«Процесс: Российское государство против Олега Сенцова», реж. Аскольд Куров
В прокате с 6 апреля
Чувствуете, как повеяло Францем Кафкой от этого названия? Куров умышленно ссылается на знаменитый роман, ведь сфабрикованное против украинского режиссера дело своим абсурдом легко даст фору суду над Йозефом К. Отрывки «Процесса» показали на позапрошлой «Молодости», премьера же состоялась на нынешнем Берлинале, где фильм стал специальным событием в честь юбилея Европейской киноакадемии. За Сенцова вступаются не только западные коллеги во главе с Вимом Вендерсом – к примеру, совсем недавно российский режиссер Александр Сокуров в прочувствованной речи вновь призвал власть освободить нашего соотечественника.
«Процесс» – кино, диагностирующее расцветший в России тоталитаризм: сквозь фильм красной нитью проходит мысль о том, что 20-летний срок Сенцова по сути своей близок к публичной казни, на фоне же тем временем разворачиваются одиночные пикеты против оккупации Крыма и многотысячные шествия после убийства Бориса Немцова. Аскольд Куров и Олег Сенцов стали приятелями еще до событий Революции достоинства, наверное, потому в сдержанном тоне фильма все же чувствуется личное сопереживание. «Процесс» не просто документальная картина, это фильм-расследование, которое позволяет зрителю сделать выводы самостоятельно, опираясь и на свидетельства близких Сенцова и, к примеру, на материалы ФСБ или комментарии адвокатов, историков и даже кинокритиков. Не пропустите: гражданское высказывание такой силы редко встретишь на большом экране.
Похожие материалы:
«Лекарство от счастья» / A Cure for Wellness, реж. Гор Вербински
В прокате с 6 апреля
После грандиозного провала «Одинокого рейнджера», которому не помог ни Джонни Депп, ни громкое имя создателя «Пиратов Карибского моря» на постере, Вербински, будто испуганно затаившись, не появлялся в режиссерском кресле целых три года. За это время он успел спродюсировать вполне обаятельную приключенческую драмеди «Невероятная жизнь Уолтера Митти», лавры за которую, впрочем, вполне заслуженно достались Бену Стиллеру, режиссеру и исполнителю главной роли. То ли эпоха громкого бездумного блокбастера потихоньку отступает в целом, то ли лично для режиссера – в любом случае, Гор Вербински решил не рисковать и вспомнил, что у него в арсенале широкий спектр жанров: от семейных комедий («Мышиная охота») до хорроров («Звонок»).
«Лекарство от счастья» обещает быть ближе к последним: речь пойдет о зловещем санатории в Швейцарских Альпах, где пациентов поят чем-то, подозрительно напоминающим галлюциногены, а стены хранят мрачную тайну с инцестуальной подоплекой. Фильм уже побывал в американском прокате, и, увы, триумфальным возвращением Гора Вербински его не назовешь: даже при бюджете, в разы меньшем, чем у «Одинокого рейнджера», картина обернулась кассовым провалом. С другой стороны, критики в этот раз были не столь яростны. Возможно, со следующей работой Гору повезет куда больше, а пока лучшим в его творчестве так и останется «Ранго», пародийный анимационный вестерн о ящере на Диком Западе.
Похожие материалы:
«Путешествие времени» / Voyage of Time, реж. Терренс Малик
В прокате с 13 апреля
Часто слышите эту фамилию в последнее время? Терренс Малик будто бы решил наверстать упущенное за время 20-летнего молчания: с 1978-го по 1998 год культовый режиссер кино не снимал. Но после «Золотой пальмовой ветви» за «Древо жизни» в 2011-м затворника как подменили: Малик принялся исправно выпускать по фильму раз в два года, а в 2017-м грозится выдать целых две картины (и одна из них уже вышла!). По мнению некоторых, это пагубно сказывается на качестве: дескать, режиссер принялся снимать один и тот же фильм – правда, в случае, к примеру, с Вуди Алленом, это никого не смущает десятилетиями.
Но шутки в сторону, ведь Малик – режиссер серьезный, и его работы неизменно поражают если не реализацией, то идеей. В упомянутом «Древе жизни» автор рифмует жизнь человека и Вселенной; в «Путешествии времени», которому перешла по наследству часть кадров, не вошедших в «Древо», видимо, решает, что без человека ему не так уж плохо. Впрочем, что именно досталось и кому – вопрос открытый: Малик утверждает, что работал над этим «Путешествием времени» в сумме около 40 лет, и «Древо жизни» во многом выросло из этого замысла. В любом случае, работу, которую легендарный режиссер считает своим opus magnum, увидеть стоит, симпатизируете ли вы Малику или же еле сдерживаете глухое раздражение. К слову, о Вселенной Малик высказывается весьма лаконично, уложившись в скромные полтора часа – устать от ее красот точно не успеете.
Похожие материалы:
«Моя девушка – монстр» / Colossal, реж. Начо Вигалондо
С 27 апреля
Пусть трейлер этого фильма кажется нелепым розыгрышем, но сюжет действительно рассказывает об Энн Хэтэуэй, движения которой копирует монстр, самозабвенно рушащий Сеул. У новой картины Начо Вигалондо богатая фестивальная судьба, весьма приличные отзывы критиков… и в придачу – иск от создателей «Годзиллы». Но этот монстр вовсе не ящер, а фильм куда ближе к инди-комедии, чем к мейнстримным блокбастерам про сокрушителей мегаполисов. Имя испанского режиссера вряд ли всплывет в памяти что с первого, что со второго раза, тем не менее у Начо Вигалондо в активе уже есть успешная артхаусная фантастика («Временная петля»), а Хэтэуэй заставляет поклонников скучать по ней еще со времен «Интерстеллара». В общем, шансы, что этот фильм войдет в ваши личные фавориты, невелики, но они все же есть: вспомните, от «Человека — швейцарского ножа» тоже не ждали ничего хорошего.
«Сфера» / The Circle, реж. Джеймс Понсольдт
С 27 апреля
Похожие материалы:
Антиутопия, в которой героине Эммы Уотсон предстоит борьба с корпорацией, доведшей до абсурда прозрачность личной жизни в социальных сетях. Если сценаристы не слишком перекроили оригинальный роман Дэйва Эггерса, то сыгравшему здесь Тому Хэнксу выпала редкая в его карьере роль негодяя, пусть и харизматичного идеалиста. Хэнкс снимался в прошлой экранизации писателя, «Голограмме для короля», из которой осторожные создатели киноадаптации убрали всю экзистенциальную тоску и подсластили финал. Несмотря на то, что фильм провалился в прокате и не принес Хэнксу особых почестей, актер, преданный поклонник Эггерса, не просто взялся за главную роль в «Сфере», но еще и лично продюсировал ее. Роман, который лег в основу «Сферы», нередко сравнивают с «1984» Джорджа Оруэлла и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Что ж, отличное соседство, не правда ли? Теперь держим пальцы скрещенными и надеемся, что фильм пошел тем же путем.
Похожие материалы: