10 фильмов Жан-Люка Годара, которые стоит посмотреть

1 февраля в украинский прокат вышел фильм Мишеля Хазанавичуса «Молодой Годар». Картина, основанная на мемуарах актрисы Анны Вяземски, рассказывает о любви и творчестве легендарного французского режиссера. Редакция ELLE составила список из 10 лучших (на наш взгляд) фильмов Годара, которые превратят персонажа Луи Гарреля из смешного чудака в многогранного человека, причуды которого имеют под собой твёрдую идеологическую почву

«На последнем дыхании», 1960

Дебютный полнометражный фильм Жан-Люка Годара и одна из первых и наиболее характерных картин «французской новой волны». Мишель — молодой преступник, имитирующий циничные повадки экранных героев Хамфри Богарта. Уходя от преследования по просёлочной дороге на угнанной машине, Мишель убивает выстрелом следующего за ним полицейского. Без гроша в кармане, преследуемый полицией, он возвращается к своей американской подружке Патриции, студентке-журналистке. Хотя Патриция всё время сомневается в разумности своих действий, она не может побороть своего влечения к молодому человеку.

«Женщина есть женщина», 1961

Легкий и смешной фильм, который смотрится на одном дыхании (даже если оно последнее). Очевидцы рассказывают, что даже сам Годар (человек с весьма тяжелым характером) смеялся на съемках, наблюдая за реакцией парижских прохожих, которых главный герой фильма (Жан-Клод Бриали) вежливо спрашивал, не могут ли они сию минуту сделать ребенка его жене Анджеле (Анна Карина).

«Жить своей жизнью», 1962

Кинокритики же порой расходятся во мнениях, называя порой лучшим фильмом Годара не «На последнем дыхании», а именно «Жить своей жизнью». Драма из двенадцати эпизодов повествует о молодой женщине Нане, которая хочет быть свободной и независимой, однако сталкивается с материальными трудностями. Чтобы выжить, ей приходится стать проституткой. Годар заимствовал эстетику cinéma vérité, которая сочетала в себе документальное и игровое кино. Фильм отличается от многих других творений «новой волны», так как, отличие от ранних картин Годара, снят габаритной профессиональной камерой Mitchell.

«Карабинеры», 1963

Наполненный аллюзиями на литературные и культурные произведения (недаром двух братьев, отправившихся на войну, зовут Улисс и Микеланджело, а их оставшихся дома жён – Венера и Клеопатра), этот антимилитаристский манифест выглядит, на первый взгляд, просто рефлексией творческого гения Годара. На деле это попытка создать нечто вроде античной трагедии, но при помощи выразительных средств жанрового кино. Не во всём удачная, но очень смелая.

«Банда аутсайдеров», 1964

Драма-нуар «Банда аутсайдеров», о которой сам Годар сказал так: «Алиса в стране чудес встречает Франца Кафку». Этот фильм, который некоторые называют любим фильмом Тарантино, стал источником цитат. Так эпизод, в котором троица героев бежит через Лувр, повторяют герои фильма Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» – ярые поклонники кинематографа.

 «Альфавиль», 1965

Этот фильм Годара неплохо смотрится как чисто жанровое кино, даже в нашу эпоху избалованности зрителя зрелищами и спецэфектами. История детектива Леми Коушена, попавшего в город, управляемый компьютерной системой (сейчас бы сказали – искусственным интеллектом) считается классикой антиутопии. Для Годара же это кино важно хотя бы своей темой противостояния человека бездушному механизму насильственной власти (как коммунист, он на дух не переносил любое проявление узурпации и ущемление свободы воли).

«Мужское – женское», 1966

Поль встречает в кафе Мадлен, между ними завязывается разговор — странный и внешне отвлеченный, как всегда бывает у Годара. Поль пишет стихи, увлекается левыми идеями, он интеллектуал и герой своего времени, поэтому остается в меньшинстве. Он только что отслужил в армии и воспринимает начинающую певицу Мадлен немного свысока. Для Годара «женское» - это жизнь человека с обыденностью и комплексами, простыми запросами и желаниями. А «мужское» - это манифест морали и взглядов на жизнь с всецелой урбанизацией общества, эксплуатируемой «денежными мешками» и фабрикантами. «Мужское» в поэтической форме выбивается наружу и ищет выражения, необходимость донести мотивы сложных проблем бытующих в данном обществе.

«Китаянка», 1967

Именно этот фильм становится точкой отсчёта в сюжете «Молодого Годара». В 1964 году Годар развёлся с Анной Кариной, ибо та просто не могла больше терпеть его импульсивные порывы воздать должное коммунизму и отправиться на баррикады с кинокамерой в руках и коммунистическими листовками в зубах. Все эти его настроения в итоге вылились в «Китаянку», где Годар играется в Достоевского. Он пытается осмыслить свою роль в мире и понять, способен ли сам на бунт (хотя бы в кино), или вся эта революция яйца выеденного не стоит.

«Король Лир», 1987

Лучшие свои фильмы Годар снял в 60-х, когда его бунтарские настроения ещё не успели превратиться в семь пятниц на неделе. Жанр этой псевдоэкранизации Шекспира кинокритики определяют как трагифарс. После Чернобыльской трагедии всё исчезло. Потом всё, кроме культуры, вернулось. Восстановить утерянные произведения Уильяма Шекспира поручено его потомку — Уильяму Шекспиру-мл.

«Прощай, речь!», 2014

Последний, на данный момент (и, возможно, вообще) фильм в карьере Годара. Обратившись к новомодному тогда формату 3D, он использовал его, чтобы превратить попсовую развлекательную игрушку в мощный выразительный инструмент, дабы наглядно показать, как обеднение языка в жизни людей отдаляет из друг от друга. Судя по всему, этим пессимистичным высказыванием мэтр попрощался со зрителем. 


Реклама

Популярні матеріали

Які босоніжки нам потрібні цієї весни


«Діамант — найгарніша і найбажаніша інвестиція»: засновниця Diva...


Сучасний погляд на українські традиції: чому варто відвідати...


Читайте також
Популярні матеріали