Еще несколько лет назад сумки от люксовых брендов, кроме Hermès, конечно, никто и не воспринимал как серьезный актив и предмет для инвестирования. Однако пандемийные годы внесли свои коррективы, и сегодня такие сумки дорожают на аукционах и ресейл-платформах, а стоимость некоторых моделей вообще удвоилась по сравнению с начальной ценой.
Так, на топовой ресейл-платформе The RealReal дизайнерские сумки подорожали в среднем на 32% по сравнению с 2020 годом. Изделия от Hermès, Louis Vuitton и Chanel — еще больше, аж на 55%. Это может довольно противоречиво звучать в контексте моды, где действует правило: то, что вчера было must have и стоило все деньги мира, сегодня вдвое подешевело, а завтра продастся разве что с -80%. Однако сумки-иконы — едва ли не единственное исключение. Кроме высокой цены, которая уже подчеркивает статус владелицы, они всегда вне модных тенденций и остаются объектом желаний сквозь поколения: от мамы к дочери.
Что же такое «сумки-иконы» и в какие приобретения стоит инвестировать, чтобы сумка не упала в цене сразу за порогом магазина, попробуем разобраться со стилистом и fashion-колумнистом Егором Воронкиным.
Speedy от Louis Vuitton
Самая старая сумка нашего рейтинга, ведь ее история уходит в начало XX века. Так, в 1930 году бренд LV выпустил сенсационную мягкую сумку-чемодан Keepall, сразу захватившую сердца и кошельки всех ценителей хорошего и удобного багажа. Именно ее можно увидеть на многих фото из путешествий знаменитостей тех лет.
Успех Keepall был столь потрясающий, что в 1932 году Louis Vuitton представил сумку Speedy — уменьшенную копию знаменитого дорожного кофра Keepall, разработанную Жоржем Вюиттоном, сыном основателя компании.
Вместительную сумку городского типа на коротких ручках из фирменного материала с логотипами бренда сначала выпускали только размером 30 см. Впоследствии из-за жалоб подруги Жоржа Одри Хепберн на то, что сумка слишком велика для ежедневного пользования, ее выпустили размером 25 см специально для нее, ну а дальше, в угоду коммерции появились еще и 20, 35 и 40 сантиметров, однако всегда с неизменным тиснением Damier от LV.
Instagram: @shopdecru
Так она и выглядела до начала 2001 года, пока тогдашний креативный директор Марк Джейкобс не привлек к сотрудничеству Стивена Спруса, разработав знаменитую граффити-коллекцию для Louis Vuitton.
С тех пор Speedy регулярно переосмысливают: в коллаборациях со знаменитыми художниками, в исполнении из экзотической кожи или с использованием драгоценных материалов.
По данным интернет-площадки Baghunter, цена классической Speedy с 2019 года по сегодня увеличилась почти на 38%. Сейчас за маленькую Speedy 25 на сайте LV просят €1200.
Lady Dior от Christian Dior
История этой красавицы начинается в 1994 году. И как бы ни было жалко развенчивать миф, скажем, что с принцессой Дианой она ничего общего не имела. Созданная тогдашним креативным директором дома Dior Джанфранко Ферре, сумка Chouchou (с фр. — любимица) изначально предназначалась первой леди Франции Бернадетт Ширак, которая неоднократно появлялась с ней на публике в середине 90-х.
Однако год спустя во время официального визита принцессы Уэльской во Францию, мадам Ширак решила сделать Диане подарок в виде уникальной в то время сумки. Chouchou так понравилась принцессе, что она сразу же с разрешения Бернадетт заказала себе еще несколько сумок разных цветов.
Getty
Поскольку принцессу Диану считали иконой моды, ее стилю охотно подражали, а вещи, которые она одевала, сразу же становились самыми желанными. Именно поэтому ждать успеха французской красавицы долго не пришлось, а через несколько лет руководство дома Dior и вообще решит переименовать Chouchou на Lady Dior в знак уважения к принцессе.
После трагической гибели принцессы Дианы Lady Dior стала культовой вещью и сразу выросла в цене. В последние годы ее стоимость из года в год поднималась в среднем на 10-15%, и эта тенденция, похоже, непрерывна.
Сегодня сумку выпускают в нескольких базовых цветах и размерах, как дополнение к fashion show, и как Special Edition в коллаборации со знаменитыми художниками и другими культурными деятелями. Цены на Lady Dior начинаются от €3 100 за формат мини.
2.55 от Chanel
Прямоугольную стеганную сумку, которую можно носить «без рук», придумала сама мадемаузель Шанель уже более полувека назад. Как отмечала Коко: «Я устала носить в руках ридикюли, к тому же я их постоянно теряю».
Ее название — дата появления на свет: февраль 1955 года. И если с мотивацией все достаточно понятно, то вот вдохновлявшие мадемуазель moods очень интересны: бордовая подкладка повторяет цвет одежды детей-воспитанников в монастыре, где росла сама Габриэль, также она нужна, чтобы легче искать вещи внутри; внешний карман — для удобства хранения театральных билетов, ведь Шанель очень любила театр и часто его посещала; фирменная цепочка скопирована с цепочки, на которой монахини монастыря носили ключи.
