Культурная дипломатия — явление не новое, хотя сам термин стал известен сравнительно недавно. Это серия событий и процессов, в рамках которых страна рассказывает о себе с помощью искусства. Традиционно хорошо это делает Великобритания: «Битлз» и Шекспир, Джеймс Бонд и мистер Бин, брит-поп и брит-арт. В конце 90-х даже была запущена целая имиджевая кампания Made in Britain для обновления имиджа Соединенного Королевства в мире.
Чтобы понять, как работает культурная дипломатия, вспомните вопросы, которые вы в подростковом возрасте задавали новому знакомому: «Какую музыку слушаешь? Что читаешь?» До распространения интернета видеокассеты, диски и книги служили основным источником информации о человеке (впрочем, книги остались до сих пор). Дружбу можно было укреплять благодаря обмену культурными ценностями. Взять книгу — вообще беспроигрышный способ завязать общение с парнем или девушкой: во-первых, узнаешь человека ближе, во-вторых, есть повод встретиться еще раз, чтобы отдать.
Похожие материалы:
Так вот, культурная дипломатия — это обмен информацией об искусстве, но не между одноклассниками, а между странами. Разумеется, более сложный, чем просто «дай почитать». На фестивалях показывают фильмы и организовывают гастроли музыкальных групп, на арт-ярмарках представляют работы художников. Общение через прекрасное — процесс многослойный, интересный и продуктивный. Культура в перспективе способна привлекать туристов и инвесторов, помогать расширению студенческих обменных программ — список плюсов неисчерпаем. Во многих странах этот процесс уже успешно реализован, в Украине — только развивается.
Майор Том не даст соврать
Чтобы поверить в возможности культурной дипломатии, достаточно вспомнить фразу того, кто в дипломатии точно разбирается — главы МИДа Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. После смерти Дэвида Боуи на странице дипломата в фейсбуке появилось сообщение, посвященное музыканту. Штайнмайер говорил о песне Heroes, которую Боуи записал в Берлине в 70-х, и о значении его музыки для мира: «У Дэвида Боуи было что-то основополагающее и для дипломатии — любопытство открывать мир глазами других людей. Готовность освободиться от стереотипов. Уверенность в том, что можно преодолеть границы — даже если это непросто, как в разделенном Берлине». Интересно, что Боуи при этом нельзя назвать культурным послом ни одной из стран — он был абсолютным человеком мира.
Похожие материалы:
Немного ясности
О необходимости культурной дипломатии в Украине заметные личности этой сферы говорят уже несколько лет. Под заметными мы подразумеваем не тех, кого часто показывают по телевизору, а тех, кто много делает для искусства. Прекрасно, когда у дипломатии есть неофициальные агенты — люди, которые строят культурные отношения не по должности, а по зову сердца. Например, такие как режиссер Влад Троицкий или основатель арт-центра «Изоляция» Любовь Михайлова. Что касается государственного уровня, МИД Украины сделал важный шаг — создал рабочую группу по культурной дипломатии. Развитие этого направления координирует Ольга Жук, которая курировала «Книжковий Арсенал» и ряд других важных проектов. То есть культурным дипломатом на официальном уровне стал не теоретик, а опытный практик, что не может не радовать.
Не мелочь и приятно
Украинский культурный центр в Париже не так давно возглавила Ирэна Карпа — человек деятельный и разбирающийся в актуальных процессах украинской культуры. Ирэна держит руку на пульсе, умеет организовать процессы, так что для культурной дипломатии это плюс. В начале года одновременно в Париже и Киеве стартовал проект украинского художника Никиты Кравцова, вдохновленный акциями Йоко Оно и Джона Леннона. В Париже проект презентовали в галерее Hélène Nougaro, в Киеве — в баре Pink Freud. Некоторые скептично относятся к искусству в барах, но напомним, что акции тех же Джона и Йоко проходили и на сцене, и на улице, и в постели — работало это даже лучше, чем в галерее.
Похожие материалы:
Проект Dakh Daughters, вышедший из театра «Дах», очень часто бывает в Европе. Однажды девушки даже выступили в тюрьме: французские агенты предложили Dakh Daughters принять участие в развернутой социальной программе. Группа «ДахаБраха» — желанный гость и на масштабных музыкальных фестивалях, и на вечернем шоу BBC. Часто иностранцы оживляются, узнав, откуда ты: «А, Украина! Я знаю, у вас есть очень крутая группа «ДахаБраха»!» Приятно, когда страна ассоциируется не с коррупцией, а с музыкой. Чтобы таких ассоциаций было больше, и нужна культурная дипломатия.
Отлично, когда культура встречает вас прямо на пороге. История из жизни: прилетает иностранец в Киев и видит в аэропорту плакаты Pictoric, посвященные выдающимся украинцам. Смотрит на Григория Саввича с гигантской сковородой в руках, ловко подбрасывающего блин, смеется и спрашивает, кто это. Так прямо в аэропорту у переводчика появляется уникальная возможность поговорить о философе-космополите, которого «мир ловил, но не поймал», а не о такси, которые дерут втридорога.
Вы это серьезно?
Давняя закулисная дискуссия между старым и новым поколением: что должна Украина транслировать миру в области культуры? Нужно ли рефлексировать на тему страданий и гонений и одеваться в народный костюм каждый раз, когда едешь представлять культурное наследие страны? Ответ на вопрос постепенно оформляется: чтобы быть интересным, стоит одновременно быть индивидуальностью, не застревать в прошлом, но и не забывать его.
Похожие материалы:
Те же «ДахаБраха» делают это самобытно. Часто украинские музыканты стараются петь на английском, делая звук «фирменным», интернациональным. Получается неплохо, но зачастую продукт выходит безликим, нет индивидуальности. Значит, чтобы быть по-настоящему интересными миру, стоит сохранять свою особенность, но в то же время не консервироваться в истории, находиться в постоянном поиске. В общем, не подражать и не держаться за скрепы, а развиваться в своем русле. И это, наверное, самый правильный путь развития в целом — быть открытым ко всему, не теряя индивидуальности. Дружить, но не растворяться.