Культурная дипломатия: что это и почему она так важна для Украины?

Культура и искусство способны строить мосты между странами, укреплять экономику и даже предупреждать конфликты, уверена Елена Скачкова

Культурная дипломатия — явление не новое, хотя сам термин стал известен сравнительно недавно. Это серия событий и процессов, в рамках которых страна рассказывает о себе с помощью искусства. Традиционно хорошо это делает Великобритания: «Битлз» и Шекспир, Джеймс Бонд и мистер Бин, брит-поп и брит-арт. В конце 90-х даже была запущена целая имиджевая кампания Made in Britain для обновления имиджа Соединенного Королевства в мире.

Чтобы понять, как работает культурная дипломатия, вспомните вопросы, которые вы в подростковом возрасте задавали новому знакомому: «Какую музыку слушаешь? Что читаешь?» До распространения интернета видеокассеты, диски и книги служили основным источником информации о человеке (впрочем, книги остались до сих пор). Дружбу можно было укреплять благодаря обмену культурными ценностями. Взять книгу — вообще беспроигрышный способ завязать общение с парнем или девушкой: во-первых, узнаешь человека ближе, во-вторых, есть повод встретиться еще раз, чтобы отдать.

Так вот, культурная дипломатия — это обмен информацией об искусстве, но не между одноклассниками, а между странами. Разумеется, более сложный, чем просто «дай почитать». На фестивалях показывают фильмы и организовывают гастроли музыкальных групп, на арт-ярмарках представляют работы художников. Общение через прекрасное — процесс многослойный, интересный и продуктивный. Культура в перспективе способна привлекать туристов и инвесторов, помогать расширению студенческих обменных программ — список плюсов неисчерпаем. Во многих странах этот процесс уже успешно реализован, в Украине — только развивается.

Майор Том не даст соврать

Чтобы поверить в возможности культурной дипломатии, достаточно вспомнить фразу того, кто в дипломатии точно разбирается — главы МИДа Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. После смерти Дэвида Боуи на странице дипломата в фейсбуке появилось сообщение, посвященное музыканту. Штайнмайер говорил о песне Heroes, которую Боуи записал в Берлине в 70-х, и о значении его музыки для мира: «У Дэвида Боуи было что-то основополагающее и для дипломатии — любопытство открывать мир глазами других людей. Готовность освободиться от стереотипов. Уверенность в том, что можно преодолеть границы — даже если это непросто, как в разделенном Берлине». Интересно, что Боуи при этом нельзя назвать культурным послом ни одной из стран — он был абсолютным человеком мира.

Немного ясности

О необходимости культурной дипломатии в Украине заметные личности этой сферы говорят уже несколько лет. Под заметными мы подразумеваем не тех, кого часто показывают по телевизору, а тех, кто много делает для искусства. Прекрасно, когда у дипломатии есть неофициальные агенты — люди, которые строят культурные отношения не по должности, а по зову сердца. Например, такие как режиссер Влад Троицкий или основатель арт-центра «Изоляция» Любовь Михайлова. Что касается государственного уровня, МИД Украины сделал важный шаг — создал рабочую группу по культурной дипломатии. Развитие этого направления координирует Ольга Жук, которая курировала «Книжковий Арсенал» и ряд других важных проектов. То есть культурным дипломатом на официальном уровне стал не теоретик, а опытный практик, что не может не радовать.

Не мелочь и приятно

Украинский культурный центр в Париже не так давно возглавила Ирэна Карпа — человек деятельный и разбирающийся в актуальных процессах украинской культуры. Ирэна держит руку на пульсе, умеет организовать процессы, так что для культурной дипломатии это плюс. В начале года одновременно в Париже и Киеве стартовал проект украинского художника Никиты Кравцова, вдохновленный акциями Йоко Оно и Джона Леннона. В Париже проект презентовали в галерее Hélène Nougaro, в Киеве — в баре Pink Freud. Некоторые скептично относятся к искусству в барах, но напомним, что акции тех же Джона и Йоко проходили и на сцене, и на улице, и в постели — работало это даже лучше, чем в галерее.

Проект Dakh Daughters, вышедший из театра «Дах», очень часто бывает в Европе. Однажды девушки даже выступили в тюрьме: французские агенты предложили Dakh Daughters принять участие в развернутой социальной программе. Группа «ДахаБраха» — желанный гость и на масштабных музыкальных фестивалях, и на вечернем шоу BBC. Часто иностранцы оживляются, узнав, откуда ты: «А, Украина! Я знаю, у вас есть очень крутая группа «ДахаБраха»!» Приятно, когда страна ассоциируется не с коррупцией, а с музыкой. Чтобы таких ассоциаций было больше, и нужна культурная дипломатия.

Отлично, когда культура встречает вас прямо на пороге. История из жизни: прилетает иностранец в Киев и видит в аэропорту плакаты Pictoric, посвященные выдающимся украинцам. Смотрит на Григория Саввича с гигантской сковородой в руках, ловко подбрасывающего блин, смеется и спрашивает, кто это. Так прямо в аэропорту у переводчика появляется уникальная возможность поговорить о философе-космополите, которого «мир ловил, но не поймал», а не о такси, которые дерут втридорога.

Вы это серьезно?

Давняя закулисная дискуссия между старым и новым поколением: что должна Украина транслировать миру в области культуры? Нужно ли рефлексировать на тему страданий и гонений и одеваться в народный костюм каждый раз, когда едешь представлять культурное наследие страны? Ответ на вопрос постепенно оформляется: чтобы быть интересным, стоит одновременно быть индивидуальностью, не застревать в прошлом, но и не забывать его.

Те же «ДахаБраха» делают это самобытно. Часто украинские музыканты стараются петь на английском, делая звук «фирменным», интернациональным. Получается неплохо, но зачастую продукт выходит безликим, нет индивидуальности. Значит, чтобы быть по-настоящему интересными миру, стоит сохранять свою особенность, но в то же время не консервироваться в истории, находиться в постоянном поиске. В общем, не подражать и не держаться за скрепы, а развиваться в своем русле. И это, наверное, самый правильный путь развития в целом — быть открытым ко всему, не теряя индивидуальности. Дружить, но не растворяться.


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали