«Это всего лишь конец света»: Искренность и пафос Ксавье Долана

Новый фильм принес Долану Гран-при в Каннах, но творчеству режиссера добавил куда меньше

Перед каннской премьерой «Это всего лишь конец света» ряд кинокритиков раздраженно высказались в том смысле, что, дескать, пора бы перестать называть Ксавье вундеркиндом: как-никак, парню уже добрых 27. Кажется, из завидного статуса enfant terrible всея франко-канадского кинематографа Долан планирует перешагнуть прямиком в культовые режиссеры.

Новый фильм косвенно подтверждает это и размахом актерского состава, и выбранной литературной основой: «Это всего лишь конец света» – экранизация знаменитого французского драматурга Жан-Люка Лагарса, имя которого на родине традиционно сопровождает флер обожания и даже благоговения. Да и сам Долан ведет себя соответствующе: например, с растроганным пафосом цитирует Анатоля Франса на награждении в Каннах, мол, предпочитает безумие эмоций мудрости безразличия. Киножурналисты же тем временем возмущенно букают в пресс-руме. 

«Это всего лишь конец света» повествует о возвращении смертельно больного писателя в родные пенаты после 12-летнего отсутствия. Картина местами подозрительно напоминает «Тома на ферме», который даже поклонники Долана (не все, конечно!) скрепя сердце согласны признать скорее режиссерской неудачей. Оба фильма – впрочем, как и недавнюю «Мамочку» – снимал Андре Тюрпен, более известный по клипу College Boy для Indochine и Hello для Адели, также срежиссированных Доланом. Это упоминание не для красного словца: музыкальная часть работ Ксавье традиционно сильна, хотя местами приобретает совсем уж издевательские очертания: чего стоят, к примеру, Натали Бай и Леа Сейду, пляшущие под Dragostea Din Tei. К тому же, как и «Том на ферме», «Конец света» снят по мотивам пьесы, а пьесы Долану, похоже, даются с немалым трудом. Режиссер и сам вспоминал, что вдоволь намучился с оригиналом: по его словам, одна только кульминационная сцена диалога между братом, которого на экране воплотил Гаспар Ульель, и сестрой, сыгранной Сейду, занимала целых восемь страниц! 

Короче, Долан пытался свести театральность до минимума, но, честно говоря, получилось у него не очень. Еще «Мамочка», разделившая Каннский приз за режиссуру с «Прощай, речь» самого Годара, оставила после себя смутное ощущение, что для Ксавье на нынешнем этапе формальные эксперименты куда интереснее четкой постановки актерской задачи. В «Это всего лишь конец света» семейную драму разыгрывает целое созвездие французских актеров, сверхэкспрессивный перформанс которых то и дело превращает трагедию в фарс с галдящим курятником напополам. Смотреть на это приятно – кто же откажется лишний раз взглянуть на Венсана Касселя или Марион Котийяр, – но верить им как-то не хочется, хотя, вполне возможно, это субъективное пресыщение Доланом.

Если «Я, Дэниел Блэйк» Кена Лоуча достойно справляется с холодным скепсисом, которым встретила часть кинопрессы вручение ему «Золотой пальмовой ветви», то Гран-при «Это всего лишь конец света» оставляет о себе вялое недоумение. Акцентирую на этом – не сама картина, а именно ее награда. Сложно поверить, что этот фильм обошел «Тони Эрдманна» Марен Аде, «Неонового демона» Николаса Виндинга Рефна, «Она» Пола Верховена...  да что там, добрая половина каннского конкурса выглядит куда сильнее.

Но оставим фестивальные страсти. При всех недостатках «Это всего лишь конец света» в картине есть фирменная дерзкая смелость Долана, который не боится прослыть пафосным и нелепым, вкладывая в уста своих персонажей болезненные личные вещи. Учитывая, что холодную иронию скоро можно будет объявлять официальным трендом авторского кино, такое стоит немалого. Или не стоит. Это уж решайте сами после просмотра.
 


Реклама

Популярні матеріали

Українська кухня: веганські рецепти на сніданок, обід і вечерю...


Чай з кульбаби: корисні властивості, правила приймання та...


Old money — естетика, яка ніколи не вийде з моди: складаємо образи...


Читайте також
Популярні матеріали