Бойкот российского кино, Украина на Каннском кинофестивале и будущее украинского кино. Говорят эксперты

Культура как оружие нации

Культура — это неотъемлемая часть жизни каждого человека, она влияет на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности и способна объединять народы, формируя их аутентичность. У человека возникает чувство сопричастности и значимости.

Культура — мощный рычаг в управлении социумом. Именно поэтому овладеть этим инструментом влияния на общество — мечта любой властной структуры. Однако, оказавшись в руках противников развития общества, культурное пространство страны загнивает, становится заангажированным и теряет свою свободу. Именно эти признаки мы можем видеть в российской культуре.

Для художников не остается простора на волеизъявление своего творчества, если оно выходит за рамки, установленные властью. Такая цензура возвращает Россию в удушающие времена Советского Союза. 

Съемки фильма «Редакция»

Сегодня в политической жизни страны-агрессора история переживает очередной откат назад, демонстрируя всю ограниченность культуры, которая находится под постоянным контролем власти. Одной из составляющих огромного механизма пропаганды РФ является кинематограф. В России уважают только тех режиссеров, которые показывают Россию как страну-победительницу с великой культурой, стирая все возможные проявления инакомыслия.

Lifestyle-редактор Иванна Петрович поговорила с продюсером («Носорог» Олега Сенцова, «Донбасс» Сергея Лозницы и т.д.) и генеральным директором кинокомпании «Артхаус Трафик» Денисом Ивановым; продюсером в составе Producers Network и директором индустриальной платформы фестиваля Docudays UA Дарьей Бассель; режиссером и членом жюри одной из наград документального конкурса «Золотой глаз» на Каннском кинофестивале и соавтором сценария фильма Максима Наконечного «Видение бабочки» Ириной Цилык и разобралась в вопросе бойкота российского кино, роли культурной дипломатии на международной арене и будущем украинской киноиндустрии.

Украинское киносообщество еще раз подняло вопрос о бойкоте российского кино. Известные деятели украинской киноиндустрии выступили против начавшегося 24 февраля 2022 года российского вторжения и призвали бойкотировать российскую культуру. Кампания берет свое начало с августа 2014 года. Ее идеологами стали активисты общественного движения «Відсіч» в рамках кампании «Не купуй російське!». Целью активистов было значительное ограничение объема российского контента, демонстрируемого на украинском телевидении и кинотеатрах Украины.

Денис Иванов отмечает, что «российское кино практически отсутствует на украинском кинорынке после 2014 года. До этого российские фильмы составляли почти 20% отечественного рынка, а потом вообще исчезли из нашего кинопространства».

Денис Иванов

В октябре 2014 года Государственное агентство Украины по вопросам кино запретило показ российских сериалов, посвященных силовым структурам страны-агрессора. По словам главы агентства Филиппа Ильенко, решение было принято с учетом событий в Украине, из-за которых «некорректно будет демонстрировать на украинских телеканалах те российские фильмы, в которых есть откровенная пропаганда и возвеличивание силовых структур России и самой России». Впоследствии под запрет попали еще множество российских фильмов и сериалов, а также расширялись списки с именами лиц, которые могут представлять угрозу национальной безопасности Украины.

Сегодня украинское киносообщество продолжает бороться с российским контентом в Украине и выступает за исключение из украинского медиапространства фильмов, вредящих национальным интересам государства.

Что не так с российским кино?

Во-первых, российское кино, как и вся российская культура, пропитано антиукраинскими настроениями. Российские фильмы и сериалы несут в себе скрытую антиукраинскую пропаганду, в частности унижают украинцев и восхваляют идеи «русского мира», российских силовиков и т.д.

Во-вторых, просматривая российские ленты, зритель поддерживает на ходу машину-убийцу агрессора, убивающую украинских граждан.

В-третьих, вы подвергаетесь пропаганде, перенимаете мнение автора и его взгляд на мир, что, в свою очередь, может быть направлено на искажение реальности в оценке политического руководства страны.

Дарья Бассель

Как отмечает Денис Иванов, «в кино сосредоточен весь букет имперских амбиций России. Более того, большинство российских актеров и режиссеров являются активными участниками информационной войны против Украины. Чтобы освободиться от российского кинематографа, есть смысл посмотреть на то, что сейчас представляет украинское кино, потому что за последние 8 лет именно наше кино пришло на замену российскому. Мы видим много лент, отвечающих запросам общества».

Его слова подтверждают мнение Дарьи Бассель: «Российская культура десятилетиями служит политическим инструментом для нормализации преступлений политиков и отвлечения внимания от происходящего. К сожалению, в экосистеме российской культуры даже произведения искусства российских оппозиционеров работают на Россию. Почему? Потому что произведение искусства российского оппозиционера — это произведение искусства российского государства. Вы смотрите вроде бы протестный фильм и думаете: "А может, они там не такие уж и плохие?" Но вспомните хотя бы один российский фильм за последние 8 лет, который откровенно критиковал бы оккупацию Крыма и войну на Донбассе. Не было такого. Российские художники привыкли разговаривать на эзоповом языке, который очень легко интерпретировать так, как это выгодно в зависимости от ситуации».

Ирина Целик добавляет: «Все эти фильмы оказывали влияние на огромные массы людей. И деятели российского кино должны также осознавать огромную вину за те преступления, которые мы видим здесь и сейчас».

Ирина Цилык

Важно ли бойкотировать российское кино?

Дарья Бассель: «Я думаю, важно сказать, что никто не говорит об отмене российской культуры навсегда. Украинское культурное сообщество призывает приостановить сотрудничество с российской культурой, репрезентацию произведений российской культуры в знак уважения к Украине и жертвам военных преступлений России. Мы просим остановить российскую культуру, пока полностью не прекратилась продолжающаяся уже девятый год война, пока российское общество не понесло коллективную ответственность за военные преступления против Украины.

Сейчас, как никогда, время для украинских голосов. Многие годы имперская российская культура, и в том числе кино, занимала ведущие позиции в мировой культурной среде. Именно Россия считалась в мире наследницей Советского Союза, и все результаты творчества художников разных культур автоматически присваивались в мировом сознании России. Однако никто не знал и никогда не погружался в изучение тех преступлений, которые совершила Россия против украинских создателей.

Кадр из фильма «Снаружи»

Денис Иванов говорит, что сейчас ведется активная работа по бойкоту российского кино на международном уровне. «Кино — это искусство эмпатии, поэтому важно понимать, какие нарративы оно в себе несет. Когда ты смотришь фильм, ты сочувствуешь героям, погружаешься в обстоятельства их жизни, и так или иначе это превращается в оружие, так называемое soft power (мягкая сила), которое применялось Россией в том числе». По его словам, до 30% зрителей, посмотревших российские фильмы на международных фестивалях, могут менять свое отношение к России на положительное. И в этом смысле культура выступает эдакой дымовой завесой для тех действий, которые на самом деле совершает Россия в своей внешней политике.

Механизмы работы над запретом российского кино

Дарья Бассель: «Организации, культурные учреждения и художники пишут письма с запросами, разъяснениями, просьбами не показывать российское кино. Такую работу выполняют все, каждый на своем уровне. Вот недавно ко мне обратился представитель украинского посольства в Румынии. Он сам предложил написать письмо румынскому фестивалю One World, в котором бы объяснялась наша позиция и обосновывалась необходимость исключить из программы фестиваля российские фильмы.

На мой взгляд, самая действенная тактика — это не просто отрицать российское, а предлагать украинское. Когда мы общаемся вместе с коллегами Docudays UA с другими фестивалями документального кино, мы всегда предлагаем обширную программу кинопоказов, дискуссий, профессиональных событий. Возможно, фестивали не очень хотят писать у себя на сайтах заглавными буквами “мы бойкотируем российское кино”, но они вполне могут отдать львиную долю своего “эфира” украинским фильмам. Тогда для российского кино попросту не останется места. На мой взгляд, это будет прекрасный результат».

Съемки фильма «Редакция»

Денис Иванов: «Моя миссия и миссия коллег, занимающихся бойкотом или паузой в продвижении российского кино до победы Украины, заключается в том, что кино — это культурная дипломатия и оно не существует вне государственного финансирования или олигархов, связанных с этим государством. У нас есть простая и прозрачная позиция: мы против того, чтобы на кинофестивалях показывали российские фильмы, профинансированные министерством культуры РФ или олигархами путинского режима. К сожалению, это абсолютное большинство российских лент, и их задача состоит в том, чтобы поддерживать государственные интересы РФ. Кроме того, это большая имиджевая история. В конкурсах соревнуются не фильмы режиссеров, а фильмы стран. И нам кажется антиморальным показывать российское кино на международных фестивалях в то время, когда Россия совершает военные преступления на нашей территории.

Среди методов бойкота российского кино: открытые письма, материалы в медиа, личные диалоги с людьми, принимающими решения, а также коммуникация с разными группами, которые лоббируют украинское кино».

Поддержка Украины на международной арене 

Обсуждение поддержки бойкота имеет мировой масштаб. Украинское киносообщество борется за продвижение украинского контента и запрет российского на международных фестивалях и в кругах профессиональных сообществ.

Так, к инициативе присоединилась Европейская киноакадемия, поддержавшая Украинскую киноакадемию в бойкоте российских фильмов. Об этом сообщили на Facebook-странице Госкино.

Кадр из фильма «Снаружи»

«Академия решительно осуждает войну, начатую Россией, — суверенитет и территорию Украины следует уважать. Действия Путина жестоки и абсолютно неприемлемы, и мы их решительно осуждаем... Мы полностью осознаем, что несколько наших членов воюют против агрессора», — говорится в заявлении ЕКА.

К тому же в Европейской киноакадемии заявили, что исключают российские фильмы из Европейской кинопремии.

Однако не все международные эксперты в сфере кино сходятся во мнении о запрете российского кино.

Ирина Цилык: «Последние 8 лет мне и моим коллегам пришлось многое выступать перед международными аудиториями. Раньше я даже не сознавала, сколько пользы приносит эта культурная дипломатия. Был разный опыт. Большинство европейских стран на самом деле ничего о нас не знали, приходилось буквально по пальцам объяснять очевидные для нас и непонятные для них вещи. Сейчас весь мир, по крайней мере, знает, кто такие украинцы. Но впереди все равно много работы, нужно объяснять, что между Украиной и Россией не просто конфликт, а многовековая история империи, которая стремилась уничтожить украинскую идентичность на всех уровнях. Поэтому украинские голоса должны быть услышаны на международных платформах. Мы должны говорить о себе сами и не разрешать другим делать это за нас.

Отказываясь от участия в фестивалях, мы лишаем мировые площадки присутствия украинцев, которые могли бы донести правду и высказаться».

Кадр из фильма «Камень. Ножницы. Граната»

Дарья Бассель: «Многие иностранные режиссеры, продюсеры, продакшн-компании и ассоциации с самого начала войны активно нам помогают. Я работаю с чешскими и немецкими кинематографистами — непосредственно по нашей инициативе DOCU/HELP на базе фестиваля Docudays UA в партнерстве с TABOR production.

Сейчас мы с ними вместе думаем о том, чтобы открыть open call на стипендии для тех работников кино, которые остались и работают в Украине».

Денис Иванов: «Нам повезло, что очень много европейских кинематографистов поддерживают Украину и проявляют солидарность с нами. Они волонтерят, помогают амуницией, оборудованием для оказавшихся на фронте украинских кинематографистов.

Если говорить о реакциях коллег, то они очень разные. РФ имеет достаточно разветвленную сеть агентов влияния. Многие члены жюри, отвечающие за отбор фильмов на территории Польши, Украины, стран Балтии и не только, — в большинстве своем россияне, и это не просто россияне, а носители имперского дискурса. И эта ситуация абсолютно вопиющая. Мы сталкиваемся с яростным сопротивлением, особенно в странах, которые очень важны в дипломатическом ключе для России, — это Франция и Германия».

Ирина Цилык: «Меня становится неприятно, когда иностранные коллеги пытаются искать пути примирения между нами и называют русских и украинцев братскими народами. Им очень хочется сводить нас в одном общем пространстве, дискуссиях, фестивалях, конкурсах. На мой взгляд, это совершенно неуместно сейчас. Война должна быть закончена. Россия должна признать свою вину и выплатить репарации. И только тогда можно начать осмысливать возможность определенных форм диалогов».

Ирина Цилык

Наши коллеги видят, как украинское кино стремительно развивается, становится конкурентноспособным. Мы снимаем фильмы, конкурирующие с мировым, европейским кино. Конечно, есть и досадные моменты. Например, от Украины сейчас ждут фильмы о войне, о ее жертвах, страданиях, травмах, а вот обычные истории об украинцах их интересуют меньше. Мы становимся заложниками определенного запроса и образа страны-жертвы. В любом случае приятно, что украинское кино все более и более уверенно становится на ноги, хотя перед нами стоят непростые задачи.

Иностранные коллеги также немного растеряны. Бойкотировать российское кино — это очень сильное решение, и они часто к этому не готовы и ищут адекватные, по их мнению, варианты, и это непонятно для нас.

Мы часто обижаемся на нечувствительность наших иностранных коллег, а с другой стороны, отбрасывая эмоции в сторону, понимаешь, что они тоже сейчас в поиске и не всегда знают, как поступить».

Украина на Каннском кинофестивале

Дарья Бассель: «Кроме участия в программе Producers Network я еще вместе с коллегами из TABOR production буду представлять наш фильм "Видение бабочки" Максима Наконечного. Я была одной из продюсеров этой ленты. В этом году она принимает участие в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля.

Кроме того, на рыночных презентациях я буду представлять вместе с Романом Бондарчуком и Дарьей Аверченко наш новый фильм "Редакция". В прошлом году мы сняли его в Херсоне и области, а когда началась война, у нас был процесс монтажа. Сейчас ищем дополнительное финансирование, чтобы завершить работу.

Также у меня есть несколько документальных проектов, для которых я ищу партнеров».

Дарья Бассель

Денис Иванов: «В программе Producers Network я буду представлять два проекта: "Кай" Олега Сенцова, который уже находится на этапе финансирования, чтобы Олег, когда вернется с армейской службы, мог сразу приступить к съемкам. Также я являюсь сопродюсером проекта Наталки Ворожбит под названием "Демоны". Из-за войны фильм не удалось полностью завершить, поэтому в Каннах мы также будем искать партнеров, чтобы понять, как закончить работу над ним за пределами Украины, а также договориться о постпродакшене».

Ирина Цилык: «В Каннах я представляю фильм "Rock. Paper. Grenade" ("Я и Феликс"). Это экранизация украинского романа, который написал мой муж, известный писатель Артем Чех. Сначала мне хотелось отойти от темы войны, но это невозможно сейчас. Этот роман и фильм рассказывают о периоде 90-х, когда империя пала, и все мы, а особенно наши родители, были растеряны и надломлены. Главной же линией фильма является дружба главного героя, подростка, с ветераном Афганской войны».

Кадр из фильма «Камень. Ножницы. Граната»

Как изменится украинское кино после войны?

Дарья Бассель: «Я призываю всех сфокусироваться прежде всего на позитивном развитии украинского кино. Поддерживайте украинское, смотрите легально онлайн, ходите на украинское кино, рассказывайте вашим иностранным друзьям об украинских фильмах, читайте украинских кинокритиков.

Есть прогнозы, что в Украине кино не будет финансироваться несколько лет. Если такое произойдет, это отбросит развитие украинского кинематографа на 5-10 лет назад. До войны мы были на довольно хороших позициях. Результат сейчас могут видеть все: два украинских фильма в Каннах. Думаю, что и на Венецианском кинофестивале и других крупных фестивалях в этом году также будет много украинских премьер. Это результат работы многих людей за последние 3-5 лет. Соответственно, если отрасль останется без финансирования, будет отток кадров, люди начнут либо уезжать за границу, либо работать в других областях.

Больше всего меня пугает, что мы рискуем потерять субъектность и превратиться в сервис, который будет обслуживать иностранные съемки, но не будет иметь собственного ресурса для создания уникального культурного продукта».

Съемки фильма «Редакция»

Денис Иванов: Сейчас украинское кино находится под большой угрозой. Из-за остановки государственного финансирования у украинских кинематографистов есть реальный риск остановить свою деятельность на год или два. Поэтому мы сейчас делаем все возможное, чтобы работа продолжалась, чтобы сохранить украинское кино, которое расцвело за последние 8 лет».

Ирина Целик: «Воздержание от потребления российского культурного продукта и в определенной степени бойкотирования должно помочь тому, чтобы мы избавились от оптики, из которой привыкли видеть мир и себя самих. Мы до сих пор имеем постколониальный синдром, и, к сожалению, шлейф этих травм тянется за нами. Эта ужасная война, как мы видим, меняет отношение общества к русской культуре. Сейчас у нас очень много работы в международном пространстве, ведь многие наши коллеги почти ничего не знают о сугубо украинской культуре. Поэтому, кроме собственно представления наших новых фильмов, книг и т.д., приходится постоянно рассказывать, объяснять, почему мы не часть русского культурного пространства и т.д.

Я думаю, что украинское кино во время войны и после нее ожидает очередная волна подъема документального кино. Производство игровых лент парализовано, а документалистика может и должна расправить плечи и зафиксировать то, что происходит со всеми нами сейчас».

Съемки фильма «Редакция»


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы