НЕ ПРОПУСТИ: У ЛЬВОВІ ПРОЙДЕ ЛІТНЯ ВЕЧІРКА ELLE...

МАША ЕФРОСИНИНА НАЗВАЛА 5 ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ...

ФРАНЦУЗСКИЙ ПРИЕМ: 10 СПОСОБОВ СТАРЕТЬ КРАСИВО...

20 МЕЛОЧЕЙ, ИЗ КОТОРЫХ СОСТОИТ БОЛЬШАЯ ЛЮБОВЬ...

КУДИ ПІТИ: 7 ПОДІЙ ЦИХ ВИХІДНИХ

Как и где полюбить Кандинского

Анна Море заново открыла для себя великого художника, побывав на его ретроспективной выставке в Мадриде.

На выставку Кандинского, испанцы зовут его Wassily Kandinsky, я шла в волнительном предвкушении. Во-первых, очень хотелось разобраться в абстракциях великого одессита. А во-вторых, организовали ретроспективу в самом красивом дворце Мадрида - Cibeles, арт-центре Centro Centro.

Предчувствия не обманули: выставку организовали так здорово, что можно наблюдать и переживать творческие трансформации художника, а что может быть интереснее? Не сразу же он начал круги в круг и в квадраты вписывать. За время поиска собственного нового стиля были выполнены работы в стиле Ван Гога и Моне, перепробованы масло и темпера, акварель и тушь. Кандинский работал по белому и на черном, на картоне, холсте, по дереву и по стеклу. А еще он успел пожить в Германии, России и Франции. И так получилось, что в каждой из стран он создавал совершенно разные работы.

Alte Stadt II Кандинский писал по памяти, а не на пленэре. Невозможно оторвать взгляда, правда? Очень Ван Гога напоминает по мазкам.

Еще одним открытием для меня стали темперы Василия Кандинского на русские исторические темы. Как по мне, они заслуживают отдельной выставки. Вот, например, “Песня Волге” (1906). Рассматривать можно бесконечно.

К своему стилю Кандинский шел 15 лет. 15 лет путешествий и жизни между Мюнхеном, Москвой, Берлином и Парижем, 15 лет учебы живописи и музыке. Ему нужен был такой стиль, который бы передавал мысли и мелодии. Да, музыку он обожал, считал ее совершенным абстрактным языком. Несколько его работ – это, по сути, симфонии на полотнах: здесь и Вагнер, и Скрябин («Композиция VI»), и Стравинский, и Шенберг («Впечатление III»).

Вот «Импровизация III» – важная, одна из переходных работ от Кандинского – академического художника к Кандинскому-абстракционисту. Видите синюю лошадь? Она присутствует на очень многих его полотнах и ранних, и поздних – поищите на досуге.

А это первая абстракция акварелью. И, пожалуй, первая абстрактная акварель, которую я видела в жизни. С этого момента Кандинский «начинает не писать картины, а думать на них».

Что интересно, для работ, написанных в Германии, России и Франции, художник выбирает разные палитры. Первые абстрактные работы живописца, пришедшиеся на его мюнхенский период, как иллюстрация его хроматических и геометрических теорий, выполнены яркими красками. Беспокойный серый доминирует на полотнах, написанных в России накануне революции 1917 года. Названия у них не менее тревожные – «Смутное», «Серый овал», «Сумеречное».

Манифестом о прямой связи цвета и форм становится его знаменитая работа «Желтое-красное-синее» (1925), написанная в немецком Ваймере.

Другое дело – его парижские картины. В Париже Кандинский стремится к равновесию пятен и цвета, и ему это удается. От цветовых контрастов Кандинский переходит к пастельным, полупрозрачным тонам. В «Пестром ансамбле» (1938) не только переливаются краски, но и перетекают формы.

В квартирке на бульваре Сены – большие окна, в салоне, где он работает,– белые голые стены и вид на набережную. Кандинскому важно было видеть небо, наблюдать за светом, сменой и игрой облаков и печного дыма. Парижское небо пленяло его, и одна из последних работ художника именно о нем.

От «голубого неба» и «пестрого ансамбля» исходит такая гармония и становится так хорошо, что с выставки выходишь с улыбкой и легкой радостью. Кто бы мог подумать.

И интересное:

1. Василий Кандинский вырос, получил свое первое художественное и музыкальное образование в Одессе.

2. До того как стать художником, он окончил юрфак МГУ и получил место профессора в университете в Тарте.

3. Момент прозрения, точнее два, наступили у Кандинского в 1896 году. Картина «Стог сена» Моне, увиденная на выставке в Москве, и опера «Лоэнгрин» заставили Кандинского изменить свою жизнь и, выражаясь современным языком, стать дауншифтером. Он отправился в Мюнхен изучать живопись и музыку.

4. Кандинский обладал цветным слухом. То есть, слушая мелодию, он видел ее оттенки. Таких людей называют синестетиками. В списке известныхцвето-музыкальных синестетиков– Римский-Корсаков, Скрябин и Моцарт.

5. Свои первые абстрактные работы художник выполнил акварелью и тушью.

6. Все фундаментальные работы Кандинского называются «Композициями», всего таких работ десять.

7. В свою третью жену Нину Андреевскую Кандинский влюбился, услышав ее по телефону, что подтверждает его акварель «Незнакомый голос», написанная в тот же день. Позже великий художник добился руки юной девушки и даже нарисовал эскиз свадебного платья.

8. Кандинский был уникален тем, что мог использовать сразу несколько техник и материалов в одной работе. «Я обычно не делаю различий между традиционным письмом масляными красками, гуашью, темперой или акварелью».

9. Прежде чем приступить к полотну «Композиция VII», Кандинский подготовил 50 набросков на стекле, рисунков, гравюр на дереве, акварелей и картин маслом. Десять «подготовительных» работ со временем стали отдельными произведениями искусства.

10. Кандинский на протяжении 12 лет преподавал в только открытом тогда Баухаусе, теперь это один из самых престижных университетов архитектуры и дизайна в мире.

Выставка "Kandinsky. Una retrospectiva" открыта до 28 февраля 2016, работает без выходных с 10.00 до 20.00. Вход 11 евро, по понедельникам - 5 евро.

О славе, сексе и красоте: 15 лучших цитат Энди Уорхола

Гид ELLE: где есть, жить и что смотреть в Барселоне

Travel-открытие: как разбились мои стереотипы о Харькове

Загрузка...