«Персональный покупатель» / Personal Shopper, реж. Оливье Ассайас
В прокате со 2 марта
Показанный в основном конкурсе прошлогоднего Каннского фестиваля этот фильм разделил киножурналистов на два полярных лагеря: одни его практически ненавидели, другие – превозносили до небес, называя лучшей работой Ассайаса. Кажется, жюри во главе с Джорджем Миллером было ближе ко вторым. Вечный каннский неудачник Ассайас наконец завоевал на Лазурном Берегу награду за лучшую режиссуру, которую, правда, пришлось разделить с Кристианом Мунджиу. Сюжет повествует о Морин, героине Кристен Стюарт, недавно потерявшей брата-близнеца, с которым их соединяла потусторонняя связь. Еще в детстве они договорились, что тот, кто умрет первым, даст знать о потустороннем мире оставшемуся родственнику. И вот Морин приходят странные смс от неизвестного, которого она через время начинает считать духом брата.
Как ни странно, и поклонники, и ненавистники «Покупателя» зачастую сходятся в одном: Кристен сыграла прекрасно. Удивлены? Тогда вспомните, что благодаря «Зильс-Марие» Ассайаса давно-уже-не-звезда «Сумерек» стала первой американской актрисой, получившей «Сезар», французский аналог «Оскара». В сумме все эти факторы производят нужный эффект: «Персональный покупатель», как и положено хорошему мистическому триллеру, интригует еще издалека.
«Лев» / Lion, реж. Гарт Дэвис
В прокате со 2 марта
Пятилетний Сару уснул в поезде. Это обернулось для него долгим запутанным путешествием из Индии в Австралию, к новым родителям, которые усыновили потерявшегося мальчика. Возмужавший Сару (Дев Патель) хочет найти свою настоящую семью… для этого принимается до медитативности неторопливо рассматривать Google Earth. Несмотря на целую череду сюжетных случайностей и совпадений, «Лев» основан на реальных событиях, а точнее – на автобиографическом романе Сару Бриерли «Долгая дорога домой».
На «Оскаре» фильму не удалось победить ни в одной из шести номинаций, впрочем, совместный перформанс Пателя, Руни Мары и Николь Кидман все равно пропускать не стоит. К слову, не менее чем «Лев», интересен следующий проект Дэвиса под названием «Мария Магдалина», где главная роль достанется все той же Маре, а Иисуса сыграет… Хоакин Феникс. Так что, возможно, зрительский успех нынешней работы станет как бы авансом для следующей.
«Джеки» / Jackie, реж. Пабло Ларраин
В прокате с 8 марта
В кинотеатрах – отголоски оскаровского сезона. В этом году прежде любимые киноакадемией байопики выпали из тренда, так что «Джеки» с ее тремя номинациями осталась за бортом. Впрочем, история Жаклин Кеннеди и без того не обделена всевозможными наградами – сайт IMDb, к примеру, насчитал у картины 36 побед и 141 номинацию. Зачастую в фильме отмечают великолепные костюмы, саундтрек (его автор Мика Леви прежде нагнала настоящей жути в «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон) и, конечно же, игру Натали Портман, ради которой большая часть зрителей и отправится в кинотеатр.
«Джеки» не строит предположений относительно смерти Кеннеди – честно говоря, фильм вообще не о нем, и в этом, возможно, наибольшая заслуга Пабло Ларраина. Режиссер как-то отметил, мол, «после убийства мужа в жизни Джеки были все необходимые для фильма элементы: ярость, любопытство и любовь», – что ж, примерно на этих составляющих и замешан центральный образ. Кстати, «Джеки» продюсировал Даррен Аронофски, под руководством которого Портман завоевала «Оскар» за игру в «Черном лебеде». Кажется, этим двум стоит чаще работать вместе.
«Тони Эрдманн» / Toni Erdmann, реж. Марен Аде
В прокате с 9 марта
В картине идет речь о пожилом отце, страстном поклоннике дурацких шуток, который хочет наладить отношения с дочерью, для чего вставляет искусственную челюсть, надевает парик и превращается в другого человека, имя которого вынесено в заглавие. До миграционного скандала, после которого киноакадемия в знак поддержки отдала статуэтку «Коммивояжеру» Асгара Фархади, «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке прочили именно «Тони Эрдманну». Работу Марен Аде также называли одним из главных претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» Канн, но, увы, эксцентричной комедии пришлось ограничиться призом ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы).
Награды, как нередко бывает, никак не повлияли на зрительский успех: «Тони Эрдманна» заслуженно называют главным фестивальным хитом прошлого года. Вероятно, после такого успеха фильмом и заинтересовался Голливуд. Paramount с немалым трудом договорились с Марен Аде о ремейке, после чего им внезапно позвонил Джек Николсон, седьмой год избегающий большого экрана, и предложил свою кандидатуру на главную роль – он, дескать, поклонник оригинала. Могут ли быть рекомендации лучше?
«Красавица и чудовище» / Beauty and the Beast, реж. Билл Кондон
В прокате с 16 марта
Пожалуй, этот фильм меньше других нуждается в представлении. После успеха «Малефисенты» миграция анимационных героев «Диснея» в игровое кино была лишь вопросом времени. Сюжет, в отличие от вывернутой наизнанку «Спящей красавицы», похоже, остался практически неизменным: в обмен на свободу отца Бель соглашается стать пленницей Чудовища, который оказывается заколдованным принцем. Этого не знает (да и знать не хочет) ревнивый охотник Гастон, который получил отказ от Бель и теперь жаждет хоть кому-то отомстить. Чудовище, как вы понимаете, в этом плане идеальная кандидатура.
Главные роли исполнят Эмма Уотсон и малоизвестный актер Дэн Стивенс, Гастона играет Люк Эванс, а его приятель-подпевала в исполнении Джоша Гада по последним сведениям будет первым гомосексуалистом в истории фильмов «Дисней». Кажется, у картины есть все шансы войти в историю.
«Коммивояжер» / Forushande, реж. Асгар Фархади
В прокате с 23 марта
Интонация, с которой я ранее упомянул «Коммивояжера» в связи с «Тони Эрдманном», могла показаться пренебрежительной, но это вовсе не так: вне политических решений фильм Марен Аде вполне мог бы оказаться ближе киноакадемии, что никак не умаляет достоинств работы Фархади. Обладатель каннских наград за лучшую мужскую роль для Шахаба Хоссейни и лучший сценарий, фильм продолжает линию болезненно-личных историй режиссера, где он вначале влюбляет зрителей в своих персонажей, а после обрушивает на тех и других катастрофы экзистенциальных масштабов.
Даже синопсис «Коммивояжера» может стать неприятным спойлером, потому ограничимся общей канвой: иранская пара принимает участие в постановке знаменитой пьесы «Смерть коммивояжера» Артура Миллера, как вдруг в их жизнь врывается преступление. Асгар Фархади уже получал «Оскар» за «Развод Надера и Симин» и с тех пор лишь отточил свой талант драматурга и режиссера. «Коммивояжер» деликатно, но крепко держит в напряжении до самого конца, мастерски создавая саспенс из недомолвок и полунамеков. Непременно сходите: вероятно, это один из важнейших фильмов месяца, а то и года.