10 лучших фильмов о Венеции

В этом году венецианский карнавал впервые проходит без масок. Такое решение, казалось бы, противоречащее сути карнавала, было принято, чтобы снизить риск терактов до минимума. Однако и без масок Венеция исполнена тайн и драматизма. Чтобы напомнить об этом декадентском городе, Лена Бассе составила десятку лучших фильмов о Венеции.

«Смерть в Венеции», реж. Лукино Висконти, 1971

Фильм, чуть менее полувека назад снятый Лукино Висконти по повести Томаса Манна, до сих пор считается киновизиткой Венеции. В Венецию приезжает известный композитор Густав фон Ашенбах, переживающий духовный и творческий кризис. В гостинице его внимание привлекает юноша по имени Тадзио, отдыхающий на пляжах Лидо с матерью и сестрами. Стареющего композитора охватывает восхищение красотой и молодостью Тадзио. Он смущен и растерян. Композитор пересматривает свои эстетические теории, переосмысливает представления о том, что красота является продуктом труда художника, и осознает неизбежность своей духовной и физической смерти. В это время ветер «сирокко» приносит в Венецию эпидемию холеры, а вместе с ней и освобождение от мучительных переживаний под музыку Малера.

«Крылья голубки», реж. Иэн Софтли, 1997

Иэну Софтли удалось превратить историю с банальным любовным треугольником в роскошно костюмированную, но в то же время очень тонкую драму. Во многом это произошло благодаря туманам и сумеркам Венеции, где разворачиваются основные события картины. Молодая английская аристократка Кейт, роль которой исполнила великолепная Хелена Бонем Картер, влюбляется в Мертона, журналиста, который не добился успеха ни в обществе, ни на финансовом поприще. Кейт, также являясь бедной родственницей, вынуждена следовать воле богатой тетушки, которая грозит лишить финансовой помощи как саму Кейт, так и ее разорившегося отца, в случае если та решит выйти замуж за безденежного молодого человека. Любовная трагедия осложняется тем, что новая американская подруга Кейт также испытывает симпатию к Мертону. Втроем они оказываются в Венеции и после карнавала вынуждены скинуть маски и посмотреть правде в глаза.

 

 

«А теперь не смотри», реж. Николас Роуг, 1973

Николас Роуг снял, пожалуй, самый прекрасный из венецианских триллеров, где все происходящее колеблется между сном и явью. Это история супружеской пары, Джона и Лоры Бакстеров, которые после трагической смерти дочери переселяются из Англии в призрачную зимнюю Венецию. В одном из ресторанов они случайно знакомятся с двумя пожилыми женщинами, одна из которых слепа и обладает даром ясновидения. Она рассказывает Лоре о том, что «видит» их погибшую дочь, которая хочет предупредить своих родителей об опасности, подстерегающей их в Венеции. Лора с восхищением воспринимает новость о близости горячо любимой дочери, тогда как Джон скептично относится к заявлениям женщины-медиума. Однако все попытки мыслить разумно терпят крах и скатываются в иррациональную бездну венецианских улиц-лабиринтов.

 

 

«Потерянная душа», реж. Дино Ризи, 1976

Молодой человек приезжает к родственникам в Венецию, чтобы начать учебу в художественной школе, но мысли об искусстве быстро отходят на второй план перед тайнами старинного и полного «шкафов со скелетами» дома. Постепенно юноша убеждается, что в доме, помимо строгого дяди и его апатичной жены, проживает безумный дядюшкин брат, которого преследует навязчивая идея, что у него сползает вниз лицо. Дядя не собирается сдавать родственника в психлечебницу на острове и полностью взял на себя заботу о больном. Но с появлением этого персонажа загадок становится еще больше. И чем дальше юноша продвигается вглубь этого ребуса, тем больше понимает, что все эти тайны не мистика. Мастерство Дино Ризи и главных звезд фильма Витторио Гассмана и Катрин Денев позволяет зрителю долгое время балансировать между отражениями в темных зеркалах подсознания.

«Комфорт странников», реж. Пол Шредер, 1990

Молодая влюбленная пара из Англии, Мэри и Колин, приезжают в Венецию уже во второй раз. Они возвращаются сюда, чтобы убедиться в своих чувствах и определиться с общим будущим. Но все идет не так, как хочется: в отношениях чаще доминирует скука и отрешенность. Все изменяется после их знакомства с Робертом, импозантным мужчиной в белом костюме, которого они встречают, заблудившись на ночных улицах города. За бокалом вина он рассказывает молодой паре странные истории из своего детства, а на следующий день знакомит со своей женой, которая никогда не выходит из старинного особняка. В поведении новых приятелей много настораживающего и тревожащего, но молодые люди не обращают внимания на предупреждающие детали и принимают приглашение переночевать в шикарном особняке с должным комфортом. Им невдомек, что после этого уже ничто не будет как прежде. Ловушка захлопывается, и наивным странникам уже никак не вырваться оттуда.

 

«Рыжая», реж. Хельмут Койтнер, 1962

Молодая рыжеволосая переводчица Франческа разочарована своей жизнью, в которой есть только обман, притворство и компромиссы. Ее брак с мужем — фикция, а роман с начальником мужа — оскорбление. Разругавшись с супругом в Милане, она уезжает в Венецию. Здесь Франциска знакомится с итальянским писателем Фабио и бывшим офицером британской разведки О’Мэйли, побывавшим в плену у немцев во время войны. О’Мэйли рассказывает ей, что в Венеции он напал на след немецкого офицера, который пытал его и заставил пойти на предательство. Теперь он хочет поквитаться с ним. Франческу все больше затягивает водоворот событий и чужих, не всегда понятных мотиваций. Зимняя Венеция оказывается холодной бездушной ловушкой, в которой любовь и смерть меняются масками.

«Абсолютно черное», реж. Антонио Бидо, 1978

Молодой профессор Стефано приезжает в Венецию погостить у старшего брата-священника. Но не успел он обжиться в скромной обители, как его брат становится свидетелем ночного убийства местной женщины-медиума. После этого неизвестный убийца начинает угрожать священнику в письмах. Стефано намерен помочь своему брату и начинает собственное расследование. В 60-х годах в итальянском кино возник поджанр триллера, который назвали «джалло», что в переводе означает «желтый». Такое странное название возникло благодаря литературной детективной серии, все книги которой выходили с желтыми обложками. «Абсолютно черное» — эталонный джалло, в котором детективная интрига таит страшную разгадку, а улицы Венеции, еще не тронутой туристическим бумом, становятся идеальными декорациями для преступления и наказания.

«Кто видел ее смерть», реж. Альдо Ладо, 1972

Еще один культовый джалло, в котором главную роль исполнил Джордж Лэзенби, до этого сыгравший Джеймса Бонда в шестой части саги об агенте 007 — «На секретной службе Ее Королевского Величества». Маленькая дочь известного скульптора пропадает на туманных и сырых улицах Венеции, а некоторое время спустя ее труп вылавливают в одном из каналов города. Полиция не может взять след, все что известно: девочку видели вместе со старухой, одетой во все черное. Отец девочки, доведенный до отчаяния, сам начинает расследование, однако всякий раз, как он подбирается к разгадке личности убийцы, след путается, а свидетели погибают. Гипнотически-мрачная Венеция, плодящая фантазмы и фантомы, становится идеальными подмостками для этой страшной истории под музыку Эннио Морриконе.

«Портрет буржуазии в черном», реж. Тонино Черви, 1978

Историю человеческой похоти и эгоизма Тонино Черви превратил в красивую декадентскую драму, разворачивающуюся в солнечной Венеции 1938 года, когда в каналах отражались портреты Муссолини, а предчувствие скорой войны превращало каждый день в гимн пресыщенности и гедонизму. Юный студент Маттио приезжает в Венецию учиться музыке и влюбляется в мать своего товарища. У матери с сыном очень странные отношения: последний ведет себя скорее как ревнивый любовник. Однако вскоре Маттио встретит свою ровесницу Елену, и тогда любовный многоугольник станет котлом кипящих страстей и интриг. Ну и конечно, юной Орнеллой Мути в этом фильме можно любоваться бесконечно.

«Ключ», реж. Тинто Брасс, 1983

Эта картина мастера чувственного кино Тинто Брасса основана на вольном пересказе романа японского писателя Дзюнитиро Танидзаки. Венеция, 1940 год, стареющий профессор-искусствовед Нино Рольфе обожает свою молодую жену Терезу, но у него катастрофически прыгает давление, и врачи запретили ему заниматься любовью. Тереза все больше отдаляется от мужа и понемногу у нее возникает адюльтер с женихом их дочери. И тогда супруги начинают вести личные дневники, в которых излагают все, что не способны сказать друг другу в открытую. Ключ от письменных столов, где хранятся эти интимные записи, они оставляют на видном месте, чтобы можно было прочитать дневники друг друга. Несмотря на обильность эротических сцен, фильм все-таки не о сексе, а о психологии «мужского-женского». Одна из наиболее ярких ролей знаменитой Стефании Сандрелли.


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали