Что такое digital-одежда и в чем ее феномен?

Fashion-индустрия неразрывно связана с инновационными технологиями, и диджитал-одежда очередной раз доказывает это. Что такое цифровая мода, зачем она нужна и какую роль в ее развитии играет сегодня Украина? 

Анастасия Белоус

fashion-редактор ELLE Ukraine

Помните компьютерную игру The Sims, где можно строить дома, выращивать питомцев, создавать целые семьи, а затем вершить их судьбами? Одним из первых этапов этой игры всегда был процесс «рождения» каждого героя, когда все продумывалось до мельчайших деталей: от цвета кожи, формы носа и подбородка до прически и, разумеется, одежды. А теперь представьте, что в контексте одежды участником подобной игры становитесь именно вы. Вообразите, как на вас точно так же, при помощи мышки и клавиатуры (или теперь уже смартфона), можно примерить любой лук из виртуальной гардеробной. На первый взгляд, звучит неправдоподобно, но не торопитесь с выводами.

Отныне в нашей жизни появилась еще и диджитал-одежда.

Эти вещи нельзя пощупать, а ткани невозможно ощутить на теле. Зато их легко примерить онлайн за доли секунды, чтобы затем отправиться на вечеринку или в отпуск, меняя наряды по нескольку раз: инновационные 3D-технологии позволяют переодевать человека по фотографии сколько угодно. 

Образы из коллекции Neo-Ex, Carlings

О цифровой моде мы, украинцы, узнали совсем недавно, хотя появилась она не вчера. Еще в ноябре 2018 года норвежская марка Carlings выпустила лимитированную диджитал-коллекцию под названием Neo-Ex. В нее вошло 19 образов. Все эти вещи можно было приобрести на сайте бренда по цене от 10 до 35 долларов за единицу, и большинство модных инсайдеров незамедлительно обзавелись «обновками». Еще одно имя, напрямую связанное с этим fashion-сегментом, — амстердамский проект The Fabricant. В отличие от Carlings его можно назвать цифровым модным Домом, специализирующимся на разработке исключительно 3D-одежды. На его счету несколько коллекций, диджитал-линия из денима, сотрудничество с Tommy Hilfiger, но самым мощным их проявлением на сегодняшний день стало создание первой в истории цифровой кутюрной коллекции и, как следствие, введение в обиход нового термина — диджитал-кутюр. Стоит зайти на сайт проекта, чтобы увидеть это собственными глазами: на первой же странице The Fabricant вы увидите кадр с девушкой в цифровом платье, которое было продано за рекордные для виртуального модного мира 9500 долларов. Такая цифра весьма впечатляет, хотя и наталкивает на размышления о целесообразности покупки. Зачем вообще нужна виртуальная одежда? — спросите вы. Основная ее задача заключается в том, чтобы закрыть вопрос покупки одежды ради фото. Сегодня наша реальность такова, что чем глубже мы ныряем в соцмедиа, тем больше контента вынуждены генерировать. Для нового наполнения, как правило, требуется новая одежда, которую приобретают лишь ради одной фотографии, а это противоречит современным принципам устойчивого развития. Разумеется, опция носить цифровую одежду неспособна решить глобальную проблему избыточного потребления, но сократить число бесполезных покупок она точно поможет.  

Цифровое платье The Fabricant

Именно такую цель ставят перед собой украинки Дарья Шаповалова и Наталья Моденова, основавшие первый в мире виртуальный мультибренд Dress-X, — онлайн-магазин, в ассортименте которого вы найдете только цифровые вещи. Дарья и Наталья уже достаточно давно обосновались в Калифорнии, где тесно общаются со стартапами и сотрудниками корпораций Кремниевой долины. С 2019 года девушки занимаются изучением инструментов дополненной реальности. На их счету — шоурум More Dash, а также серия pop-up stores в Лос-Анджелесе, где можно было не просто приобрести одежду, но и создать профессиональный модный контент. Основательницы Dress-X называют его диджитал-гибридом своих предыдущих проектов. «Мы хотим перевести в диджитал ту одежду, которая должна существовать исключительно для контента. Если вкратце, ежегодно модная индустрия изготавливает более ста миллиардов единиц одежды, три-пять из которых попадают на свалку в течение года, а на производство одной мужской футболки расходуется 6,5 кг CO2. Тем временем виртуальная мода позволяет сократить выбросы на 95% и не требует расходов на содержание и утилизацию одежды. Мы хотим модернизировать процесс так, чтобы инфлюэнсеры и те, кто покупают изделия лишь для фото или особого случая, переходили от fast fashion к более устойчивому потреблению», — говорит  Дарья Шаповалова. 

Дарья Шаповалова в цифровой одежде

На сайте Dress-X сегодня представлены как 3D-дизайнеры, так и успешные бренды, которые ранее не занимались диджитал-одеждой. Один из примеров — украинский Paskal. «Именно Dress-X подтолкнули нас к разработке диджитал-одежды. До этого у нас не было партнера, с которым можно было бы воплотить такую идею. На самом деле мы давно планировали о нечто подобное. Лично я впервые задумалась о виртуальном показе несколько лет назад, но с технической точки зрения это казалось чем-то очень сложным и затратным. Я всегда восхищалась тем, как технологии развиваются и интегрируются в нашу повседневную жизнь, — то, что десять лет назад казалось невозможным, сейчас мы используем каждый день. Я считаю технологичность и новаторство неотъемлемы ми элементами ДНК бренда Paskal, поэтому на предложение стать частью проекта Dress-X мы откликнулись не раздумывая», — признаётся дизайнер Юлия Паскаль. Сейчас на Dress-X представлены традиционные платья Paskal, у которых есть физические аналоги, однако в будущем Юлия планирует создавать также исключительно цифровые вещи. «Мне нравится тот факт, что разработка виртуальной одежды имеет высокий уровень свободы творческого самовыражения. Рабочих инструментов и материалов гораздо больше, и как дизайнер ты не скован, например, свойствами ткани». Помимо Paskal на сайте Dress-X доступны бренды, которые самостоятельно разрабатывают 3D-коллекции, — например, Alena Akhmadullina или Регина Турбина и ее Ophelica. 

Digital-платье Paskal

Процедура покупки понравившейся вещи довольно проста. Клиент попадает на сайт и выбирает интересующую его модель, затем переходит в раздел оформления заказа, прикрепляет или оставляет ссылку на фото, оплачивает покупку картой и в течение 1–5 дней получает результат на почту, указанную при заказе. Таким образом легко планировать всевозможный фотоконтент или, например, отправиться в отпуск с полупустым чемоданом, но чуть ли не каждый день обновлять свой аккаунт в инстаграме фотографиями в разных образах. Кстати, по словам основательниц Dress-X, путешественники — одна из целевых групп проекта. «Мы не ограничиваем свою аудиторию, но понимаем, что в первую очередь цифровая одежда будет актуальна для нескольких категорий людей. Первая — так называемые микроинфлюэнсеры, и к ним мы относим абсолютно всех, кто публикует что-либо в соцсетях раз в неделю или чаще. Там они делятся полезным контентом, общаются с другими людьми, документируют свою жизнь — одним словом, «выходят в свет» в соцсетях, и для этого им нужны наряды. Вторая категория — путешественники, а третья — клиенты, которым небезразлично будущее планеты и те негативные явления, которые уже произошли вследствие чрезмерного производства, потребления и роста уровня отходов модной индустрии», — говорит Наталья Моденова.  

Наталья Моденова в цифровой одежде

Феномен диджитал-одежды доказывает, что в итоге наши действия все больше сводятся к жизни ради контента. Отчасти так оно и есть, а уж принимать этот факт или нет — личное дело каждого. Очевидно только, что игнорировать  такое развитие уж точно не получится. Да и зачем? Ведь инновации всегда вызывают всеобщий интерес, ну а самое лучшее у нас еще впереди.

Коллажи: Анастасия Гончар

 


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Ювелірний дім SOVA презентує святкову колекцію прикрас, натхнену...


Читайте також
Популярні матеріали