Край света

На Соловецкие острова нужно ехать за красотой дикой природы. Только там городской житель может по-настоящему отдохнуть, не обращая внимания на сервис и отели, уверена Анна Артамонова

В то время, когда мы с мужем жили в Италии, нашим любимым видом отдыха был автомобильный туризм. Два часа — и можно наслаждаться свежевыловленной рыбой в Лигурии, час — и можно наблюдать, как солнце садится за похожие на пиратские корабли острова на озере Орто. В Москве же мои робкие предложения съездить куда-нибудь подальше Нового Иерусалима на длинный уик-энд муж встречал ехидной улыбкой. Ремонт автомобиля после такого автопробега явно не входил в его планы. Но в сентябре мы решились на поездку, о которой я мечтала с детства, — мы едем на Соловки!

Из Москвы до городка Кемь (оттуда отходит теплоход до острова) можно добраться двумя путями: через Санкт-Петербург и через Вологду. И хотя первый чуть длиннее, но считается намного лучше (что нам подтвердили встретившиеся по дороге москвичи), мы решили не искать легких путей и выбрали экзотический — через Вологду. На ночь решили остановиться в городе Кириллов. Утром — фантастическая прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю — настоящей средневековой крепости, каких и в Италии не найдешь. Жаль, что нельзя задержаться подольше, иначе до вечера не доедем до Кеми. А ведь совсем рядом — Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия. Но за этим, наверное, нужно ехать специально. Впереди еще 700 км — большая половина пути и, как выяснилось, наиболее тяжелая. Качество дороги ухудшалось обратно пропорционально красоте пейзажа. У Онежского озера, в районе городка Вытегра, когда красоты стали уж совсем неописуемыми, дорога пропала вовсе. Зато немного погодя появилась отличная магистраль — по ней мы и доехали до Кеми. Остановились на ночлег в очень приличной портовой гостинице, и утром началась основная часть нашего путешествия.

Соловецкий архипелаг — это группа небольших островков в 60 км от берега, но, несмотря на маленькое расстояние, добраться туда не так просто. Местные жители считают, что острова принимают далеко не всех: если не повезет с погодой, то можно неделю сидеть в Кеми, ожидая окончания шторма, или столько же времени в Архангельске, ожидая разрешения на вылет. Нам повезло: острова нас приняли, шторм закончился за день до нашего приезда, и утром портовые службы открыли навигацию. Туристический сезон длится недолго: с июня по сентябрь, и мы были одними из последних, кто смог добраться до островов морем. Правда, туристов уже было мало, поэтому быстрые и комфортабельные ракеты не ходили, и мы добирались до острова на стареньком и медленном корабле «Виктор Косяков». На вопрос, не потонет ли корабль в такой шторм, девушка, продавшая нам билеты, сказала, что корабль до этого уже 50 лет плавал по Баренцеву морю и, конечно, такое волнение ему нипочем... Может, для корабля такие волны и были смешными, но для всех, кто плыл на нем, это было тяжелое испытание. Я еще ни разу не видела такого количества зеленых людей в каюте. Особенно сильные волны подбрасывали нас до потолка, а потом можно было «наслаждаться» чувством свободного падения, когда пароход спускался с волны вниз. Единственные, кто чувствовал себя хорошо, — это местные жители. Они поделились с нами секретом, как бороться с качкой: выйти на свежий воздух на палубу, выбрать точку на горизонте и смотреть на нее, не отрываясь. И — это, видимо, главное — принять таблетку от укачивания.

Нельзя сказать, что три часа пролетели как один миг. Но наконец мы приблизились к островам: волнение уменьшилось, и даже самые уставшие вышли на палубу. Нашему взору открылось чудо — один из самых красивых монастырей России — Соловецкий. Ни одна фотография не передает того вида, что открылся перед нами. Вид не портят ни полусгнившие лодки у пристани, ни дома-бараки, ни даже здание лучшей в городе гостиницы, сгоревшее еще в прошлом веке, где до революции останавливались богатые паломники. Облик монастыря постоянно меняется в зависимости от времени дня и погоды. Утром главы его церквей едва виднеются из утренней дымки, а вечером он становится кораллово-красным, и в таком виде он нам понравился больше всего.

