Сусанна Чахоян, солистка Национальной оперы Украины, лауреат многих международных вокальных конкурсов, участница престижных музыкальных фестивалей, стала одним из самых активных культурных послов Украины с первых дней полномасштабной войны.
«Украинская культура много веков была целью уничтожения. Сегодня она превращается из мишени в оружие», — говорит Сусанна Чахоян.
Сегодня в мире отмечают День оперы. По этому случаю Сусанна рассказала ELLE.UA о том, как держат культурный фронт представители ее профессиональной сферы, о переживаниях в начале войны и каким она видит счастливое будущее Украины.
Вспомните, пожалуйста, утро 24 февраля, первые месяцы войны.
Думаю, большинство воспоминаний о том страшном утре будут очень похожи друг на друга. Мы с мужем проснулись в нашей киевской квартире от настойчивых звонков в дверь. Соседка, вся в слезах, рассказала о взрывах в Гостомеле и призвала нас собираться и бежать в бомбоубежище. Я разбудила ребенка, быстро собрала теплые вещи и сумку с провиантом. Первый день мы провели между подвалом и квартирой, где можно было прочесть последние новости и поддерживать телефонную связь с близкими людьми.
Сын Даниэль вдруг рассказал мне о своем наибольшем детском страхе во время посещения Музея Второй мировой войны, когда впервые услышал звук сирены, которая оповещала о бомбардировке немцами Киева: «Мама, с нами будет то же самое?» Наибольший сюрреализм этому вопросу придавал немецкий язык, на котором он со мной говорил. Мой муж Альфред Праус, австрийский бизнесмен, президент Украинско-австрийской ассоциации, был готов сразу ехать машиной подальше от Киева, но в первый день нам не удалось это сделать. На второй день сразу после окончания комендантского часа мы выехали из Киева в Белую Церковь, где остановились на несколько дней у моих родственников.
Когда возникла угроза окружения Киева, отправились в Хмельницкий, надеясь найти там бензин и возможность двигаться дальше в Ивано-Франковск, где нас ждали друзья. В ту ночь нашу судьбу решил сын, который все время уговаривал нас ехать в Вену... Белая Церковь, Хмельницкий, Ужгород, маленькие украинские села, везде — вой сирен, небо во вспышках, многочисленные блок-посты, очереди к военкоматам... И повсюду люди, готовые пригласить в свой дом, поделиться всем что есть… Знакомые и незнакомые лица, всех объединяют боль и усталость. Но от всех ощущаешь силу и непокорность. Я спрашиваю себя все время, откуда же берутся такая сила духа, такая человечность, такая искренность мыслей и поступков… Ответ, пожалуй, в нашей истории и вере в Бога.
Я слушала вас несколько раз во время полномасштабной войны в Вене и Национальной опере уже во время возобновленной работы театра летом 2022 года. Как изменилось чувство своей работы во время войны между воздушными тревогами?
Впервые после начала полномасштабной войны я вернулась в Киев в конце июля, пела в правительственном концерте ко Дню государственности и свои любимые спектакли на родной сцене: «Севельский цирюльник» и «Риголетто». Слава Богу и ВСУ, все мои спектакли прошли без тревог, хотя накануне время от времени случалось такое, что представление останавливали и зрители передвигались в убежище, а в некоторых случаях действо продолжалось и там. Считаю каждого из своих коллег, кто продолжает выходить на сцену в таких условиях, настоящими героями!
В сентябре я находилась в Вене, где готовила новую программу вместе со своим партнером — солистом Венской оперы Йоргом Шнайдером. 21 сентября в историческом Эрбар-зале (Ehrbar Hall) под патронатом посла Украины Василия Химинца состоялся большой благотворительный концерт. Собранные на нем средства были отправлены в Украину для поддержки украинских детей. Меня очень радует тот факт, что сегодня мой голос не только приносит людям утешение или наслаждение, но и служит благотворительности и объединяет международное сообщество по оказанию помощи Украине.
В марте в одном из интервью вы сказали: «Мое личное оружие — это мой голос! Весь мир наконец-то увидел украинцев как гордую и несгибаемую нацию. Теперь мы должны стократными усилиями продолжать презентовать себя миру как нацию с богатой и высокой культурой. Сегодня деятель культуры — солдат культурного фронта, также защищающий свое государство. И именно в этом я вижу свою миссию!» Расскажите, как вы держали этот культурный фронт более полугода? Что вас особенно поразило во время выступлений в поддержку Украины за границей? Какие акции со стороны деятелей культуры вы считаете сегодня наиболее эффективными?
Первые месяцы были самыми трудными! Ведь пение нуждается не только в профессиональной подготовке, но и в особом состоянии души. Очень трудно петь, когда грудь сжимается от страха, когда хочется просто кричать от ярости, когда сердце рвется от тоски. Но само искусство спасло меня от падения в бездну отчаяния. Пришло осознание того, что каждый должен делать свое дело ради своей страны.
Мой первый благотворительный концерт состоялся в Швейцарии, в Берне, затем был еще целый ряд выступлений в Берлине и Вене. Программа моих выступлений состояла из западноевропейского репертуара, произведений украинских композиторов и народных песен. Мои иностранные коллеги, музыканты, впервые знакомящиеся с этими произведениями, очень удивлены тем, что музыка такого уровня, как, скажем, Сильвестров или Лятошинский, так долго оставалась им неизвестной. Вспоминается объявленный в 2019 году двусторонний Год Украины в Австрии, в рамках которого состоялось исполнение Третьей симфонии Бориса Лятошинского в Вене, в зале австрийской телерадиокомпании ORF.
Наша музыка и исполнители, имея удивительно эмоциональное влияние на иностранную публику, привлекают глобальное внимание к нашей стране. Через открытие и восхищение — к почитанию и признанию! Кроме музыкальных открытий есть еще очень важный момент в нашем общении с иностранцами: мы имеем возможность познакомить их с древней культурой Украины и ее историей в фактах, которых еще нет в международном информационном поле.
Украинская культура много веков была целью уничтожения. Сегодня наша культура превращается из мишени в оружие. В нынешнем контексте каждое выступление украинского артиста за границей становится мощным инструментом противостояния засилью российской культуры. Присутствие украинских имен и украинского репертуара в международных фестивалях и афишах ведущих концертных залов — это поддержка Украины сегодня и в будущем. В условиях военного времени большинство таких акций держится на волонтерстве и частных инициативах, однако со временем, я в этом убеждена, это должно стать стратегией государства.
Оперная культура не может быть массовой — это элитарное искусство. В Украине мощная оперная школа, многие наши земляки, в частности солисты Национальной оперы, очень успешны и достаточно востребованны в ведущих театрах мира. Что, по вашему мнению, важно сделать, чтобы поднять уровень оперной культуры в такой певческой стране, как наша? Можно ли сделать для этого что-то конкретное в контексте войны?
Для начала нам нужна Победа! Украинские театры и концертные залы продолжают работу. Это самое главное! Я вижу в этом не только сохранение рабочих мест, но и моральное обязательство перед нашей театральной публикой. Меня поразили слова одной из моих поклонниц, которая подошла ко мне после спектакля в августе: «Теперь, когда вы вернулись, я точно уверена, что у нас все будет хорошо!» В военное время искусство еще больше приобретает значение храма, в котором человек обретает душевный покой, веру и надежду.
Что не дает сейчас упасть духом лично вам?
Сейчас, когда приходится жить между двумя странами (мой сын остается пока в Вене), лучше всего осознаешь, что именно родная земля и люди, живущие здесь, — это и есть твоя сила. Здоровье родителей, успехи ребенка, достижения студентов, цветение сада, который когда-то посадил собственноручно, театр, с которым связана вся жизнь... Это место на земле, где тебя любят и всегда ждут.
Какие личные планы, вызовы?
Жить! Работать! Побеждать! Театр, благотворительные концерты, новый репертуар, работа с моими студентами.
Визуализируйте, пожалуйста, Украину вашей мечты. Какой будет Украина после нашей справедливой Победы?
Я мечтаю о том, что наша страна с такой богатой историей после Победы наконец сделает выводы и выберет правильное направление. Имея такие колоссальные природные ресурсы и главное свое сокровище — трудолюбивый, талантливый и креативный народ, Украина должна стать процветающим европейским государством. Государством, в котором почитается учитель, ученый, доктор, культурный деятель. Государством, которым руководят люди, имея за стратегию не собственное обогащение в течение короткого промежутка времени, а счастливую и богатую жизнь украинцев на много поколений вперед!
Текст: Мирослава Макаревич