«Выйти из зоны комфорта и сделать что-то полезное для общества»: как команда «Обучай для Украины» поддерживает образование в стране в условиях войны

О работе с учащимися и психологической поддержке учителей

Об образовательной организации «Обучай для Украины» говорят как в стране, так и за рубежом. Это часть глобальной организации Teach For All («Учись для Всех»), которая представлена в 60 странах мира. ОДУ работает для того, чтобы каждый ребенок в Украине имел возможность реализовать свой потенциал, независимо от места рождения или проживания, учителя получили психологическую поддержку, а ученики наверстали образовательные потери из-за войны.

Учи для Украины

В начале марта «Обучай для Украины» объявила старт приема заявок на первую волну набора молодежи, которая готова попробовать себя в роли учителя мечты для сотен детей.

ELLE.UA расспросил представительниц организации, которая реформирует украинское образование и меняет будущее страны не словом, а делом, об идее создания, основных целях и полномасштабном вторжении.

«Отказалась от работы на Королеву Великобритании, чтобы менять образование в Украине» — руководитель организации «Обучай для Украины» Оксана Матияш

Учи для Украины

Вы, окончив Оксфорд, отказались от работы на королеву Великобритании, чтобы повлиять на образование в Украине. Почему и как вы приняли это решение?

В октябре 2020 года я как раз завершила обучение в Оксфорде и уже должна была начинать работать в Лондоне в учреждении с очень интересным названием: «Служба Судей и Трибуналов Ее Величества». По образованию я юрист-международник, поэтому новая работа была логическим продолжением юридической карьеры. Признаюсь честно, что я не испытывала большого восторга от этого, ведь британская правовая система едва ли не самая развитая в мире, а мне всегда хотелось работать с большими профессиональными вызовами. Поэтому, когда за два дня до старта «работы на Королеву» я получила e-mail, что «Обучай для Украины» ищет новую CEO, я знала, что в понедельник ни в какой лондонский офис уже не пойду.

Для меня очень важным аспектом является возможность создавать реальные изменения, а не просто работать ради работы. В английском языке есть мое любимое слово impact, ближайшим переводом которого будет «влияние» на украинский. Так вот, Лондон был работой с очень ограниченной возможностью оказывать настоящее влияние, тогда как «Обучай для Украины» –– это о том, что меняет жизнь. Помню, как меня сразу увлекла миссия ОДУ –– работать над тем, чтобы каждый ребенок в Украине мог реализовать собственный потенциал, независимо от места рождения или проживания. Это о реальных изменениях на местах.

Как родилась идея создать организацию «Обучай для Украины»?

Прежде всего хочется подчеркнуть, что «Обучай для Украины» является нетипичной общественной организацией, ведь мы являемся частью глобальной сети Teach For All, которая присутствует в 60 странах и объединяет почти 90 тысяч человек. Это действительно очень круто, когда у тебя есть коллеги во всем мире, к которым ты всегда можешь обратиться за советом или даже посетить их.

Основная идея «Обучай для Украины» –– это привлечение талантливой украинской молодежи к изменениям в образовании через учительство в маленьких населенных пунктах, где потребность в ролевых моделях наибольшая. Участники программы минимум на 1 год становятся вдохновляющими учителями для детей, способствуют развитию общины и улучшают свои профессиональные и лидерские возможности, а главное, становятся частью сообщества, которое создает нужные изменения на местах.

Teach For Ukraine была создана еще в 2017-м, но осенью 2020 года мы ее полностью перезапустили и стартовали почти с нуля. Нужно было набрать новую команду, создать новое видение развития организации, набрать новую когорту участников программы и, что самое важное и сложное, –– привлечь сотни тысяч долларов для этого. Должна признаться, что фандрейзинг был самой трудной задачей, ведь, когда тебе 27 и ты молодая девушка, очень часто потенциальные доноры воспринимают тебя несерьезно и часто говорят «нет». Но это также та сфера, которая меня закалила больше всего и позволила развить многие нужные навыки, а еще возможность познакомиться с невероятными людьми как в Украине, так и за рубежом.

Учи для Украины

Охотно ли молодежь соглашается переезжать в маленькие городки на 2 года?