Вся территория острова — это заповедник. Охота здесь запрещена, и поэтому звери не боятся людей и можно очень близко подойти к тетереву и выдре. Городскому человеку это кажется почти чудом. Главный остров большой, и на его исследование надо несколько дней, а посмотреть тут есть что. На острове находятся несколько монашеских скитов и потайных крестов. Трагическое прошлое напоминает о себе на каждом шагу. На горе Секирной, рядом с уникальной Вознесенской церковью-маяком (таких всего три в мире — на ее куполе расположен вращающийся фонарь), находится самое большое захоронение политзаключенных. Можно взять напрокат велосипед и кататься по ухабистым лесным дорожкам, набрать грибов и попросить хозяйку отеля их приготовить, а можно, как сделали мы, разжечь костер и пожарить крепенькие боровики на тонких прутиках. Несмотря на то что карты острова подробны, заблудиться в лабиринте лесных дорожек очень легко. Вне основного городка, выросшего вокруг монастыря, нет никакой цивилизации. Поэтому, отправляясь в путь, возьмите с собой достаточно воды и легкой еды. Местные жители утверждают, что вода в озерах и ручьях такая чистая, что ее можно пить. Охотно им верим (вода настолько прозрачная, что на любой глубине видно дно и рыб), но сами на это не решились. На главном острове более 300 озер, соединенных каналами, — на лодке можно плавать часами, пока не устанете грести. Здесь существует несколько маршрутов, рассчитанных на разную выносливость. Бескрайняя гладь озер, тишина и по-настоящему дикая природа — ежедневное наслаждение от путешествия. Мы видели, как четыре старушки взяли лодку и, поочередно меняясь, отправились по указателю самого длинного маршрута, куда мы сами плыть побоялись. А вот с местными деликатесами дела обстоят сложнее. Знаменитой соловецкой селедки вы нигде не найдете — в «ресторанах» предлагают «гораздо более вкусную» атлантическую. Зато мы обнаружили, что все берега острова усеяны крупными мидиями, которых мы набрали целый мешок. Правда, наша хозяйка категорически отказалась готовить для нас эту «гадость», но хотя бы одолжила сковородку, и мы смогли сами устроить себе пир на берегу моря, приготовив их на костре. Это, конечно, не север Франции, но романтики однозначно больше.

Обязательно нужно посетить заповедник — Большой Заяцкий остров. По дороге туда ваш катер будут сопровождать морские зайцы — звери, похожие на морских котиков, но с более длинными ушами. В этом уникальном месте сохранилось самое большое количество неолитических сооружений в нашей стране — лабиринтов, частично спрятанных под рыже-зеленой гладью мха. Любопытных туристов, которые хотят прогуляться по спиральным дорожкам, останавливают экскурсоводы. Говорят, эти лабиринты строились для душ умерших, чтобы они в них заблудились и не вернулись в наш мир.

Я не знаю пока другого такого места, которое так успокаивает и очищает от суеты. Необыкновенно зеркальное Белое море отражает в себе всю красоту заката и нежность рассвета. Таких красок просто не бывает в более теплом климате.

Уплывая на стареньком корабле «Косяков» в сторону Москвы, я с грустью наблюдала, как уменьшался остров. Ко мне подошла абсолютно незнакомая девушка и сказала: «Не расстраивайтесь. Соловки так просто не отпускают — вы обязательно вернетесь!»

Фото: Тимур Артамонов

Реклама

Популярні матеріали

Життєрадісний весняний манікюр для всіх, хто відчуває апатію: 15...

Чай з кульбаби: корисні властивості, правила приймання та...

Сміливість та романтичні почуття в новій колекції IVA NEROLLI...