеет на украинскую киноиндустрию в целом  

Нынешний Одесский кинофестиваль на какое-то время точно останется в памяти, как один из самых неоднозначных. С одной стороны – программа, по-настоящему богатая и открытиями в независимом кино, и фестивальными хитами, и показами культовой классики вроде «Персоны» Ингмара Бергмана и «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика. С другой – амбициозный запуск билетной системы, попервах вызвавший волну нареканий, и решения жюри, не пришедшиеся по душе всем тем, кто болел за «Когда падают деревья» Марыси Никитюк и «Вулкан» Романа Бондарчука (а таких было немало и среди зрителей, и среди индустрии).

Впрочем, и у этих двух фильмов, и у «Героя моего времени» Тони Ноябрёвой, получившего приз за лучшую режиссуру, зрительская история только начинается: украинские картины выйдут в широкий прокат, «Когда падают деревья» – 13 сентября, «Герой нашего времени» – 20 сентября, дата кинотеатральной премьеры «Вулкана» ещё не анонсирована. В прокате будут и другие важные фильмы фестиваля – «Донбасс» Сергея Лозницы, «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама, «Все знают» Асгара Фархади, «Дикая жизнь» Пола Дано и даже «Экстаз» Гаспара Ноэ.

Для тех, кто обновляет прокатный календарь не реже раза в неделю и с нетерпением ждёт возможности увидеть работы, громко прозвучавшие на европейских фестивалях, ОМКФ выполняет важную функцию – задаёт тон новому кинотеатральному сезону и фактически его открывает («Жаркие летние ночи» с Тимоти Шаламе из одесской секции гала-премьер выходят в прокат уже на этой неделе). У переехавшей в конец мая «Молодости» есть шанс взять на себя не менее важную задачу – закрывать этот сезон и подводить его итог.

Упоминание ещё одного крупного украинского фестиваля в материале про ОМКФ неслучайно: во-первых, их аудитории пересекаются и пополняют друг друга, во-вторых, успех такого специфического события, как кинофестиваль, во многом зависит от контекста и общего уровня интереса к конкретному искусству. Грубо говоря, на музыкальный фестиваль с большей вероятностью отправишься ради одной любимой группы, чем на кинофестиваль – ради одного фильма, правда? Конечно, если это не фильмы упомянутых Ноэ или Лозницы.

Аудитория Одесского кинофестиваля который год производит впечатление хорошо информированного зрителя со сформировавшимися вкусами – и нет, речь сейчас не о профессионалах из индустрии или журналистах. В конце концов, одними профессионалами не набираются два аншлага на показах «Экстаза» в зале, вмещающем больше тысячи людей. Потому есть смысл говорить о тренде и о способности широкой аудитории делать сознательный выбор: давайте просто представим, ради чего идут смотреть французского провокатора Ноэ, который выпускает фильмы достаточно редко, чтобы о нём подзабыть, не имеет ни одной престижной награды и со времён «Необратимости» не снимает в главных ролях звёзд первой величины? И это добрый знак, ведь целенаправленно заинтересованная аудитория оказывается подготовленной и к украинскому кино, более изобретательному, чем мейнстримные поделки, и улучшает прокатный климат в целом.

Последнее очень даже актуально: к примеру, пару лет назад одна дистрибьюторская компания не выпустила в прокат фильм, как раз-таки набитый звёздами побольше и поменьше, лишь потому, что он проходил под маркировкой «артхаус», а значит, не имел шансов собрать достаточную кассу. Компанию сложно осуждать, в конце концов, кинобизнес – не благотворительность. Но не увидеть любой долгожданный фильм на большом экране обидно, а иногда – даже вредно в долгосрочной перспективе, ведь кино – важная часть того культурного кода, в который мы стремимся сознательно интегрироваться и укорениться. Не то чтобы вся Европа повально смотрела авторское кино, но выбор иметь бы хотелось, правда?

Напоследок отмечу приятный сюрприз, который заключается в том, что украинское кино последовательно перерастает сугубо национальную интонацию. Особенно это видно на примере упомянутых вначале фильмов, «Когда падают деревья», который отлично встраивается и в магический реализм, и в экранные традиции европейской эротики, и «Вулкан», который разворачивает панораму, напоминающую то ли о Маркесе, то ли о медитациях Лисандро Алонсо (если не видели «Хауху» – обязательно это исправьте). А ведь оба фильма – полнометражные игровые дебюты, что вселяет немало надежды в перспективы. Короче, любите кино и смотрите кино. Желательно – украинское.

Список победителей

Международная конкурсная программа

Гран-при – «Хрусталь», реж. Дарья Жук
Лучший фильм – «Жалость», реж. Бабис Макридис
Лучшая режиссура – Бабис Макридис
Лучшая актёрская работа – Виктор Полстер («Девочка», реж. Лукас Донт)
Специальная награда жюри – «Поророка», реж. Константин Попеску
Лучший европейский документальный фильм – «Домашние игры», реж. Алиса Коваленко
Специальная награда жюри конкурса европейских документальных фильмов – «69 минут из 86 дней», реж. Эгил Хасьольд Ларсен

Национальная конкурсная программа

Лучший полнометражный фильм – «Дельта», реж. Александр Течинский
Лучшая режиссура – Тоня Ноябрёва («Герой моего времени»)
Лучшая актёрская работа – Анастасия Пустовит («Когда падают деревья», реж. Марыся Никитюк)
Лучший короткометражный фильм – «В радости, и только в радости», реж. Марина Рощина
Специальная награда жюри – «Связь», реж. Жанна Озирна; «Про Марка Львовича Тюльпанова, который разговаривал с цветами», реж. Дана Кавелина      
 


Реклама

Популярні матеріали

Які босоніжки нам потрібні цієї весни


«Діамант — найгарніша і найбажаніша інвестиція»: засновниця Diva...


Сучасний погляд на українські традиції: чому варто відвідати...


Читайте також
Популярні матеріали