В компании с Бенни и Бьёрном: «Мы стараемся с детьми не обсуждать АBBА, чаще пытаемся уйти от ответа»

Кинопремьера «Mamma Mia! — 2», основанного на песнях группы АВВА, стала хорошим поводом для беседы со знаменитыми авторами композиций: Бенни Андерссоном и Бьёрном Ульвеусом. Встретилась с музыкантами Лена Бассе.

Когда в конце апреля этого года стало известно, что участники АВВА объединились для записи новых песен и подготовки последующего виртуального тура, многочисленные почитатели их таланта не скрывали своего восторга. Несмотря на то что с момента распада группы прошло уже более 35 лет, музыка этого коллектива до сих пор пользуется заслуженным вниманием и любовью. Причем не только у тех, чья молодость совпала с пиком популярности шведской четверки, но и у современной молодежи, которая только открывает для себя их творчество. Сами участники группы АВВА признавались, что их успех заключался в том, что две любящие пары собирались в студии и делали то, что им нравилось — пели и сочиняли. АВВА и вправду перестала существовать вскоре после того, как два супружеских союза, Агнеты с Бьёрном и Бенни с Анни-Фрид, распались. 

Немалую роль в том, что песни этой группы не канули в Лету, а продолжили свое звучание и после ее распада, сыграло появление в 2006 году мюзикла «Mamma Mia!», основанного на творчестве АВВА и с успехом шедшего на сценах театров всего мира, включая Лондон, Лас-Вегас и Токио. Неудивительно, что уже в 2008 году Голливуд решил экранизировать популярный мюзикл. На главные роли были приглашены Мэрил Стрип и Аманда Сэйфрид, сыгравшие мать и дочь, живущих на вымышленном греческом острове Калокаири. Несмотря на то что фильм имел еще больший успех, понадобилось ровно десять лет для того, чтобы снять его продолжение. В Mamma Mia! Here we go again! рассказывается не только дальнейшая история героев, но и вспоминаются предшествующие ей события. Поэтому во втором фильме звучат песни АВВА как из оригинального мюзикла, так и те, которые ранее там не использовались. 

Несмотря на то что АВВА представляла собой четверку музыкантов, песни, исполняемые ими, писались представителями мужской половины коллектива. И в связи с этим авторские права на все композиции принадлежат именно Бенни Андерссону и Бьёрну Ульвеусу, и именно они выступили в качестве авторов киномюзикла во время презентации картины. Кроме того, Бенни и Бьёрн сами снялись камео в двух сценах картины.

К счастью, встреча с ними состоялась не где-нибудь, а в Стокгольме, городе, в котором начинался их творческий союз, продолжающийся уже около 50 лет. Бенни и Бьёрн, появляются в зале Grand Hotel, располагающемся прямо напротив Королевского дворца, который является одной из визитной карточек скандинавской столицы. Как ни готовишь себя к встрече с любимыми артистами, которые уже перешагнули 70-летний рубеж, все же испытываешь настоящий шок от встречи с ними. Трудно представить себе, что эти два почтенных мужа когда-то отплясывали в обтягивающих белых комбинезонах на сценах стадионов, собирая при этом многотысячные толпы поклонников. Воистину, не создай себе кумира. И все же я не могу сдержать своего восторга и начинаю наш разговор с признания в любви к АВВА.

Лена Бассе: Являясь давней поклонницей АВВА, я не могу не вспомнить другой фильм — ABBA: The Movie, снятый на основе музыкального тура вашей группы по Австралии. Вряд ли его можно назвать художественным шедевром, хотя он был снят Лассе Халльстрёмом, шведским режиссером, несколько раз впоследствии номинированным на премию «Оскар». 

Б. У. Тур по Австралии ведь был в 1977 году?

Б. А. Лассе снимал нас на протяжении всего тура и доснимал его еще и в Швеции. Это было сумасшедшее время.

Л. Б.: Да, но в Советском Союзе он вышел лишь в 1981 году. Я прекрасно это помню. Дело в том, что фильм был практически единственной возможностью хотя бы косвенно приобщиться к многочисленным поклонникам АВВА и «побывать» на вашем концерте. Находясь, по сути, за железным занавесом, молодые люди наподобие меня собирали по крохам любую информацию о музыкальных любимцах. А тут целый фильм! Будучи подростком, я посмотрела его около восьми раз, причем в кинотеатре. 

Б. А. Невероятно!

Б. У. Вы наверняка запомнили его наизусть. (Смеемся.)

Л. Б.: Конечно! Я от души сочувствовала незадачливому журналисту, гонявшемуся за вами по всей Австралии, для того чтобы взять интервью, а впоследствии и сама нередко ощущала себя на его месте. 

Б. У. Точно, там ведь была история с журналистом.

Б. А. Да, по сценарию ему никак не удавалось задать нам свои вопросы.

Л. Б.: И вот теперь, по прошествии почти 40 лет, я наконец поняла, каково это, когда двери лифта открываются и ты оказываешься в компании если и не всей АВВА, то хотя бы половины ее состава и у тебя есть возможность задать вопросы. И их так много, что я не знаю, с чего начинать… Осознаете ли вы, что ваше творчество повлияло на жизни многих людей?

Б. У. Это очень хороший вопрос. Потому что практически каждый день ко мне и к Бенни подходят люди и говорят: «Вы даже не можете себе представить, что для меня означает ваша музыка». И это очень трудно осознать на эмоциональном уровне, правда. Оценить умом намного легче, достаточно посмотреть на цифры продаж альбомов, а вот эмоционально… Но я каждый раз испытываю огромную благодарность этим людям за их признания. 

Л. Б.: Как вы думаете, в чем секрет такой огромной популярности?  

Б. А. Мне кажется, что какой бы артистической деятельностью ты ни занимался, если ты при этом основателен и искренен, если до конца отдаешься работе, тогда она неизбежно становится центром твоей жизни. Я постоянно стремлюсь к полной откровенности, когда сочиняю музыку. Ведь чем ты искреннее, тем больше шанс, что тебе тоже ответят искренними чувствами, такими как ваши, например. И уж точно это не гадание по типу «интересно, это сработает или нет». Тут все дело в моменте, в передаче чувств, которые испытываешь здесь и сейчас. 

Л. Б.: То есть все дело в искренности?

Б. А. Да, мне так кажется. А иначе как объяснить, что наши песни до сих пор существуют? Разве это не чудо? Ведь мы сочиняем музыку уже более 45 лет.

Б. У. Да, так и есть.

Л. Б.: Как вы считаете, сейчас сочиняют музыку так же, как вы в свое время, или по-другому?

Б. А. Мне кажется, что сегодня музыку не пишут, а составляют: один парень отвечает за басы, девушка — за партию ударных, а кто-то другой все это вместе синтезирует. И в самом конце еще один человек накладывает на получившуюся композицию мелодию. Я совершенно не понимаю этого процесса. В наше время мы делали все наоборот. Сначала писали мелодию и аккорды к ней, затем ритм и только потом выстраивали на ней все остальное, как на фундаменте. Как можно делать это наоборот, мне непонятно. Наверное, я просто уже слишком стар. (Улыбается.) 

Л. Б.: А как относятся ваши дети к феномену АBBA?

Б. У. Мы стараемся с ними не обсуждать АBBА. Даже теперь, когда мои внуки заводят эту тему, я чаще всего пытаюсь уйти от ответа. (Улыбается.)

Б. А. Я помню, как однажды, очень давно, ты пришел с сыном Кристианом к нам в стокгольмскую квартиру. Ему, кажется, было тогда 3 годика, и он, стоя перед лифтом, спросил, здесь ли живет АBBА. (Оба смеются.) 

Л. Б.: Раз у нас больше шансов выведать информацию об АВВА, чем у ваших собственных внуков, то, пользуясь моментом, попросим вас назвать свою лучшую и худшую песню, по вашему собственному мнению.   

Б. А. Это не так просто сделать. Потому что и тех, и других всегда несколько. Но все же, если называть одну, то худшая, по-моему, Watch Out.

Б. У. Да, я, пожалуй, соглашусь с тобой. И поэтому ее нет в новом фильме. (Улыбается.)

Б. А. А вот с лучшей намного труднее. Потому что у нас есть очень хорошие песни, которые были неидеально записаны. Например, я считаю лучшей The Day Before You Came, хотя ее запись в альбоме далека от совершенства. Но сама песня очень хорошая.

Л. Б.: Не секрет, что среди тех, на кого ваша музыка оказала влияние, были и музыканты. Чьи положительные отзывы вам особенно лестны?  

Б. А. Конечно, когда такие крутые группы, как The Clash или U2, заявляют, что они поклонники АВВА, это не может не льстить нашему самолюбию.

Б. У. Доходило до курьеза, когда музыканты из The Clash заявляли, что они любят АВВА, а поклонники самих The Clash говорили: «Нет, этого не может быть! Мы ненавидим ABBA, и вы должны их ненавидеть». Но музыканты всегда распознают хорошие мелодии. Вообще-то первыми, кто это признали, были Led Zeppelin. И они уж точно крутые, в отличие от ABBA. 

Б. А. Мы просто уже слишком старые, чтобы быть крутыми.

Л. Б.: Зато вы снимаетесь в кино. Вам понравилось выступать камео?  

Б. У. Да, понравилось.

Б. А. Мне тоже, хотя не понравилась шляпа, которую на меня надели. 

Л. Б.: Костюмы ABBA, пожалуй, не менее знамениты, чем сами песни. Откуда возникла такая экстравагантность?

Б. А. Когда мы решили участвовать в конкурсе Евровидение-73, то отлично понимали, что никому не известной группе из Швеции будет не так легко победить. Поэтому нашей целью было доставить себе и другим как можно больше удовольствия. И запомниться зрителям. Необычные костюмы как нельзя лучше подходили для этого. И мы не ошиблись. К тому же еще и победили в конкурсе. 

Л. Б.: Означает ли это, что в новом виртуальном проекте поклонники увидят вас в новых необычных костюмах?

Б. А. Вместо нас будут выступать наши аватары, поэтому все возможно. Благодаря современным технологиям наряды можно будет менять хоть каждую секунду. 

Б. У. Независимо от того, нравятся они нам или нет.

Л. Б.: Когда можно будет все это увидеть?

Б. А. Запись новых двух песен уже произошла в июне прошлого года. В то время мы работали над другим проектом с аватарами и решили, почему бы не попробовать эту идею и на АВВА? К счастью, девушки положительно на нее отреагировали. Мы провели в студии вместе два дня, записывая песни, и все прошло на удивление гладко. 

Б. У. Проект должен быть полностью готов к началу следующего года. Может быть, удастся успеть даже к Новому году. 

Л. Б.: Это был ваш первый опыт совместной работы спустя 35 лет?

Б. А. Да, но такое ощущение, что этих 35 лет словно и не было. Как будто с момента нашей последней записи прошло не больше шести месяцев.

Б. У. Конечно, мы иногда встречаемся друг с другом. Но чтобы снова собраться вчетвером для записи песен — это произошло впервые за 35 лет. И это было здорово.


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали