Оказалось, что четырех-пятилетние дети лучше относились к тем своим сверстникам, которые оставались верны своей проигрывающей команде во время спортивного матча, даже когда им предлагали перейти в команду победителей.
К таким выводам пришла психолог Антония Миш (Antonia Misch) из Лейпцигского института эволюционной антропологии имени Макса Планка (Германия). Вместе с коллегами они провела эксперимент, чтобы проверить, готовы ли маленькие дети идти на жертвы, чтобы сохранить верность своей группе. Для участия в исследовании они пригласили 48 четырехлетних детей и столько же пятилетних, при этом в каждой возрастной группе мальчиков и девочек было поровну.
Для начала каждого ребенка «знакомили» с четырьмя куклами-марионетками. Затем экспериментатор доставал из коробки желтые и зеленые шарфы, с их помощью самого ребенка и двух марионеток назначали в «команду» одного цвета (желтую или зеленую), а еще двух марионеток – в другую «команду». Затем исследователь предлагал ребенку выйти из комнаты, якобы для того, чтобы помочь ему что-то найти. По возвращении ребенок обнаруживал, что две куклы (из своей или же чужой команды) «прячут» книгу. При этом марионетки «говорили» ребенку, что спрятанная книга – секрет, и «просили» никому о ней не рассказывать. Через некоторое время появлялась пятая марионетка, не принадлежавшая ни одной из команд (без цветного шарфа), и «говорила», что ей известно, что в комнате спрятан секрет. Чтобы ребенок выдал тайну, кукла пыталась «подкупить» его наклейками.
Похожие материалы:
Оказалось, что дети гораздо чаще хранили секрет, когда их просили об этом «свои» куклы. 75% из них сохраняли верность своей группе, и лишь 48% хранили секрет «чужих» кукол. Разница наблюдалась в обеих возрастных группах, хотя среди четырехлетних была минимальной. Предположительно, именно в период с 4 до 5 лет дети начинают по-настоящему понимать,что значит быть членом группы и хранить ей верность.
Как заявляют авторы, их эксперимент продемонстрировал явную готовность детей приносить собственные интересы в жертву ради социальной группы, к которой они принадлежат. Примечательно, что в данном случае дети проявляли преданность по отношению к весьма условной «группе», в которую их впервые включили лишь несколько минут назад. Исследователи полагают, что в реальных группах преданность детей выражается еще ярче.
По материалу psychologies.ru