Потерять во время полномасштабной войны офисы и производственные цеха, работников, дом, но потом собрать волю в кулак, чтобы уже без всяких смет и планов начать с чистого листа не только бизнес, но и жизнь в новом городе. Для нового номера «ELLE Украина» старший редактор Светлана Кравченко пообщалась с украинскими предпринимателями, чей пример доказывает: сдаваться — это не о нас. Сегодня публикуем расширенную версию разговора с Анастасией Бурзи, соучредительницей бренда свечей в дереве WOOD MOOD.
В 2021 году мы переехали из Харькова в Гостомель, где наконец-то достроилась наша квартира. С осени окунулись в ремонт студии, настройки работы на новом месте, готовились к мировой выставке декора Maison&Objet и в целом оптимистично смотрели в будущее. Даже в ночь на 24 февраля мы с мужем утверждали новую линейку свечей и легли спать около двух часов. А уже через несколько часов оказались в эпицентре полномасштабного вторжения. Как многодетные родители, мы решили, что у нас нет никакого морального права быть слабыми или проявлять эмоции напоказ.
Поэтому в тот день мы забрали детей в студию, расположенную на первом этаже жилого комплекса, и пошли работать. Но уже 25 февраля, когда я готовила завтрак, раздалось несколько взрывов совсем рядом с нами. Мы мгновенно собрали вещи, взяли детей и собаку, спустились вниз, а уже через полтора часа выехали. Сначала это была Винницкая область, затем Закарпатье, а в середине марта — Франция. Тогда нам предстояло принять тяжелое решение: что нам делать дальше? Никакого понимания, как мы можем продолжать наше дело, не было. Потому мы решили, что попробуем все сначала. Совершенно очевидно: WOOD MOOD — как наш пятый ребенок, от которого мы ни за что не откажемся.
И тут начали происходить настоящие чудеса. Для выставки нам было необходимо срочно достать свечи. Мастерская под оккупацией, а последняя изготовленная партия отправлена «Новой почтой» вечером 23 февраля на «Сильпо». Соответственно, 24-го посылку никто не забрал, а в начале марта она появилась где-то в терминале. И что-то меня подтолкнуло зайти в приложение «Новой почты», которая как раз налаживала свою работу. Эти героические люди доставили нам свечи в Закарпатье, и мы поехали на Maison&Objet с экспозицией.
Конечно, это мероприятие было не о бизнесе — скорее о всесторонней поддержке. Мы не знали, что с нами будет, но приехали с манифестом: показать продукт и через него — свою страну, показать, что мы не сдаемся. Это было серьезное заявление всему миру, оно помогло и нам самим понять, как двигаться дальше.
Доступ к мастерской мы получили в начале мая. Оккупанты оттуда вынесли все, что могли. Из особенно болезненного для нас это, конечно, свечи. А из непонятного — банковский терминал и пульт от кондиционера. Однако само помещение уцелело, что дало возможность максимально оперативно восстановить студию.
В июне мы начали думать, как возобновить весь процесс, потому что цех в Харьковской области уже был разрушен. Он расположен в селе Победа, большую часть которого разбомбили и к которому до сих пор нет свободного доступа. Полноценная работа уже с новым цехом началась только в октябре. Мы сменили модель и перенесли производство в партнерский цех в Луцке. До сих пор налаживаем поставки древесины, потому что в этом регионе это трудно, у каждого лесничества свои правила. В мае уже этого года мы возобновили работу с деревом в Харькове.
Осенью мы получили письмо от статистической компании, где говорилось, что по результатам опроса наши продукты выбраны свечами года в Украине. Это стало невероятным толчком и мотивацией! С 24 февраля 2022 года мы выключили рекламу и не включаем ее до сих пор. У нас нестабильное производство, а весь трафик исключительно органичен. Все заказы на сайте долгое время размещали те, кто нас знал, помнил или пришел по чьей-то рекомендации.
Я очень хорошо помню начало октября: интенсивные обстрелы и блэкауты. С одной стороны, это было страшнее, чем 24 февраля, потому что в феврале мы еще надеялись на «два-три дня». С другой — у нас уже был опыт, который придавал сил успокоиться и думать, что делать дальше. Поэтому мы завезли генераторы и начали активно готовиться к подарочному новогоднему сезону (на октябрь припал пик заказов). Куча рабочих вопросов и желание доставить каждую свечу вовремя отвлекали нас и помогали морально пережить этот действительно тяжелый период.
Больше всего нас вдохновляют именно клиенты: когда просят перезарядить свечи (они многоразовые) или говорят, что в эвакуации наши свечи напоминают им о родном доме. Мы понимаем, что создавать атмосферу спокойствия и комфорта очень важно для поддержки наших соотечественников.
Сегодня мы скорее мечтаем, чем строим планы. Потому что иметь план — это знать что-то точно. А в нашей ситуации мы можем просто двигаться в направлении, до которого хотелось бы в идеале дойти. Без всяких утверждений, прессований команды и чрезмерных нагрузок (стресса всем хватает и так).
Поскольку у нас бизнес семейный, а мы остались без внешней поддержки в вопросе детей, то, соответственно, остались и без времени для себя как пары. Я бы очень не хотела употреблять в этом контексте слово «трудно», но это происходило именно так. Однако мы продолжали работать и находить поддержку друг в друге.
Я кланяюсь всем предпринимателям, которые продолжают работать, потому что знаю, сколько всего остается за кадром. Год назад мы без бизнес-плана и финансовой подушки начали все с нуля. Просто с большой верой в свое дело.