В постоянной рубрике ELLE.UA мы рассказываем об украинцах и украинках, которые изменили мир — каждый в своей сфере. Одной из предыдущих героинь стала Соня Делоне — украинская художница и дизайнер, представительница направления ар-деко, основательница художественных направлений орфизма и симультанизма, первая женщина-художница, чья ретроспективная выставка в Лувре состоялась при жизни.
Следующий герой нашей рубрики — всемирно известный фотограф Виджи (Ашер Феллиг), который стал известен прежде всего благодаря своим работам в жанре криминальной фотожурналистики. Репортер оставил после себя более 20 тысяч фотоснимков, многие из которых стали культовыми.
«Для меня фотографии — как блины. Я должен получить их, пока они горячие», — говорил мастер документальной фотографии.
Каким был его путь к признанию? Рассказываем в нашем материале.
Ашер Феллиг, который впоследствии станет легендой фотографии Виджи, родился 12 июня 1899 в Золочеве Львовской области. Когда мальчику исполнилось 11 лет, он вместе с семьей эмигрировал в Соединенные Штаты Америки на остров Эллис — туда в поисках лучшей жизни в то время прибывало большое количество иммигрантов. Уже через несколько лет мальчику, который изменил свое настоящее имя на Артур, пришлось оставить учебу в школе, чтобы финансово помогать семье. Не имея должного образования, он не мог претендовать на высокооплачиваемую работу, поэтому работал помощником официанта и мойщиком посуды, пока ему не удалось устроиться помощником фотографа нью-йоркской студии Ducket & Adler. Именно с этого началась главная глава его жизни, посвященная фотографии.
Галантерейщик, 1940 год
В течение некоторого времени он был уличным фотографом, а в 25-летнем возрасте устроился фотолаборантом в агентство Acme Newspictures. Дни Артура проходили на работе, а вечера он посвящал съемкам ночной жизни Нью-Йорка. Постоянная практика помогала парню, никогда не обучавшемуся фотографии, оттачивать собственные умения. Через 11 лет Артур оставил работу и стал внештатным новостным фотографом.
Виджи лежит на своей кровати с закрытыми глазами и сигарой во рту на фотографии под названием «Моя штаб-квартира», конец 1930-х годов
«В моем случае я не стал ждать, пока кто-то даст мне работу, я пошел и создал себе работу — фотографа-фрилансера. И то, что я сделал, может сделать любой другой. Я сделал следующее: пошел в штаб-квартиру полиции Манхеттена и два года работал без полицейского удостоверения или каких-либо других документов. Когда на полицейский телетайп приходила какая-то история, я шел к ней. Идея заключалась в том, что я продавал фотографии в газеты. И, конечно, я выбирал историю, которая что-то значила», — рассказывал о том периоде Виджи.
Жертва автокатастрофы лежит на нью-йоркском тротуаре, накрыта одеялом, а рядом собирается толпа зрителей, 1938 год.
Артуру удавалось делать сенсационные снимки, за которые соревновались самые известные таблоиды и фотоагентства — репортер оказывался на месте происшествий первым, опережая не только конкурентов, но и полицию. Уникальность его фотографий заключалась и в том, что на них можно было увидеть не только основную сцену, но и то, что скрывалось за кадром, например, реакцию толпы на событие, характерные детали и т.д. Вскоре его фотографии были опубликованы Daily News и другими таблоидами, а также более высококлассными изданиями, такими как журнал Life. Именно в этот период появляется его псевдоним «Виджи», который, по одной из версий, происходит от фонетического воспроизведения слова «ouija» (с англ. — «спиритическая доска») — потому, что его мгновенные прибытия на места преступлений или других чрезвычайных ситуаций казались такими же волшебными, как и спиритическая доска.
Двое пожарных выносят тело после пожара, 1940 год
В действительности же, немалую роль в «магических» способностях Виджи сыграло то, что в 1938 году он стал единственным нью-йоркским газетным фотографом-фрилансером, получившим разрешение на портативный коротковолновой радиоприемник полицейского диапазона. Артур работал в основном ночью — он внимательно слушал передачи и часто опережал представителей власти на месте убийств, пожаров, несчастных случаев и т.п.
«У меня выросли крылья. Теперь мне не нужно было ждать, когда преступление догонит меня. Я сам мог его преследовать. Вся моя жизнь была настроена на полицейскую волну», — говорил Артур.
Возле «O Sole Mio Scungilli Bar and Seafood Restaurant» на Малберри-стрит детективы и полицейские собираются на месте убийства, где на дороге лежит окровавленный труп мужчины, конец 1930-х годов
Мастер фото снимал не только жертв преступлений или несчастных случаев, но и жизнь преступников после вынесения им приговора и даже их мертвые тела. В 1941 году он организовал свою персональную выставку работ «Виджи: убийство — мой бизнес» — самые известные издания в Нью-Йорке готовы были отдать немалую сумму за то, чтобы получить эксклюзивные кадры с места событий. При всей циничности названия художественную ценность его снимков невозможно отрицать. В 1943 году его работы включают в групповую выставку Музея современного искусства (МоМА) «Репортажная фотография». Позже он публикует две фотокниги: «Обнаженный город», посвященную Нью-Йорку со всеми его пороками и темными сторонами, на основе которой режиссер Жюль Дассен снял одноименную криминальную голливудскую драму, и «Люди Виджи».
Этот период был самым успешным в карьере Виджи и превратил его чуть ли не в живую легенду в мире фотографии. Однако в дальнейшем Артур постепенно отодит от криминальных фото. После женитьбы и переезда в Голливуд в 1947 году он погружается в мир кино — сотрудничает с киностудиями, подрабатывая техническим консультантом на съемках фильмов и иногда снимаясь в эпизодических ролях. Вернувшись в Нью-Йорк после развода, Виджи создает свою культовую работу — серию «искаженных» портретов знаменитостей и политических деятелей. Экспериментируя с разнообразными оптическими изменениями объективов, он хотел показать темные стороны всем известных героев, которые скрывали за красивой оберткой славы, красоты и успеха.
36-й президент США Линдон Джонсон в серии «искаженных» портретов Виджи
В 1952 году он публикует еще одну книгу и называет ее «Обнаженный Голливуд глазами Виджи», в которую вошли карикатурные портреты Мэрилин Монро, Лайзы Минелли, Пабло Пикассо и других известных персон того времени. Параллельно с этим фотограф читает лекции и пишет о фотографии, а также работает консультантом и штатным фотографом кинофильма «Доктор Стрейнджлав» своего земляка, режиссера Стэнли Кубрика.
В 1957-м здоровье Артура ухудшается — после того, как у него диагностировали диабет, фотограф переезжает к социальной работнице Уилме Уилкокс. Женщина оставалась верной компаньонкой репортера до конца его жизни — она ухаживала за ним и впоследствии сохранила его большой архив. В 1961 году вышла в свет автобиография «Виджи о Виджи». До своей смерти 26 декабря 1968 года Виджи часто приезжал в Европу как репортер, где создавал фотоматериалы для лучших газет. Всего Артур оставил после себя более 20 тысяч снимков, многие из которых стали культовыми.
Виджи и его коллега Мел Харрис сидят на полу и просматривают десятки фотографий первого, разбросанные на полу, начало 1940-х годов
Персона Виджи, работы которого смело можно назвать классикой криминальной фотожурналистики, стала вдохновением и для поп-культуры. Так, отсылки к нему можно увидеть, в частности, в сериалах — эпизод «Секретных материалов» 1999 года «Тифон» рассказывает об Альфреде Фелигге, который фотографировал места преступлений до прибытия экстренных служб. Кроме того, кадр Виджи 1940 года «Толпа на Кони-Айленде» был использован в качестве обложки для альбома Джорджа Майкла 1990 года «Listen Without Prejudice Vol. 1». Его выставки до сих пор проходят в разных уголках мира, а его слава, созданная благодаря кропотливой работе и страсти к своему делу, вдохновляет новые поколения фотографов.