В рубрике ELLE.UA мы рассказываем об украинцах и украинках, которые изменили мир — каждый в своей сфере. Одним из последних героев стал Архип Куинджи — выдающийся пейзажист второй половины XIX века, мариупольский автор с мировым именем, работы которого ныне представлены во многих мировых музеях.
Следующая героиня нашей рубрики — актриса Анна Стэн, которую называют первой голливудской звездой украинского происхождения. За свою кинокарьеру она успела влюбить в себя не только европейских зрителей, но и всемирно известного киномагната Сэмюэля Голдвина, мечтавшего сделать из нее вторую Грету Гарбо. Впрочем, ему это не удалось, ведь Анна была настолько самобытна, что ее талант не мог поместиться в заготовленные для него рамки. О взлетах и падениях украинско-голливудской звезды рассказываем в нашем материале.
Анна Фесакова родилась 3 декабря 1908 года в Киеве. В ранней биографии будущей актрисы есть множество белых пятен. Так, в частности, существует несколько версий того, кем был отец девушки: по одной из них, он был владельцем и руководителем частной школы танцев в Киеве, а по другой — работал приказчиком в обувном магазине. Сама девушка в своей официальной биографии указывала, что ее отец был театральным художником-постановщиком. Мать девушки, шведка по происхождению, была примой-балериной Киевского театра оперы и балета. Впрочем, известно, что отец Анны умер после возвращения с войны, когда ей было 12 лет. Чтобы помочь матери, девочка с ранних лет работала: устроилась в газету «Пролетарская правда» и одновременно играла в киевском Малом театре на Крещатике.
Позже она поступает в Киевский государственный театральный техникум, во время учебы впервые выходит замуж за эстрадного актера Бориса Стэна (Бернштейна) и берет его фамилию. Теперь уже Анна Стэн продолжает играть в театре, где однажды ее замечает директор Художественного театра из Москвы. Первым крутым поворотом в карьере актрисы становится участие в любительской постановке «Братья Карамазовы» — она настолько вживается в роль, что «верю» ей говорит сам Станиславский. При содействии режиссера Анна заканчивает Московскую киноакадемию и начинает делать свои первые шаги в кино. Первой ее важной работой стала главная роль в советском немом фильме «Девушка с коробкой» Бориса Барнета, вышедшем на экраны в 1927 году. Дальше была главная роль в социальной драме режиссера Федора Оцепа «Земля в плену», которая изменила и личную жизнь девушки. Через год актриса и режиссер, роман между которыми вспыхнул еще во время съемок, поженились.
Несмотря на первые успехи актрисы в кино, супруги поселились в коммунальной квартире и жили совсем не так, как кинозвезды за границей. По одной из легенд, однажды подруга Анны, актриса Галина Кравченко, которая пришла к ней в гости и застала ее за стиркой со всеми ее атрибутами, возмутилась. «Аня, как ты выглядишь? Посмотри на себя! Ты же кинозвезда!» — сказала она. «Но я же советская кинозвезда!» — ответила Стэн.
Впрочем, после удачной роли в киноленте Якова Протазанова «Белый орел», которую показали в Германии, советский период в карьере Анны заканчивается, уступив место немецкому. Актриса вместе с мужем перебирается за границу, однако в тот момент еще не знает, что не вернется назад. Одной из главных причин стала разгромная статья советского критика Хрисанфа Херсонского (именно он стал прототипом стала критика Латунского в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»), которому она доверила свой личный дневник перед выездом в Германию. Прочитав записи актрисы, он пишет материал в журнал «Пролетарский театр», в котором подчеркивает «продажность» актрисы.
«Она продает свою любовь к кино. Как, по сути, продала свое советское гражданство, когда поменяла его на успех изобретательной "идейной" куртизанки, которая гримом из которых хотите румян "зажигается" каждый вечер, как вам угодно», — писал критик.
Путь к возвращению в советское кино был закрыт окончательно, впрочем, карьера Анны начинает набирать новые обороты в Германии. Уже с 1931 года Анна Стэн снимается в немецком кино, а второй звуковой фильм с ее участием «Убийца Дмитрий Карамазов» в режиссуре Федора Оцепа по мотивам произведения Достоевского «Братья Карамазовы» производит невероятное впечатление в Европе и Америке. В нем украинка на полную продемонстрировала свой драматический талант, примерив на себя образ Грушеньки. Увидев игру Анны, всемирно известный киномагнат, совладелец киностудии Metro-Goldwyn-Mayer Сэмюэл Голдвин не может отойти от восторга и, решив сделать из Анны новую голливудскую звезду уровня Греты Гарбо, в 1932 году приглашает ее в США.
Анна, оказавшись перед сложным выбором, все же покидает Европу — уже с третьим мужем, архитектором и кинопродюсером Евгением Фрэнке — и переезжает в Голливуд, встретивший ее не столько обещанным блеском, сколько вызовами. Одним из главных вызовов стал заметный акцент актрисы, которая до переезда не владела английским языком. Стэн активно изучала язык, однако так и не смогла избавиться от акцента и стать «своей» для американского зрителя вплоть до конца своей карьеры. Другой вызов — видение Сэмюэля Голдвина, мечтавшего сделать из Анны типичную кинодиву 30-х. Не желая принимать навязанный киномагнатом образ, публика холодно отреагировала на фильм «Нана» по мотивам романа французского писателя Эмиля Золя, в промо которого он вложил немалые средства.
«У меня было такое ощущение, будто меня загоняют в уже созданный готовый образ, в то время как я ожидала простора для творчества. Раньше он у меня был», — говорила о том периоде Анна.
Два следующих фильма, спродюсированных Голдвином, — «Мы снова живы» и «Брачная ночь» — получили более положительные отзывы кинокритиков, однако, как и первый, не стали прибыльными. После неудачных попыток киномагната навязать публике свое американское видение европейской актрисы Стэн, когда-то поразившей его самого своим драматизмом и психологизмом, а не стереотипным образом привлекательной блондинки, Анна получила прозвище «прихоть Голдвина». Сам Голдвин в конце концов оставил свою идею-фикс и прекратил сотрудничество со Стэн. В интервью актриса и дальше одобрительно отзывалась о продюсере, отмечая, что он замечательный человек, однако акцентировала на том, что работать она с ним больше не желает. Впрочем, несмотря на то, что мечта Голдвина сделать из Анны вторую Грету Гарбо не удалась, фильм «Брачная ночь», в котором актриса сыграла вместе с Гарри Купером, получила приз за режиссуру на Венецианском кинофестивале и стал самым знаковым в ее карьере.
После завершения сотрудничества з Голдвином Стэн дебютирует на Бродвее в пьесе Бертольда Брехта «Трёхгрошовая опера», участвует в популярных радиошоу. Впрочем, несмотря на попытки Анны сделать громкий камбэк в большое кино, ее карьера постепенно начинает спадать. Последний фильм с участием актрисы под названием «Монахиня и сержант» вышел в 1962 году. Покончив с кино, Анны увлекается живописью и выставляется в галереях, преподает в актерских студиях и занимается благотворительностью.
Анна Стэн скончалась 12 ноября 1993 года в Нью-Йорке. Роковой ошибкой Анны, помешавшей ей в полной мере реализовать свой потенциал, кинокритики считают ее переезд в США и сотрудничество с Голдвином — он, по их мнению, так и не смог настроиться на волну актрисы и предложить ей роль, достойную ее драматического таланта. Впрочем, сама Стэн ни о чем не жалела. В одном из интервью, которое звезда дала незадолго до своей смерти, она отметила, что счастлива, что сумела остаться собой.
В 2010 году в Одессе прошел первый фестиваль немого кино и современной музыки «Німі ночі», один из сетов которого был посвящен Анне Стэн. В общей сложности актриса снялась более чем в 30 фильмах и навсегда останется в истории как первая голливудская звезда украинского происхождения, которая хоть и не стала второй Гретой Гарбо, как того хотел ее наставник, однако осталась собой — Анной Стэн.