Instagram: @kikiramab
Концерн Chanel уже не первый год повышает цены на некоторые из самых популярных сумок как раз в период высокого потребительского спроса (рождественские и новогодние праздники). Такая политика только увеличивает эксклюзивность товара и спрос на него.
По данным инвестиционной компании Jefferies Group, сумка 2.55 еще в июне 2021 года стоила $7 400, а сейчас ее цена на рынке стартует от $9 500. Однако спрос превышает предложение, и за некоторыми культовыми позициями 2.55 идет настоящая охота.
Birkin и Kelly от Hermès
Святой грааль мира сумок, самые желанные и самые дорогие в мире — сумки-иконы дома Hermès. Изделия Birkin и Kelly выпускают ежегодно ограниченным тиражом, объем которого компания держится в строжайшей тайне. Достоверно известно лишь то, что каждый экземпляр обеспечивается отдельным серийным номером, зарегистрированным в базе данных Hermès, что делает невозможным подделку.
Ореол недостижимости создается брендом еще и путем селективных продаж, ведь с какого-то времени модный дом отменил возможность изготовления сумки на заказ. Более того — Birkin и Kelly просто не выставляют на прилавок, разве что во флагманских магазинах, а потому, чтобы увидеть заветную модель, покупателю необходимо обратиться к продавцу. И только по усмотрению последнего вы сможете увидеть «икону». Такая маркетинговая стратегия формирует определенный имидж вещи и придает ей суперстатусность.
Главную звезду Hermès — Birkin — выпускают во Франции с 1984 года. На каждую сумку тратят 18–20 часов ручной работы и используют только отборную телячью или экзотическую кожу. В большинстве случаев фурнитуру сумок Birkin изготавливают из палладия или золота.
Instagram: @ydbag
Культовая модель была посвящена певице и актрисе 60-х Джейн Биркин. Если верить мифу, растиражированному прессой, сумка появилась на свет благодаря случайной встрече в салоне самолета Джейн и тогдашнего руководителя бренда Hermès Жан-Луи Дюма.
Актриса вроде бы пожаловалась, что не может найти в продаже удобную и вместительную сумку для всех своих вещей, и Жан-Луи предложил создать нужный аксессуар вместе.
Instagram: @shatisgonzale.z
Получилось ли у них, можем смело судить по космическому ценнику на эти сумки. Модель сразу понравилась публике, а спрос на новинку стал больше предложения. Тогда руководство бренда придумало гениальную маркетинговую стратегию с очередями за вожделенной вещью.
По данным Luxury Daily, стоимость сумок Birkin за последние 30 лет увеличилась более чем на 500%, и в среднем ежегодно растет на 14,2%. Такие показатели позволяют рассматривать эту сумку как надежную инвестицию, которая растет в цене больше золота. Сегодня цена на Birkin стартует от $10 000 на базовую модель в размере 25.
Музой второй «иконы» от Hermès, модели Kelly, стала оскароносная голливудская актриса, муза Хичкока и княгиня Монако — Грейс Келли.
Как и в случае с Lady Dior, в начале своей истории в 1933 году сумка называлась Sac à dépêches (с фр. — на каждый день). И, кстати, популярной она совсем не была.
Все изменилось в 1956 году, когда княгиня Монако выбрала ее, руководствуясь абсолютно практичной целью — скрывать от папарацци свою беременность. Благодаря большому размеру сумки Грейс удавалось делать это совершенно незаметно вплоть до шести месяцев.
Instagram: @nadamohsad7
Следовательно, Sac à dépêches появилась на обложках ведущих СМИ мира, а спрос на нее колоссально вырос. Предприимчивые руководители дома Hermès сразу решили назвать сумку в честь княгини, подарив ей имя Kelly.
Эта модель существовала в неизменном виде вплоть до 2009 года, пока ее не модифицировали, сделав более жесткое дно и более удобной плечевой ремешок. На сегодня Kelly может иметь восемь размеров: от 15 (5,9 дюйма) до 50 сантиметров (20 дюймов). Замок, ключи и фурнитура изготовлены из желтого или белого золота, на работу над сумкой требуется от 18 до 25 часов.
Instagram: @reluxe_fashion
В прошлом году сумки Kelly подорожали на 13%, а если брать прошедшее десятилетие, то на 108%. Сегодня за сумку Hermès Kelly маленького размера готовы платить $8 000. Конечно же, цены не канонические и меняются в зависимости от года выпуска сумки, материала фурнитуры и цвета.
Кто-то готов инвестировать в банки супа от Уорхола, кто-то — в ценные бумаги и драгоценные металлы. Однако Егор считает, что инвестировать следует в то, что доставляет удовольствие и будет радовать сердце, а хорошая сумка — лучшее тому подтверждение.