Украинцы в мире. Рома Прийма-Богачевская — самая молодая балерина Львовской оперы, покорившая сцены Европы и США

Украинцы и украинки, которые изменили мир

В постоянной рубрике ELLE.UA мы рассказываем об украинцах и украинках, которые изменили мир — каждый в своей сфере. Одним из ее предыдущих героев стал выдающийся балетмейстер, хореограф и танцор Серж Лифар, который фактически возродил французский балет, создавал самые громкие балетные представления и сотрудничал со многими выдающимися композиторами, художниками и дизайнерами своего времени, такими как Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Коко Шанель, Марк Шагал и Жан Кокто, которые помогали мастеру в его работе.

Продолжает тему танцев следующая героиня нашей рубрики — невероятная Рома Прийма-Богачевская, которая стала самой молодой балериной Львовской оперы, а затем покорила самые престижные балетные и танцевальные сцены Европы и США.

Будущая балетная прима родилась в творческой семье — так, ее мать Иванна Шмериковская, родом из Надворной, была профессиональной пианисткой, виолончелисткой и певицей, давала сольные концерты во Львове, Варшаве, Кракове, преподавала во Львовской консерватории, Украинском музыкальном институте в Нью-Йорке и не только, с 1942 по 1943 год был концертмейстером во Львовском оперном театре. Отец девочки был врачом, однако, несмотря на всю серьезность профессии, был не меньшим поклонником искусства, чем его жена. В доме семьи часто звучала музыка и велись разговоры о прекрасном, что, вероятно, повлияло и на подсознательную любовь к искусству маленькой Ромы.

В возрасте пяти лет девочка начала заниматься в танцевальном зале, а через три года поступила в школу ритмического танца по методике Эмиля Жак-Далькроза во Львове. Интерес к танцу не угасал, Рома демонстрировала успехи, поэтому позже она продолжила обучение классической технике в балетной школе Львовской оперы. Уже в 13 лет будущая мировая звезда балета начала выступать во Львовской опере, став ее самой молодой звездой. Рома сияла на сцене в балетах «Дон Кихот» и «Дымка Перети», операх «Кармен», «Аида», «Фауст» и не только. Во Львове Прийма выступала до 1944 года, пока они с мамой не выехали в Австрию, где карьера юной украинки приобрела новые обороты.

После переезда в Вену Рома поступила в Академию музыки и драматического искусства, где училась под руководством австрийской балерины и хореографа Грете Визенталь. С отличием окончив обучение, украинка продолжила свои выступления в роли примы-балерины в театрах Австрии, в частности в Инсбруке и Зальцбурге. Большое влияние на формирование стиля Ромы оказал также немецкий танцор и хореограф Гаральд Кройцберг — один из самых известных представителей немецкого экспрессионистского танца. Украинская танцовщица была известна своим уникальным многогранным стилем — в своих модерных выступлениях она сочетала экспрессию, пластичность, глубокий смысл и украинские фольклорные мотивы.

Следующей важной точкой на карте упорной украинки стала Канада, куда она переехала вместе с мамой. Там девушка стала солисткой Королевского балета в Виннипеге, танцевала в Монреальском балете известной балерины Рут Сорель. В 1951 году Рома переехала в США — в Нью-Йорке она была участницей популярной танцевальной группы Марты Грэм (одной из основательниц американского танца модерн).

Во время постоянных переездов и стремительного развития карьеры Ромы ее поддерживала мать. Интересно, что их связывали не только тесные родственные отношения, но и творческие — вместе мать и дочь осуществили важное концертное турне с программой «Танцы и характеры Украины», которое увидели в главных культурных центрах Канады, Северной и Латинской Америки, Европы и США.

1963-й стал поворотным в личной жизни Ромы. В Риме она вышла замуж за оперного певца Юрия Богачевского, вместе с которым впоследствии отправилась в большое турне по Европе, включавшее выступления в Италии, Австрии, Швейцарии, Германии. Позже у супругов родилось двое детей: Анна и Борис. После возвращения в США Прийма-Богачевская создала собственную школу балета и украинских народных танцев в Нью-Йорке и постепенно перешла от сценической деятельности к преподавательской.

Среди самых известных балетных постановок школы: «Золушка» с Квиткой Цисык в главной роли (легендарная украинская певица также училась в школе своей соотечественницы), «Приключения Пер Гюнта», «Цвет папоротника». Также Прийма-Богачевская устраивала для детей летние лагеря для изучения украинских танцев, которые были очень популярны среди диаспоры, а в 1978 году создала ансамбль «Сизокрилі», исполнявший танцы народной тематики. На протяжении многих лет Рома мечтала о том, чтобы посетить со своим ансамблем Украину, и в 1992 году ее мечта сбылась — ансамбль во главе с Приймой-Богачевской, которая была не только его основательницей, но и художественным руководителем, выступил во Львове, Киеве, Харькове и Ивано-Франковске.

До последних лет жизни Рома Прийма-Богачевская, которую обожали как зрители, так и театральные критики, как коллеги, так и ученики, продолжала отдавать всю себя танцам: преподавала, вдохновляла детей и взрослых и активно популяризировала родную украинскую культуру, о которой не забывала на каждом этапе своей творческой жизни. Рома Прийма-Богачевская умерла в 2004 году в Нью-Йорке, но ее детище живет. Сегодня коллектив «Сизокрилі» активно выступает за границей, привлекая внимание к войне России против Украины. В настоящее время он состоит из 35 участников, среди которых 18 женщин и девушек, передающих свою любовь к танцу из поколения в поколение.

В отличие от традиционных национальных танцев, где на сцене обычно доминируют танцоры-мужчины, в «Сизокрилих» внимание акцентируется на сильных, атлетических и подвижных женщинах. Фирменный танец коллектива — «Боротьба за Україну». Это 15-минутный перформанс, изображающий борьбу украинцев. Эмоциональная насыщенность танца в сочетании с точностью и мастерством исполнителей создает мощный опыт как для танцоров, так и для зрителей. Танец является данью стойкости украинского народа перед лицом врага, а также чествованием силы и мужества женщин.

Сама же Прийма-Богачевская и по сей день остается в истории мирового балета как та, которая, по словам европейских критиков, «языком движений открывала тайны человеческой души».

Фото: syzokryli.com


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы