Не всякий дебютный фильм получает благословение от великой американской кантри-дивы Долли Партон, а затем удостаивается чести закрывать знаменитый кинофорум в Квебеке, но все это удалось Таре Джонс и ее ленте – легкой и выразительной. Ретроистория 12-летней девчушки Элизабет из канадской провинции Альберта возвращает зрителя в далекие семидесятые – эпоху карамельной домашней рутины в духе каталогов «Отто», на фоне которой еще более ярким цветом проявляется возрождение феминистского движения в Америке. Но история Тары Джонс – не о феминизме, а о путях взросления, о поисках и обретении себя. «Году» не повезло разве что только на кинофестивале «Молодость». Приз зрительских симпатий ускользнул от фильма в самый последний день. Впрочем, Лора Гудкова уверена: все это из-за пристрастия нашей публики к более жесткому и кровавому артхаусу. У Тары Джонс еще будет шанс проявить себя, и о нем она не преминула рассказать ELLE.com.ua.
Похожие материалы:
Кадр из фильма «Год, когда Долли Партон была моей мамой»
ELLE: Как вам, режиссеру-дебютанту, удалось заполучить в свой проект великую Долли Партон?
Тара Джонс: Когда я только начала писать сценарий, то и не помышляла о том, что Долли станет частью этого проекта, – просто где-то внутри себя самой я знала: чтобы убедить ее, мне нужно придумать самую лучшую историю. Поэтому я работала очень кропотливо – писала четыре года, даже не зная, окупится ли это когда-нибудь. Знаете, перед отправкой сценария я долго колебалась – от природы я крайне стеснительна, и каким же сюрпризом для меня стал факс от Долли! Он пришел ровно через неделю после отправки скрипта. Там говорилось: «Дорогая Тара, благодаря вам я провела все выходные в эйфории – плача и смеясь, читая ваш замечательный сценарий! Я буду безмерно рада, если моя музыка и я сама станем частью этого проекта».
ELLE: Насколько я знаю, в вашей истории о Долли Партон есть и автобиографический элемент.
Т. Д.: Да, этот сюжет в какой-то мере и обо мне. Моя мать училась в школе вместе с канадской поп-певицей Джони Митчелл, чем я всегда очень гордилась. В один прекрасный день я узнала, что у Джони есть песня, посвященная ее дочери, отданной певицей на усыновление в очень молодом возрасте. Разумеется, я недолго думая решила, что являюсь именно этой утраченной дочерью.
ELLE: И вы отправились в эпическое путешествие через американские прерии, как ваша героиня, чтобы рассказать Джони о том, что вы ее дочь?
Т. Д.: Нет, я просто поговорила с мамой, и мы закрыли эту тему. Я была на все сто процентов ребенком своих родителей, но история «возможного удочерения» продолжала жить во мне и в конце концов воплотилась в фильме.
Похожие материалы:
Режиссер и сценарист Тара Джонс
ELLE: Как вы нашли актрису на главную роль?
Т. Д.: Джулию Стоун я нашла на фейсбуке. Перед этим у нас прошел довольно-таки обширный кастинг девочек, и все они в свои двенадцать были настоящими профессионалками, с опытом работы в сериалах и кино. Но ни в одной из них не было того, что мне хотелось бы видеть, – наивности и детской искренности. И тут, как по воле провидения, появилась Джулия – никогда не игравшая, но наполненная удивительным внутренним светом. Это был огромный риск – взять именно ее, однако результат превзошел все ожидания. Она не играет, а живет в этой истории.
ELLE: И, наверное, теперь у нее отбоя нет от предложений сняться в кино?
Т. Д.: Она уже снялась в нескольких сериалах и твердо намерена стать актрисой – по крайней мере, так сказала мне ее мать во время нашего последнего телефонного разговора.
ELLE: В вашем фильме не менее важную роль, чем актеры, играет и стиль семидесятых.
Т. Д.: Да, мы кропотливо его воссоздавали: откопали настоящие винтажные обои и одежду. Для меня это было особенно важно – полностью передать атмосферу той эпохи с ее особенностями, возродить дух времени с помощью стиля.
Похожие материалы:
ELLE: Вижу, вы часто ставите перед собой сложные задачи – в документальном проекте «Секретный язык девушек», например, пытались объединить реалити-шоу и роуд-муви.
Т. Д.: Это был совершенно сумасшедший проект – 17-дневное путешествие по Северной Америке. Его еще можно было бы назвать «В дороге только девушки»! Нас было четверо: я, автор сценария, журналистка Джози Вогелз, наш оператор и водитель автобуса. Мы попытались изучить психологию отношений женщин в дороге и найти тот самый «секретный» язык взаимопонимания.
ELLE: Удалось?
Т. Д.: Наоборот, мы чуть было его не потеряли! Оказалось, что и я, и Джози, чью книгу мы решили экранизировать столь необычным образом, – типичные лидеры. Нам было особенно трудно найти общий язык. Позже, уже на этапе пост-продакшена, психолог, который записывал комментарии к проекту, объяснил это так: если мир мужчин – сплошная открытая конкуренция, где сразу же понятно, кто друзья, а кто враги, с миром женщин все намного сложнее. Мы не умеем конкурировать явно, а вместо этого начинаем дружить, чтобы выявить слабые стороны противника и нанести сокрушительный удар!
Похожие материалы:
ELLE: К счастью, в вашей истории о Долли Партон нет места женскому коварству.
Т. Д.: Здесь я пыталась сосредоточиться на психологии отношений матери и дочери. В моей жизни это стало самым захватывающим опытом – быть дочерью!
ELLE: А у вас есть дети?
Т. Д.: Двое приемных, но думаю, быть хорошей мачехой намного сложнее, чем хорошей мамой.
ELLE: Какая история станет для вас следующей?
Т. Д.: Она будет называться «Скорлупа славы». На этот раз герои фильма – два писателя. Первый, Джон Керуак, настоящая икона слова, второй менее известен, но именно он является автором театральной постановки, которую мы собираемся перенести на большой экран.
ELLE: Совершенно новые герои! Не боитесь, что для успешного воплощения этого проекта в жизнь вам придется думать как мужчина?
Т. Д.: Нисколечко – именно это меня привлекает! Рассказывая истории, я могу прожить множество жизней и побывать совершенно разными людьми. Это просто захватывающе!
Призы: Первая короткометражка Тары Джонс «Убивая время» была признана лучшей на фестивале в Торонто в 2001г.