«Смерть в Венеции», реж. Лукино Висконти, 1971
Фильм, чуть менее полувека назад снятый Лукино Висконти по повести Томаса Манна, до сих пор считается киновизиткой Венеции. В Венецию приезжает известный композитор Густав фон Ашенбах, переживающий духовный и творческий кризис. В гостинице его внимание привлекает юноша по имени Тадзио, отдыхающий на пляжах Лидо с матерью и сестрами. Стареющего композитора охватывает восхищение красотой и молодостью Тадзио. Он смущен и растерян. Композитор пересматривает свои эстетические теории, переосмысливает представления о том, что красота является продуктом труда художника, и осознает неизбежность своей духовной и физической смерти. В это время ветер «сирокко» приносит в Венецию эпидемию холеры, а вместе с ней и освобождение от мучительных переживаний под музыку Малера.
Похожие материалы:
«Крылья голубки», реж. Иэн Софтли, 1997
Иэну Софтли удалось превратить историю с банальным любовным треугольником в роскошно костюмированную, но в то же время очень тонкую драму. Во многом это произошло благодаря туманам и сумеркам Венеции, где разворачиваются основные события картины. Молодая английская аристократка Кейт, роль которой исполнила великолепная Хелена Бонем Картер, влюбляется в Мертона, журналиста, который не добился успеха ни в обществе, ни на финансовом поприще. Кейт, также являясь бедной родственницей, вынуждена следовать воле богатой тетушки, которая грозит лишить финансовой помощи как саму Кейт, так и ее разорившегося отца, в случае если та решит выйти замуж за безденежного молодого человека. Любовная трагедия осложняется тем, что новая американская подруга Кейт также испытывает симпатию к Мертону. Втроем они оказываются в Венеции и после карнавала вынуждены скинуть маски и посмотреть правде в глаза.
«А теперь не смотри», реж. Николас Роуг, 1973
Николас Роуг снял, пожалуй, самый прекрасный из венецианских триллеров, где все происходящее колеблется между сном и явью. Это история супружеской пары, Джона и Лоры Бакстеров, которые после трагической смерти дочери переселяются из Англии в призрачную зимнюю Венецию. В одном из ресторанов они случайно знакомятся с двумя пожилыми женщинами, одна из которых слепа и обладает даром ясновидения. Она рассказывает Лоре о том, что «видит» их погибшую дочь, которая хочет предупредить своих родителей об опасности, подстерегающей их в Венеции. Лора с восхищением воспринимает новость о близости горячо любимой дочери, тогда как Джон скептично относится к заявлениям женщины-медиума. Однако все попытки мыслить разумно терпят крах и скатываются в иррациональную бездну венецианских улиц-лабиринтов.
Похожие материалы:
«Потерянная душа», реж. Дино Ризи, 1976
Молодой человек приезжает к родственникам в Венецию, чтобы начать учебу в художественной школе, но мысли об искусстве быстро отходят на второй план перед тайнами старинного и полного «шкафов со скелетами» дома. Постепенно юноша убеждается, что в доме, помимо строгого дяди и его апатичной жены, проживает безумный дядюшкин брат, которого преследует навязчивая идея, что у него сползает вниз лицо. Дядя не собирается сдавать родственника в психлечебницу на острове и полностью взял на себя заботу о больном. Но с появлением этого персонажа загадок становится еще больше. И чем дальше юноша продвигается вглубь этого ребуса, тем больше понимает, что все эти тайны не мистика. Мастерство Дино Ризи и главных звезд фильма Витторио Гассмана и Катрин Денев позволяет зрителю долгое время балансировать между отражениями в темных зеркалах подсознания.
«Комфорт странников», реж. Пол Шредер, 1990
Молодая влюбленная пара из Англии, Мэри и Колин, приезжают в Венецию уже во второй раз. Они возвращаются сюда, чтобы убедиться в своих чувствах и определиться с общим будущим. Но все идет не так, как хочется: в отношениях чаще доминирует скука и отрешенность. Все изменяется после их знакомства с Робертом, импозантным мужчиной в белом костюме, которого они встречают, заблудившись на ночных улицах города. За бокалом вина он рассказывает молодой паре странные истории из своего детства, а на следующий день знакомит со своей женой, которая никогда не выходит из старинного особняка. В поведении новых приятелей много настораживающего и тревожащего, но молодые люди не обращают внимания на предупреждающие детали и принимают приглашение переночевать в шикарном особняке с должным комфортом. Им невдомек, что после этого уже ничто не будет как прежде. Ловушка захлопывается, и наивным странникам уже никак не вырваться оттуда.
Похожие материалы:
«Рыжая», реж. Хельмут Койтнер, 1962
Молодая рыжеволосая переводчица Франческа разочарована своей жизнью, в которой есть только обман, притворство и компромиссы. Ее брак с мужем — фикция, а роман с начальником мужа — оскорбление. Разругавшись с супругом в Милане, она уезжает в Венецию. Здесь Франциска знакомится с итальянским писателем Фабио и бывшим офицером британской разведки О’Мэйли, побывавшим в плену у немцев во время войны. О’Мэйли рассказывает ей, что в Венеции он напал на след немецкого офицера, который пытал его и заставил пойти на предательство. Теперь он хочет поквитаться с ним. Франческу все больше затягивает водоворот событий и чужих, не всегда понятных мотиваций. Зимняя Венеция оказывается холодной бездушной ловушкой, в которой любовь и смерть меняются масками.
«Абсолютно черное», реж. Антонио Бидо, 1978
Молодой профессор Стефано приезжает в Венецию погостить у старшего брата-священника. Но не успел он обжиться в скромной обители, как его брат становится свидетелем ночного убийства местной женщины-медиума. После этого неизвестный убийца начинает угрожать священнику в письмах. Стефано намерен помочь своему брату и начинает собственное расследование. В 60-х годах в итальянском кино возник поджанр триллера, который назвали «джалло», что в переводе означает «желтый». Такое странное название возникло благодаря литературной детективной серии, все книги которой выходили с желтыми обложками. «Абсолютно черное» — эталонный джалло, в котором детективная интрига таит страшную разгадку, а улицы Венеции, еще не тронутой туристическим бумом, становятся идеальными декорациями для преступления и наказания.
Похожие материалы:
«Кто видел ее смерть», реж. Альдо Ладо, 1972
Еще один культовый джалло, в котором главную роль исполнил Джордж Лэзенби, до этого сыгравший Джеймса Бонда в шестой части саги об агенте 007 — «На секретной службе Ее Королевского Величества». Маленькая дочь известного скульптора пропадает на туманных и сырых улицах Венеции, а некоторое время спустя ее труп вылавливают в одном из каналов города. Полиция не может взять след, все что известно: девочку видели вместе со старухой, одетой во все черное. Отец девочки, доведенный до отчаяния, сам начинает расследование, однако всякий раз, как он подбирается к разгадке личности убийцы, след путается, а свидетели погибают. Гипнотически-мрачная Венеция, плодящая фантазмы и фантомы, становится идеальными подмостками для этой страшной истории под музыку Эннио Морриконе.
«Портрет буржуазии в черном», реж. Тонино Черви, 1978
Историю человеческой похоти и эгоизма Тонино Черви превратил в красивую декадентскую драму, разворачивающуюся в солнечной Венеции 1938 года, когда в каналах отражались портреты Муссолини, а предчувствие скорой войны превращало каждый день в гимн пресыщенности и гедонизму. Юный студент Маттио приезжает в Венецию учиться музыке и влюбляется в мать своего товарища. У матери с сыном очень странные отношения: последний ведет себя скорее как ревнивый любовник. Однако вскоре Маттио встретит свою ровесницу Елену, и тогда любовный многоугольник станет котлом кипящих страстей и интриг. Ну и конечно, юной Орнеллой Мути в этом фильме можно любоваться бесконечно.
Похожие материалы:
«Ключ», реж. Тинто Брасс, 1983
Эта картина мастера чувственного кино Тинто Брасса основана на вольном пересказе романа японского писателя Дзюнитиро Танидзаки. Венеция, 1940 год, стареющий профессор-искусствовед Нино Рольфе обожает свою молодую жену Терезу, но у него катастрофически прыгает давление, и врачи запретили ему заниматься любовью. Тереза все больше отдаляется от мужа и понемногу у нее возникает адюльтер с женихом их дочери. И тогда супруги начинают вести личные дневники, в которых излагают все, что не способны сказать друг другу в открытую. Ключ от письменных столов, где хранятся эти интимные записи, они оставляют на видном месте, чтобы можно было прочитать дневники друг друга. Несмотря на обильность эротических сцен, фильм все-таки не о сексе, а о психологии «мужского-женского». Одна из наиболее ярких ролей знаменитой Стефании Сандрелли.