Недавно во время выступления на конференции за границей меня спросили, какой совет я бы дала себе 10 лет назад. Я ответила, что посоветовала бы пойти на «Обучай для Украины» вместо магистратуры, хотя нашей организации еще тогда не было. Сейчас я понимаю, сколь важно и ценно молодому человеку получить реальный жизненный опыт, чтобы понять, чему посвятить свою профессиональную жизнь. Выйти из зоны комфорта и сделать что-то полезное для общества или подрастающего поколения, развивая при этом свои лидерские и коммуникационные навыки, необходимые в любой профессиональной среде. Это об «Обучай для Украины».

К нам на программу подаются молодые люди, мотивированные возможностью делать изменения через образование. И они осознают, что для этих изменений нужно присутствие на местах, чтобы понять все вызовы, с которыми сталкиваются дети в маленьких общинах, ведь образование –– это не только о школе и процессе обучения, но и о среде и экосистеме, которая выходит за пределы школы. Участники «Обучай для Украины» переезжают в маленькие общины учителями, ведь именно учителя играют важную роль первых лидеров для каждого ребенка. Они раскрывают потенциал школьников и вдохновляют их на свершения. Поддержка учащихся и мотивация учиться и совершенствоваться, особенно во время войны –– это значительный вклад в развитие будущего потенциала нашей страны.

Как, по-вашему, меняется отношение к учительству после появления «Обучай для Украины»?

Основная идея «Обучай для Украины» не изменить отношение к учительству, а изменить статус кво в образовательной системе и сделать ее лучше и эффективнее для украинских детей. Наша цель состоит в том, чтобы привести в образовательную систему талантливую молодежь, которой очень не хватает. Подтверждением этого является низкая популярность профессии учителя среди украинских выпускников и множество вакансий в школах, прежде всего в сельской местности.

Не все участники «Обучай для Украины» приходят на программу, чтобы стать учителями. Среди них есть те, кто хочет стать директором школы, главой общины и даже министром образования, но они начинают менять систему, учительствуя в маленьком городке или поселке, раскрывая потенциал своих учеников и вдохновляя их собственным примером. Я уверена, что участники и участницы «Обучай для Украины» –– это будущие образовательные лидеры.

Учи для Украины

С какими вызовами НДУ столкнулась после начала полномасштабной войны и какие изменения произошли за год, когда многие учебные заведения закрылись?

Когда началось полномасштабное вторжение, мне, как руководителю «Обучай для Украины», было сложно представить, как нам продолжать работать, когда страна находится под постоянными обстрелами, ведь наша основная задача –– учить. Есть ли место для образования в условиях войны, когда на первом месте –– безопасность?

Сейчас я уже могу с уверенностью ответить «да», ведь обучение детей в условиях войны является частью их безопасности, прежде всего психологической, но тогда это чувствовалось по-другому. Март прошлого года был чрезвычайно сложным эмоционально для нашего сообщества из-за гибели участницы «Обучай для Украины» Юлии Здановской, которую в ее родном Харькове убила российская ракета.

Наши участники продолжили учительствовать в экстремальных условиях, проводя уроки в бомбоубежищах, на улице или даже на заправке. Никто из них не покинул Украину, хотя все они талантливы и молоды, поэтому проблем найти возможности за рубежом у них не было бы. Об их работе во время войны написали известные международные СМИ, в том числе CNN, The Guardian, NPR, The Mirror и другие.

Я горжусь тем, что, несмотря на полномасштабную войну «Обучай для Украины» значительно выросла, стала более взрослой и опытной. Партнерства с крупными международными донорами и фондами позволили увеличить команду и бюджет, благодаря чему мы смогли охватить нашими проектами более 15 тысяч детей и 80 тысяч учителей. Но самое важное — это то, что все это удалось сделать благодаря невероятной работе нашей команды, которая на 100% является женской. У многих моих коллег есть дети, и то, с какой настойчивостью и энтузиазмом они ежедневно работают над тем, чтобы помочь украинской системе образования продолжать работать в условиях войны, очень вдохновляет меня лично. Так же, как и миллионы украинцев, которые каждый день маленькими шагами приближают нашу победу.

В отличие от многих общественных организаций, сфокусировавшихся на оказании гуманитарной помощи, мы решили приоритизировать академическую и психоэмоциональную поддержку детей и учителей. Поэтому в марте 2022-го запустили проекты «экстренной образовательной помощи», среди которых уже сейчас известен «Образовательный Суп» (сокращенно от «Образовательный Сопровождение»). Это действительно уникальный проект, ведь он является первой в Украине программой академической поддержки учащихся, направленной на компенсацию образовательных потерь.

«Мы говорим о больших учебных потерях»: Анастасия Донская — о проекте «Образовательный Суп»

Учи для Украины

Расскажите о проекте «Образовательный Суп» и его основной цели?

«Образовательный Суп» — это масштабный проект помощи учащимся, которые не имеют или не имели возможности учиться во время войны и поэтому имеют пробелы в обучении. Мы говорим о больших учебных потерях (learning loses) у тысяч украинских детей, которые массово отстают от учебной программы и нуждаются в профессиональной и компетентной помощи в ее наверстовании. Здесь добавляется еще и психологический барьер: из-за постоянных стрессов и отсутствия систематического обучения дети могут гораздо хуже учиться в уже знакомых им больших классах.

Именно поэтому проект «Образовательный Суп» предлагает детям тьюторинг –– это работа в малых группах с целью «научить учиться», влюбить в предмет, дать вдохновение к самостоятельному обучению.

Мы реализуем проект «волнами» по 6 недель начиная с лета прошлого года, тем самым пытаемся охватить максимальное количество детей. В этом году проект реализуется в партнерстве со Всемирным Банком, при поддержке Швейцарского фонда UBS и содержит исследовательскую составляющую.

Всемирный Банк проводит социологическое рандомизированное исследование, призванное доказать сборами данных, что тьюторинг в малых группах является действительно эффективным инструментом для компенсации образовательных потерь. Ученики 5-10 классов бесплатно четырежды в неделю занимаются математикой и украинским языком с профессиональными тьюторами (сертифицированными Международной тьюторинговой академией).

Учи для Украины

Сколько детей прошли уроки за это время от старта проекта?

В прошлом году было 5 волн «Образовательного Супа», охвативших около 2000 участников. А вот первая волна этого года охватила более 1000 детей, вторая и третья охватят еще по 2000 украинских детей. За неделю проходит около 1600 учебных сессий. Официально –– это самый масштабный онлайн-тьюторинг не только в Украине, но и в Европе. Во время разговоров с зарубежными коллегами меня не раз пытались подловить и намекали, что столько часов в сутках нет, и неделя никак не может вместить такое количество занятий. Однако онлайн все возможно. Ежедневно проходит от 100 до 200 занятий с участниками, которые проходят параллельно в виртуальном пространстве.

Охотно ли учителя берутся за занятия онлайн? Как вы привлекаете их к проекту?

На самом деле учителя достаточно активно приобщаются к проекту, ведь мы даем интересный опыт тьюторинга, для всех учителей проводятся супервизионные сессии, на которых они обмениваются опытом и ищут вместе с экспертами Академии тьюторинга решение проблем и учебных вызовов.

Тем не менее, у нас очень жесткие критерии отбора и большой конкурс, на прошлую волну было 3 человека на место. Мы ищем учителей, развивающих мышление детей, учащих решать не только школьные примеры, но и верить в себя, возможность решить любую проблему и овладеть любыми знаниями. Мы убеждены, что склонность к математике определяется не столько естественными способностями, как учителем, который может склонить к предмету и научить находить в нем прекрасное.

Учи для Украины

Какие сложности с организацией уроков возникают? Сложно ли склонить детей учиться дополнительно, после основных обязательных уроков в школе?

Основная сложность в организации уроков –– это посещение. Ученики, особенно родители, став частью бесплатного для них проекта, часто приоритезируют другие свои дела и пропускают занятия. Мы видим, как тьюторы готовятся и как переживают, когда дети не явились ни на одно занятие. Но мы видим четкую тенденцию, когда учащиеся два-три раза подряд посещают занятия, знакомятся с тьютором –– они уже вовлекаются, стремятся учиться и получают от этого огромное удовольствие.

И здесь я отмечу –– мы не заставляем учиться дополнительно, мы мотивируем и стимулируем, наши тьюторы ищут подход к каждому ребенку, используют интересные интерактивные методы подачи информации. Вот, например, один тьютор на уроке украинского языка готовил салат с учениками, а затем они описывали это сложноподчиненными предложениями. Ведь смысл не в том, чтобы знать, какие типы предложений существуют, а в том, чтобы понимать, почему следует использовать сложное предложение вместо простого.

В школе часто детей не учат отвечать на вопрос «почему?», а требуют лишь знать «что?», отбивая любую мотивацию любознательных людей к обучению.

Назовите самые оптимистичные ожидания от проекта, каких результатов команда ОДУ хочет достичь до конца «Образовательного Супа»?

Ох, у нас амбициозные планы. Мы убеждены, что онлайн-тьюторинг нужен каждому украинскому ребенку, который проживает в Украине или вынужденно уехал за границу. Во время войны и еще длительный период после ее завершения дети будут нуждаться в поддержке. И это должны быть не только более ловкие дети и родители, которые увидели наше объявление где-то в Интернете, программа должна охватить всех детей и выйти на общенациональный уровень. Мы ищем самые удобные способы организации обучения. Мы мечтаем, чтобы тьюторинговые устои «пустили корни» в каждую украинскую школу, чтобы на уроках было не только интересно, но и эмоционально комфортно каждому ребенку, чтобы ребенок выбегал из школы с улыбкой и криком: «Вау! Мне нравится учиться!».

«Помогаем учителям преодолевать вызовы во время войны»: Соломия Бойкович — о проекте «Совместно для учителей»

Учи для Украины

Расскажите о проекте «Совместно для учителей» и его основных целях.

Проект «Совместно для учителей» возник как ответ на запрос учителей-участников Программы о психологической поддержке во время войны. С началом полномасштабного вторжения перед учителями почти сразу возникли практические вопросы: как стать поддержкой ученикам? Как говорить с детьми о войне? Как находить в себе силы и ресурсы, чтобы эту поддержку обеспечить?

Соответственно, мы как организация поняли, что такой запрос есть и среди более широкого круга педагогов, поэтому не медлили и организовали проект, который всесторонне охватывал своими «продуктами» большой круг образовательного сообщества. Это онлайн-курс о безопасной школе «Смелые учить», серия вебинаров о психологической поддержке, группы поддержки учителей –– сессии с психологами, модульный курс для институтов последипломного образования, чатбот, а также образовательные визиты.

Какова основная идея курса «Смелые учить»?

Когда пришла идея создать онлайн-курс, аналогов на образовательном рынке еще не было. Мы создали модули «учитель в условиях военного положения», «обучение и учащиеся в условиях военного положения» и «школа в условиях военного положения». Курс разносторонне охватывает ключевые вопросы и запросы, которые мы учли при проведении опроса учителей накануне его создания.

Учи для Украины

Охотно ли учителя признаются себе, что им сейчас тяжело и они нуждаются в психологической помощи? Как вы с этим работаете и привлекаете их на курс?

Во многих опросах, которые мы провели до проведения активностей — будь то онлайн-курсы или вебинары — учителя отмечают, что осведомлены с тематиками, которые есть в перечне. Но после окончания определенного вида обучения, на вопрос «Насколько эта информация была новой для вас» более 80% утверждают, что она была полностью или по большей части новой. Важно, чтобы учителя использовали новые знания и навыки на практике в работе с детьми. А наша задача — помочь учителю и поддержать, ведь та ответственность, которая возлагается на плечи педагогов, не только относительно качественного обучения, но и безопасности детей огромна.

Сколько учителей зарегистрировались с самого начала? Сколько в планах еще привлечь на проект?

На сегодня это почти 24 тысячи зарегистрированных на курс, что на самом деле является очень значительным результатом. Особенно, учитывая перебои со светом на протяжении последних 4 месяцев (курс как раз вышел в продакшн в середине октября). Такое количество регистраций точно свидетельствует о том, что тема психологической поддержки педагогов важна.

Учи для Украины

Какие ожидания от проекта у вас есть? Каких результатов команда ОДУ хочет добиться благодаря направлению психологической поддержки учителей?

На сегодняшний день более 80 тысяч педагогов прошли обучение по психологической поддержке в различных форматах в рамках проекта. Это очень весомый результат. В целом наша миссия — преодолеть стигму на тему психологии, оказать поддержку в создании механизмов перенаправления кейсов, касающихся психологического состояния ребенка, а также интегрировать компоненты социально-эмоционального обучения и психологической поддержки в учебную программу. Ведь эта тема вызов не только военного и послевоенного положения, но и весомая составляющая формирования здорового общества.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы