Наследие: история и особенности украинского традиционного наряда, о которых вы могли не знать

Неповторимость и изысканность национальной одежды в проекте answear x ELLE с участием Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара»

Представители современного поколения украинцев ведут ревностную и ярую борьбу за собственную идентичность, потому что являются наследниками богатой культуры своего народа. Одежда является одним из весомых культурных и исторических маркеров, рассказывающих о традициях, статусе и вкусах наших предков. Когда хорошо разобраться, то оказывается, что нам есть чем гордиться. Поделиться знаниями о нарядах XIX-XX веков для совместного проекта answear x ELLE «Наследие» при участии Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара» мы пригласили Владимира Щибрю, кандидата исторических наук, исследователя и коллекционера народного наряда и традиционного текстиля, директора Центра фольклора этнографии ННИФ КНУ имени Тараса Шевченко

Украинский традиционный наряд

1. Мать и дочь. Портрет Оксаны Мищенко с дочерью Анной, Афанасий Ярмоленко (1886 1953), 1933 г. Киевская обл., Переяслав-Хмельницкий р-на, с.Малая Каратуль; 2. Портрет Василины Кондративны Литяк, Афанасий Ярмоленко (1886 - 1953), 1933 г., Киевская обл., Переяслав-Хмельницкий р-н, с.Мазинки; 3. Портрет девушки в венке, Афанасий Ярмоленко (1886 - 1953), 20 - 30-е гг. ХХ ст. Киевская обл., Переяслав-Хмельницкий р-н, с.Ташань

Красота и совершенство украинского народного наряда всегда привлекали внимание не только искусствоведов, но и художников, писателей, послов, миссионеров и путешественников.

Ілля Рєпін порівнював українок і парижанок, говорячи: «Тільки українки та парижанки вміють одягатися зі смаком! Ви не повірите, як чарівно одягаються дівчата, парубки теж спритно ... це дійсно народний, зручний і граціозний костюм. А які дукати, намиста, головні убори, квіти! А які обличчя! А яка мова! Просто краса, краса і краса!»

Украинская одежда развивалась и совершенствовалась на протяжении веков, впитывая многовековой опыт, усваивая лучшие традиции, испытывая влияние исторических, социальных и культурных факторов. Под их влиянием в разных этнографических регионах сложились разные комплексы одежды, сочетающие общеукраинские черты, региональную и локальную специфику.

Украинский традиционный наряд

Представления о народной одежде украинцев были искажены в период советской оккупации, когда адаптированные для сцены костюмы танцевальных и вокальных ансамблей воспринимались как традиционные, а древние образцы аутентичного наряда хранились под семью замками музеев или становились предметами коллекционирования единичных собирателей, одним из которых и был. , на базе сборника которого появился в 1993 году НЦНК «Музей Ивана Гончара».

В конце XIX века народное убранство состояло из длинной вышитой рубашки вместе с поясной, нагрудной, верхней одеждой, головными уборами, обувью, поясами и комплексом украшений и аксессуаров. Процесс одевания этих элементов предполагает четкую последовательность и позволяет говорить о многослойности. Украинская шляхта в свое время носила одежду, которая в целом была похожа, но имела существенные отличия в крое изделий, качестве и стоимости материалов для его пошива.

Основой традиционного наряда является вышитая рубашка, изготавливаемая из тонкого домотканого конопляного или льняного полотна. В гардеробе одной девушки могло быть от нескольких рубашек до нескольких десятков.

Украшение одежды, а именно вышивание рубашек, — это многовековая традиция, которая в каждой местности создала свои самобытные и неповторимые образцы и составляет более 200 техник вышивания.

Украинский традиционный костюм

Рубашка вышитая мужская, 1898 г., Черкасская обл., Смелянский р-н (теперь Черкасский р-н), с.Сунки

Традиционная украинская вышивка в разные годы была источником вдохновения при создании модных коллекций для украинских и зарубежных дизайнеров, в частности Жана-Поля Готье, Джона Гальяно, Gucci, Valentino и многих других.

К середине XIX века наиболее типичными образцами поясной одежды, в зависимости от региона, были тканые плахты, летники, обертки, запаски, изготовленные из шерстяных, льняных и хлопчатобумажных нитей. Украинский этнограф Хведир Вовк считал, что во времена Казаки, когда одежда отличалась особым богатством, плахта была единственным элементом наряда для нижней части тела. Для ее изготовления использовали дорогие материалы – шелк, серебряные и золотые нити.

Етнограф французького походження Домінік П’єр де ля Фліз говорив про картату плахтову тканину як про українську національну: «Спідниці та фартухи шиють з барвистого, у великі квіти полотна або з блакитної чи червоної матерії, яку селяни виготовляють і фарбують самі, або із тканини у симетричну клітку, витканої жовтими, білими і червоними нитками на синьому тлі, вона поширена повсюди, її можна б було назвати національною тканиною Малоросії, оскільки вона зустрічається в різних віддалених місцях».

В начале XX века юбки из фабричной ткани вытеснили древние архаические элементы поясного наряда, однако гармонично вписались в традиционный комплекс.

Обязательным элементом народной одежды украинцев был тканый или плетеный из шерсти пояс, выполнявший функцию фиксации поясной одежды, а также символическое значение.

Нагрудная одежда в виде кожаной безрукавки (кептар) является архаичным элементом наряда украинцев Карпатского региона. Безрукавки из фабричных тканей центральных территорий (керсетки, жилеты) получили широкое распространение в XIX веке под влиянием общеевропейской моды и гармонично дополнили комплекс народной одежды.

Украинский традиционный наряд

По часовой стрелке: 1. Кептар подольский, И пол. ХХ ст., Тернопольская обл., Борщевский р-н, пгт Мельница Подольская; 2. Керсетка из жаккардового шелка, И пол. ХХ ст., Черниговская обл., Черниговский р-н; 3. Керсетка зеркальная с левадкой, И пол. ХХ ст., Полтавская обл., Миргородский р-н, с.Мальцы; 4. Кептар гуцульский, нач. ХХ ст., Ивано-Франковская обл., г. Верховина

В Украине существовала стойкая традиция покрывать голову замужним женщинам. Почти во всех регионах бытовали наметки — архаические полотенцевидные головные уборы, которые существуют на нашей территории еще со времен Киевской Руси. Во многих регионах под наметку одевали чепец - давний шапковидный головной убор. В конце XIX века платки фабричного производства вытеснили из бытования наметки и чепцы.

Украинский традиционный наряд

1. Платок забойный, И пол. ХХ ст., Западная Украина; 2. Очипок-сборник парчовой, нач. ХХ ст., Черкасская обл., Золотоношский р-н; 3. Платок барановский, И пол. ХХ ст., Ровенская обл.

Девушки и женщины использовали большое количество нагрудных украшений: кораллы, баламуты, стеклянные бусы, дукачи, бисерные украшения, презрения, а также многие другие, которые украинки изысканно сочетали с серьгами и перстнями.

Украинский традиционный наряд

По часовой стрелке: 1. Ожерелье из венецианского стекла, кон. ХІХ ст., Западная Украина; 2. Крестьянка, реконструкция, Елена Уткина, центральная монета - 1780 г., 2013 г., Тернопольская обл., Борщевский р-н; 3. Ожерелье коралловое, сэр. ХІХ ст., Киевская обл., Яготинский р-н, с. Лесняки (ныне часть г. Яготин); 4. Бусы из венецианского стекла, XVIII ст., Ивано-Франковская обл., Гуцульщина; 5. «Праздничные гадания», Николай Пимоненко, 1888 г.; 6. Ожерелье коралловое, кон. ХІХ – нач. ХХ ст., Центральная Украина

Верхняя одежда – свиты и кожухи – шили из шерстяного сукна и овечьих шкур.

Обувью служили лапти, которые изготовляли из кожи животных или из лика (внутренней части коры деревьев). Более богатые люди обивали сапоги и ботинки.

Народная одежда украинцев не только отличалась утилитарностью, но и характеризовалась знаковостью, элементы одежды указывали на социальную и половозрастную принадлежность, использовались в обрядовой культуре и даже магии и гаданиях.

«Нам есть чем гордиться и что ценить. Недаром украинское мировой тренд. Скажу честно, вещи от украинских дизайнеров – это сокровища моего гардероба. Их планирую потом по наследству передавать детям и внукам. Наши дизайнеры носят звезды мирового масштаба, они продаются в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, в заголовках мировых СМИ регулярно появляются имена украинских брендов. Сегодня они работают на победу Украины — донатят на ВСУ и производят одежду и обувь для наших воинов на фронте.

Сочетание старинных и современных элементов – это стильно и всегда будет актуально. Чувствовать свою идентичность, сочетать народное и аутентичное с современными трендами – это в нашем ДНК.

Вышиванку, например, носят не только в дни национальных украинских праздников, но и в повседневной жизни, миксуя их с водолазками, джинсами, брюками или юбками, которые можно найти в answear.ua », – комментирует главная редактор сайта ELLE.UA Екатерина Попова.

Источники:

- Матейко К. И. Украинская народная одежда / К. И. Матейко. – Киев, 1977. – С. 5.
- Вовк Х. К. Студии по украинской этнографии и антропологии / Х. К. Волк. – Киев: Искусство, 1995. – С. 151.

Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы