Последние годы ознаменовались настоящим бумом на винтажную моду. Тема винтажа присутствует в коллекциях самых известных дизайнеров, а главные модницы появляются на публике с сумками, украшениями, шарфами и не только из старых коллекций культовых брендов. Как долго продлится эта тенденция? Как построить успешный винтажный бизнес в Украине? Где искать редкие вещи и как носить винтаж, чтобы выглядеть гармонично? Об этом и не только разговариваем с коллекционером, основательницей ресейл-платформы KIRA VINTAGE и организатором маркета Brocante Екатериной Вейпан, чьи модные находки носят, в частности, первая леди Украины Елена Зеленская и блогер и стилистка Бланка Миро.
Блиц
Hermès Birkin или Kelly? Hermès Kelly, но обязательно vintage, в размере 28 или 32. Это моя идеальная сумка.
Chanel или Saint Laurent? Chanel.
Париж или Рим? Да простит меня Рим, но без сомнений Париж.
Коко Шанель или Эльза Скиапарелли? В разрезе бизнеса — конечно, Chanel. В разрезе творчества мне больше импонирует личность Скиапарелли.
Чай или кофе? Кофе.
Книги или фильмы? Книги.
Винтаж или тренды? Винтаж.
О Кате
Что было до KIRA VINTAGE? Чем вы занимались до этого?
Я родилась в семье киевской интеллигенции: преподавателей, врачей. Все как у многих. Со второго курса института начала работать в картинной галерее, затем была работа в аукционном доме, работа арт-дилера. Я продавала произведения искусства и антиквариат. Начинала с нуля, не имея ни опыта, ни должного образования. Только годы практики и ежедневной работы давали опыт и знания. Покупать винтажные наряды для себя я начала именно тогда, а интересоваться винтажем — в возрасте 19-20 лет. Параллельно с антиквариатом было много интересующих и развивавшихся проектов. Что-то получалось, что-то нет, опять же, как у всех. После 2014 года был период работы в рекламе и создания собственного рекламного агентства, которое существует и сейчас, мы занимаемся им вместе с мужем Игорем. Однако искусство, любовь к прекрасному, постоянный интерес к арт-рынку и рынку винтажной моды всегда были рядом. Не как бизнес, а как хобби, которому я уделяла очень много времени.
С чего началась ваша любовь к винтажу? Помните свою первую покупку?
Любовь к винтажу, барахолкам, коллекционированию мне передалась от отца. Он коллекционер с большим стажем. Лет с пяти папа брал меня на антикварные взлеты. Я помню, как папа покупал мне маленькой винтажные кольца. Меня всегда чрезвычайно увлекали наши путешествия к антикварам и коллекционерам, походы по блошиным рынкам Киева. В более зрелом возрасте я начала покупать произведения искусства, винтажную одежду и платки Hermès. С одеждой все было интуитивно, я всегда любила наряжаться и выделяться из всех. Винтаж в этом помогал.
Наиболее особенные лично для вас вещи в вашем винтажном гардеробе?
Я люблю свои винтажные сумки Hermès, Chanel, Gucci и Celine, свои украшения, платья и жакеты. Они делают меня особенной, куда бы я ни пришла: от любой вечеринки до парижского ресторана в отеле Ritz. Однако самые личные и особенные вещи в коллекции — те, что связаны с определенными моментами. Расскажу об одной такой вещи. После знакомства со своим мужем я переехала жить в Латинскую Америку, в Гватемалу. Я была очень удивлена, когда узнала, что в этой стране можно найти много винтажных вещей, которые там никому не нужны. Главное — знать, где искать. Однажды я пришла на рынок секонд-хенда в маленьком городке Гватемалы и вижу — среди кучи кепок и панамок висит подиумная винтажная шляпа Dior, расшитая бисером, которая выглядит как настоящее произведение искусства. Я подошла на кассу и там узнала, что стоимость шляпы – 20 гривен, если конвертировать в нашу валюту. Эта вещь хранится в моей коллекции в Киеве.
Бренды и дизайнеры, вдохновляющие вас больше всего?
О брендах и дизайнерах можно говорить вечность. Однако остановлюсь на нескольких именах. Я отношусь к винтажной моде как к искусству. Только так и не иначе. Во все периоды мировой истории искусство и мода всегда шли рядом. Я очень люблю Фиби Файло и ее период в бренде Celine, этот период нежно называют Old Celine. Люблю, потому что эта мода и то, что сделала Фиби для бренда, и есть искусство.
Также я фанатка главного художника в моде нашего с вами времени — Алессандро Микеле и его правления в бренде Gucci. Именно Алессандро определил тренд на винтаж и интеллектуальную моду в мире. Весь этот бум на винтаж сейчас — заслуга Алессандро и его преданной любви к искусству, коллекционированию и винтажной моде. Все остальные дома моды, дизайнеры были после Алессандро и Gucci в теме обращения к архивам брендов. Алессандро — великий художник. Я очень грущу из-за того, что он ушел из Gucci. Очень советую покупать его последнюю коллекцию для Gucci, потому что это и есть тот же винтаж в будущем.
Ваш идеальный образ на каждый день?
Когда тебя окружает так много красоты каждый день, иногда хочется ходить в достаточно простых и понятных вещах. Я люблю одежду черного цвета, которую часто дополняю яркими акцентами: обувью, сумками или украшениями. Я всегда совмещаю винтаж и новые коллекции, ведь очень важно уметь не переборщить с винтажем, а гармонично дополнять им образ. Поэтому мой идеальный образ на каждый день — это широкие брюки; обувь Chanel, The Row или Khaite; винтажная сумка Hermès или Chanel; черный жакет; тренч или пальто; темные очки и большие винтажные клипсы.
О бизнесе
Когда ваше увлечение винтажем стало бизнесом?
Все началось, когда я переехала в Гватемалу к Игорю. Там было много крутых вещей, я много покупала для себя и подруг. Когда мы переезжали в Украину, у меня было тринадцать чемоданов с багажом. Тогда муж сказал: «Надо что-то с этим делать. Ты так любишь это, разбираешься в этом, так горишь модой и антиквариатом. Делай галерею, магазин. Я помогу». Так начал появляться план винтажного магазина и коллекционных находок со всего мира KIRA VINTAGE. Мы занимались своими делами, я покупала винтаж и тихонько планировала.
Затем начался карантин, так что времени на реализацию и написание стратегии бизнеса было много. Муж меня вдохновлял и ободрял, и три года назад мы создали Instagram-аккаунт KIRA VINTAGE. Он был назван в честь моей бабушки Киры — моей большой любви, женщины с большим сердцем и стальным характером. Мы развиваемся ежедневно и мое фанатическое отношение к делу, переросшему в бизнес, и стратегическое мышление моего мужа сделали целое направление в сфере.
Мы стали организаторами маркета Brocante. Мы популяризируем винтажную моду в мире, а люди, носящие находки от KIRA VINTAGE — это наши первые леди в прямом и переносном смысле. Мы формируем коллекции и винтажные гардеробы во всем мире, и это кажется невероятной наградой для меня лично.
Кроме того, мы с мужем учим людей и уже сейчас помогаем создавать винтажные проекты с нуля, поскольку у нас получилось сделать винтаж популярным и в Украине. Мы на собственном опыте рассказываем, с чего стартовать, учим прокладывать винтажные маршруты, вместе разрабатываем стратегию и производим закупки с людьми, которые, как и мы, решили сделать из винтажа бизнес.
Вы занимаетесь любимым делом в тандеме с мужем Игорем. Как вы распределили роли и как выстраиваете совместный бизнес?
Начнем с того, что все бизнесы в нашей семье общие. Нам суперкомфортно с Игорем работать вместе — над KIRA VINTAGE, в частности, потому что мы лучшие друзья и самые близкие люди. Звучит как сказка, но это правда — мы все делаем вместе. Нам так удобно. На мне творческий процесс, общение с клиентами, отбор селекции. На Игоре — самая большая часть незаметной работы. Это все бизнес-процессы: бухгалтеры, юристы, сотрудники, прокладка маршрутов, переписки с коллекционерами, магазинами, платформами. Что интересно — самые ценные находки всегда делает Игорь. Это просто мистика, но редкие вещи сами идут к нему в руки. На самом деле, мы очень много работаем. Надо меньше.
Со стороны кажется, что процесс поиска винтажных вещей напоминает сказочные поиски сокровищ. Как все происходит на самом деле? Где и как вы ищете редкие вещи?
На самом деле, это и есть поиск сокровищ. Наша страница максимально открыто показывает, как это происходит. Мы летаем по миру и находим редкие вещи в разных точках. Мы предпочитаем находки оффлайн. Для нас это важно, потому что у нас тесный контакт с людьми, коллекционерами — это опыт и знания, которые ты никогда не получишь онлайн. Хотя мы, конечно, покупаем и онлайн на аукционах по всему миру. У нас байеры в Сингапуре, Токио и Нью-Йорке. Однако, сходить на аукцион в Париже, пообедать с баронессой, забрать часть ее коллекции сумочек, чтобы они не достались ее внукам, которые не разбираются в моде — это все о магии, которая является частью моей жизни. А вообще продавец винтажа покупает где угодно, где увидит что-то редкое. Вот если я увижу у вас, у кого-то из знакомых или коллег вещь, которая меня заинтересует, я ее куплю.
Недавно Елена Зеленская появилась в брошке, найденной вами, на международном форуме Forbes 30/50. Расскажите больше об этом сотрудничестве и смысле украшения. Какими еще сотрудничествами особенно гордитесь?
Работа с клиентами — часто очень личный процесс, остающийся только между нами и клиентами. Елена — владелица не одной броши, найденной KIRA VINTAGE. На форуме первая леди появилась в винтажной брошке Yves Saint Laurent 1980-х годов, найденной у одного из крупнейших коллекционеров YSL. Если присмотреться к ней внимательно, можно увидеть стог пшеницы. Тема колосьев пшеницы — одна из любимых тем Лорана. То, что Елена надевает наши находки, для нас очень ценно. Для меня как для украинки, волонтера, бизнес-вумен, наша первая леди — это наш символ! Так что, конечно, я счастлива, что она надевает красоту, которую мы для нее находим.
Когда нас просят описать портрет женщины, которая носит находки от KIRA VINTAGE, мы говорим, что эта женщина — красивая, смелая, очень сильная, но одновременно хрупкая внутри. Эта женщина особенная, она точно выделяется среди толпы. Каждая наша клиентка — это наша первая леди, и для нас огромная честь находить вещи для таких невероятных женщин. Очень многие известные люди в мире носят найденные нами сокровища. Я обожаю, когда Бланка Миро надевает наши находки, она удивительно носит винтаж.
Как вы видите развитие своего бизнеса? Что нового планируете в ближайшее время?
У нас в планах столько новых проектов, только хватало бы времени! Мы готовим лекции и курсы. Это большой пласт работы, мы стремимся сделать то, что никто еще не делал в теме винтажа во всем мире. Мы хотим делиться знаниями и экспертизой настоящих коллекционеров и экспертов мирового уровня, так что много над этим работаем. Игорь активно работает над сайтом. А еще мы планируем очень крутую коллаборацию с известным украинским брендом, но поговорим об этом отдельно. Пока это секрет.
О винтаже
На какие винтажные вещи самый большой спрос именно сейчас? И какие вы считаете наиболее актуальными?
Винтаж — это о вещах без времени. О вещах, которые были актуальны 50 лет назад и будут актуальны через 50 лет. Тем не менее в новых реалиях тренда на интеллектуальную моду слова «тренд» и «актуальность» приобретают новые смыслы и в отношении винтажа.
Сейчас огромный спрос на украшения 1980х-90х годов от Chanel, YSL, Lacroix.
Сумки: Hermès, Chanel, Gucci bamboo, Gucci Jackie, Celine box.
Тренд на шелковые платки от Gucci, Hermès на украинском винтажном рынке создали несколько продавцов: мы и наша коллега Лина Raro Club. Сейчас тренд немного спадает, потому что продавцы перенасытили рынок. Тем не менее, для меня платки — не тренд, а вечная классика и важный предмет коллекционирования.
Винтажные жакеты и костюмы из Chanel и Лорана.
Еще добавляем эстетику нулевых. Очень актуальными в ближайшие сезоны будут винтажные сумки Dior и винтажные наряды Prada.
Что бы вы посоветовали приобрести тем, кто только начинает формировать свою винтажную «базу»?
Я бы советовала начинать с украшений, ведь с ними очень легко играть, комбинировать. Акцентные Chanel или просто красивые большие клипсы «ноунейм» всегда сделают ваш образ. Потом можно приобрести какую-то сумочку — такую, чтобы на все времена: Celine, Gucci, Chanel. Кстати, покупая винтажные сумки и украшения от Chanel вы всегда почувствуете разницу в качестве. Винтаж от Chanel — это сокровище.
Как понять, что вещь — не подделка?
Покупать у проверенного продавца, которому вы доверяете. Таким образом, вы всегда будете защищены финансово. От подделки не застрахован никто, даже самый солидный эксперт. Однако, покупая у проверенного продавца, шанс встретить подделку очень низкий. Как формируется доверие к продавцу? Вы видите, сколько через продавца проходит вещей, это достаточно просто отследить через платформы или Instagram. Если вы видите, что человек постоянно учится, бывает у коллекционеров, ездит по аукционам, держит вещи в руках и транслирует это, доверие растет. Кроме этого, смотрите, кто именно клиенты продавца, кто доверяет ему свои коллекции. Это тоже легко отследить.
Хороший винтажный продавец никогда не будет кричать о том, что он эксперт во всех брендах. Это мое знание, полученное после сотен встреч с людьми, которые формируют музейные коллекции и являются главными коллекционерами крупных брендов. Они все очень скромные и никогда не кричат об экспертизе. Я, например, не эксперт, но я очень крутой продавец, и это я уже, хоть и нескромно, но смело заявляю. Я окружила себя классными экспертами и таким образом перестраховываю себя и своих клиентов. Я никогда не выставлю сумку Chanel, Hermès на продажу без документов. Если я сомневаюсь в каких-нибудь украшениях, я всегда проверю себя у экспертов, у меня есть такая возможность. Таким образом я формирую и свои знания тоже.
Итак, ответ на ваш вопрос — покупайте у проверенных продавцов и знайте, что современные, даже хорошие подделки на винтаж достаточно сильно отличаются от старых оригиналов. Со старыми подделками сложнее, но тоже можно научиться отличать.
Главные правила, которых следует придерживаться, чтобы винтажные вещи выглядели в образе гармонично?
Правил не существует, но есть советы. Я не стилист, поэтому здесь только мой опыт. Когда вы одеваете все винтажное сразу, какие бы громкие имена это ни были, вы прибавляете себе возраст и выглядите так, словно упали в шкаф своей бабушки. Пусть и с вещами Chanel. Я за гармоничное сочетание нового и коллекций прошлых лет и за то, чтобы с помощью винтажа расставлять акценты. Это могут быть сумки, украшения. Возможно, винтажный жакет и к нему сумка из современных коллекций. Думаю, что в этом секрет успеха.
Винтаж будет продолжать набирать популярность в новых сезонах?
В ближайшие десять лет бум на винтаж никуда не денется. Все просто — следите за крупными брендами, за тем, что делают крупные бизнесы и сколько они вкладывают в винтаж. Gucci создает Gucci Vaulet, в Valentino начинают продаваться винтажные украшения. Все новые коллекции YSL — это просто ода старым коллекциям. Слишком много модная индустрия сейчас вкладывает в винтаж, чтобы так просто отпустить его с рынка. Так что, не беспокойтесь, винтаж с нами надолго. И помните, что тренды создают люди — такие, как мы с вами. Я планирую носить винтаж и передавать по наследству детям. Чего и вам желаю.
Фото: Ник Найда