Слактивисты: кто это и как понять, что вы один из них?

В вопросах слактивизма разбиралась Лена Сатарова 

Предлагаю мысленный эксперимент. Представьте себе два мира. В одном не осталось ни одного активиста. Люди не то чтобы полностью довольны своей жизнью, но и не готовы устраивать флешмобы на фейсбуке, акции по сбору денег для нуждающихся, ходить на митинги, поддерживать мирные революции и протесты. Во втором мире каждый стал активистом. Придумывает свой хештег, проводит свою акцию, зазывает людей в свою кучку на митинге. Только зазывать некого: пассивных граждан, готовых примкнуть к процессии, не осталось. Все на баррикадах. Каждый на своей. В каком из этих двух миров вам хотелось бы жить больше? Мне, например, ни в одном. Но риторика, с которой людей обвиняют в слактивизме, обычно ведется именно так. Либо ты на острие действия, либо нигде. Третьего не дано.

Во избежание путаницы в головах давайте сразу определимся с терминами. Слактивизм (от слов slacker — бездельник и activism) — уничижительный термин, который подразумевает действия, не требующие усилий. То есть человек предпринимает эти действия в поддержку какого-нибудь острого вопроса, скорее всего, чтобы получить удовольствие от своего благородства или от участия в тусовке, чем для настоящего решения проблемы. Яркий пример: лайки и перепосты резонансных статей и волонтерских кличей, за которыми не следует никаких реальных поступков. Ну или самые минимальные. Слактивистов часто называют диванными активистами, хотя эти два понятия не синонимичны. Диванный активист, в отличие от слактивиста, — это критик и теоретик, который и не пытается предпринимать какие-то действия для достижения feel-good-эффекта. Его задача — разнос публичных личностей и организаций в духе «ой, да чем вы там занимаетесь, люди все равно голодают».

Самая неприятная черта диванных активистов — лицемерие. Они будто бы обладают сакральными знаниями, как действительно изменить мир к лучшему, но почему-то никогда не применяют их на практике. Наконец, тролли: злостные, часто проплаченные критики, чья цель — испортить репутацию личности или организации и настолько запутать обывателя, чтобы он отчаялся отличить черное от белого. Агрессивное отношение к троллям возникает само собой. Если люди нарочно валят хорошую идею, это уже информационная война, и отвечать на нее тоже стоит военными методами. Но есть ли смысл бороться со слактивизмом или, напротив, попытаться извлечь из него пользу? Если человек хочет доставить себе положительные эмоции «малой кровью», почему бы не дать ему эту возможность?

Эго go!
В одной из серий «Друзей» Фиби и Джоуи спорят об альтруизме. Фиби считает, что помогать другим — акт альтруизма и бескорыстия, который не приносит дарителю никаких бонусов. Джоуи настаивает, что это чистый эгоизм, и напоминает Фиби, как она стала суррогатной матерью для своих племянников. «Когда ты рожала детей для своего брата, ты ведь чувствовала удовлетворение? В этом и заключается твой эгоизм!» Фиби возмущена самой мыслью о том, что она поступала эгоистично. Но так ли плох эгоизм? Действительно ли слактивист должен стесняться того, что приобщается к какому-либо проекту, лишь чтобы потешить свое эго?

Тимо Айраксинен, финский писатель и профессор кафедры практической философии, видит пользу в таком утилитарном подходе к «поглаживанию» своего самолюбия: «Если браться за избранные и важные проекты, эго будет ассоциировать себя с ними и расти. За счет проектов эго получает возможность говорить о себе больше и громче, чем указывает на свою значимость». И дальше с финской прямотой автор сражает пассажем: «Жизнь обычного человека абсолютно не имеет смысла. Не важно, как он живет и умирает. Но смириться с этим могут только люди в глубокой депрессии. Человеку необходимо придавать своей жизни смысл, взращивая свое эго, иначе ей грозит смерть». Так что не важно, по какой внутренней причине вам хочется проявить участие. Из-за эмпатии, страха оказаться на месте пострадавшего или только чтобы почувствовать себя хорошим. Главное — проявляйте.

Восстание масс
Народная мудрость гласит: один в поле не воин. Чтобы проекты самоотверженных одиночек работали, нужна массовость. Нужны люди, которым в принципе все равно, но почему бы и нет? Те самые, которым просто приятно ощущать причастность к правому делу. Короче, нужны слактивисты. Чтобы обратиться к президенту с запросом, на который он обязан отреагировать, инициируемая энтузиастом петиция должна набрать как минимум 25 тысяч голосов. При сборе денег на аппарат, спасающий жизни недоношенных деток, каждые 50 гривен имеют значение. А чтобы обратить внимание на проблему с вывесками в городе, иногда достаточно магической силы лайков и шейров. 

Мелочь? Может быть, но ведь работает! За счет слактивистов, заметим. Другой вопрос — как заинтересовать слактивиста настолько, чтобы он захотел сделать чуть больше, чем только перепост. Профессиональные активисты давно поняли, что слактивизм — не порок, а подарок, если научиться правильно с ним обращаться. И что тексты и сообщения в назидательном стиле не работают. Влада Миколюк, под руководством которой биржа благотворительности «Добродій» собрала более 8 миллионов гривен для больных детей и помощи пенсионерам, рассказывает: «Когда человек ощущает, что нащупал идею, за которую готов бороться, проходит три условных этапа. На первом он всегда впадает в осуждающий фанатизм. Это когда ты не только охвачен идеей и делаешь все на максимуме, забывая про сон и личную жизнь, но еще и страшно осуждаешь всех, кто вне идеи. На этом этапе вегетарианцы в ресторане могут нарочито громко прокомментировать чей-то заказ как «трупоедство», сторонники ЗОЖ на дне рождения друга высокомерно и с сожалением смотрят на пьющих, хотя только месяц назад покончили с жестким алкоголизмом, а волонтеры истерично заполняют все пространство вокруг себя фотками умирающих детей, неэкипированных бойцов, хромых собак с множественными восклицательными знаками, капслоками и подтекстами: «Ты бездушный ублюдок! Тебе не стыдно, что ты здоровый/защищенный и не можешь пожертвовать 50 гривен?!!»

Если с пути фанатизма не уйти в человеконенавистничество, социопатию и затворничество, окруженное «единственно добрыми в мире существами — кошками, бойцами и больными детьми», то через год-два наступает новый этап: привлечение окружения в социальную миссию через радость. На этом этапе вегетарианцы устраивают для своих друзей-мясоедов сногсшибательные овощные обеды, ЗОЖевцы — шумные вечеринки со шпинатными коктейлями, а волонтеры собирают детям помощь на светских тусовках, престижных аукци- онах и модных показах. На третьем этапе все эти активисты становятся законом и властью, и их миссия уже распространяется не как вопль, праздник или исключение, а как норма.

Так вот, на каждом из этапов у социалки свой спич. Поначалу мы использовали методы с под- текстами угроз: «Боец в одних шлепках на последнем издыхании защищает твой город, и если прямо сейчас не пожертвуешь, враг ворвется в твой город и дом!»; манипуляции на вопросе жизни и смерти: «Вот онкобольной ребенок, а ведь такое может произойти с каждым, да и с тобой! Так что окажи немедленно помощь, чтобы «застраховаться»!» Сказать честно, такие методы настолько уничтожают внутренние ресурсы, что потом хочется бежать от самого слова «благотворительность».

Сегодня все изменилось. Мы каждый месяц развлекаем весь город то на джазовых концертах, то на встречах со знаменитостями, то на спектаклях или на лужайке с вином. Наши тексты тоже поменялись от «Ты виноват, что он умирает» до «Дружище, смотри, какой симпатичный малыш, а может, есть возможность оставить «чашку кофе» ему в помощь?» Но самый главный посыл всех сообщений — «Посмотрите на этого героя! Сегодня он реализовал целый проект помощи для детской больницы!» Мы безустанно и публично благодарим даже за самые скромные пожертвования, тем самым намекая: вот кто настоящий герой, будь как он.

Лайфхаки профессионального активиста от волонтера проекта Samosad Руслана Хаврюты

1. Пишите обращения на 1551.gov.ua — Контактный центр города Киева. Хоть и медленно, но все же действует!

2. Не пренебрегайте фейсбуком. Часто единственный способ реально повлиять на проблему — выйти на руководителя районной администрации через соцсети и обсудить решение вопросов с ним напрямую. Потому что на более низких уровнях, куда вы должны были бы обратиться, вас игнорируют. У коммунальщиков часто отсутствует рабочая вертикаль, поэтому, бывает, лифт начинают ремонтировать только после звонка главы районной администрации.
3. Многие проблемы в городе возникают не из-за коммунальных служб, а из-за бизнеса и частных лиц, которые ведут себя недостойно. Это не коммунальщики завешивают город рекламой или засоряют подъезды. В первом случае важно привлекать внимание к проблеме, тегать виновных, требовать отозвать рекламу. Во втором — подойти и заставить убрать за собой, а если надо, вызвать милицию.

Нарушить тишину
К сожалению или счастью, далеко не каждый из нас ощущает в себе амбиции отдаться благотворительности, жертвуя сном и личной жизнью даже на первичном этапе. Как быть в таком случае? Есть ли золотая середина между тем, чтобы пассивно ставить лайки или переквалифицироваться в профессионального общественника? Попробуйте начать с того, чтобы… услышать собственный голос. Ощутить его вес и ценность, способность передавать во внешний мир внутренние ощущения, защищать вас от хамства и грубого обращения со стороны окружающих.

Слово, возможность открыто заявлять о своих взглядах — пожалуй, самое мощное оружие активизма, с которого начинались массовые социальные протесты вроде Женского марша против Трампа и революции вроде Майдана. Критики слактивизма часто упускают из виду тот факт, что во многих тоталитарных и посттоталитарных странах аватарка, прямо заявляющая о твоей социальной позиции, — это уже практически революция. Даже в демократических странах флешмобы, в которых вдруг массово выплескиваются наружу скопившиеся внутри  страхи, оказывают своеобразный терапевтический эффект. Вспомнить хотя бы волну камингаутов, которую поднял флешмоб #ЯНеБоюсяСказати.

Почувствовать, что вы не одиноки в своих страхах и борьбе — это дорогого стоит. Следующим шагом на пути к выражению собственной позиции могут стать предметы-символы. Розовые береты на Женском марше против Трампа появились неслучайно. Это мощное визуальное заявление помогло активистам быть более заметными, к тому же создало ощущение сопричастности людей с похожими взглядами по всему миру, даже если физически они не могли присутствовать на марше. Казалось бы, надеть шапку — много смелости не требуется. Но когда весь Нью-Йорк в один день «розовеет» — согласитесь, это выглядит внушительно. Есть много примеров, когда личный протест через дизайн перерастает в бизнес. К примеру, моя знакомая Саша продает украшение из шерсти в форме женской вагины на Etsy. Ее работы пользуются большим спросом среди феминисток в Штатах. Но впервые идея создать брошь-вагину возникла у Саши как личный протест. Во время обучения в Художественной академии один из преподавателей разозлил Сашу, высказавшись в том духе, что женские половые органы «грязные» и являются «проклятием дочерей Евы». На следующий день Саша пришла на лекции с брошью в виде вагины, тем самым дав понять горе-сексисту, что думает о его заявлениях. Подружки сразу попросили такие броши и для себя. Идея вызвала волну позитивных откликов, после чего Саша приняла решение открыть небольшой онлайн-магазинчик Woolloom.

Как еще приобщиться к общественным процессам, не становясь профессиональным активистом:

1. Не бойтесь пользоваться услугой BankID — это не сложнее, чем нажать кнопку «войти через фейсбук». Это позволит не только инициировать и подписывать петиции, но и получать административные услуги онлайн.

2. Время от времени заглядывайте на краудфандинговые платфор- мы и поддерживайте интересные проекты. Делитесь информацией на своей странице в соцсетях, но добавляйте к ней несколько искренних слов от себя. Без общих пафосных фраз. Просто напишите, как этот проект сделает счастливее лично вас. Искренность рулит!

3. Заведите привычку раз в полгода сдавать кровь на донорство. С противопоказаниями и рекомендациями перед процедурой можно ознакомиться на donor.ua.

4. Говорите о том, что вас волнует. И не только в соцсетях, но и в реальной жизни. Просите книгу жалоб, не стесняйтесь вызывать милицию, если почувствуете малейшую опасность. Тегайте в фейсбуке компании, которые повели себя недобросовестно, и вызывайте их на разговор.

5. Не поддерживайте психологическое насилие. Для этого в любой компании и при любых обстоятельствах помните: вы имеете право на свое мнение, даже если оно идет вразрез с «линией партии».


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали