«ГЛАВНОЕ ― ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ДЛЯ СЕБЯ, ЧТО...

«ЗАБУДЬТЕ ПРО ВЫГОРАНИЕ И НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ НА...

«НЕ ГОВОРИТЕ О СВОИХ ПЛАНАХ ЛЮДЯМ, УДИВЛЯЙТЕ ИХ...

ЗА КУЛИСАМИ МОДНОГО ПОКАЗА BEVZA FW 19-20 НА NEW...

В СЕТИ ОБСУЖДАЮТ СХОДСТВО ПОМОЛВОЧНЫХ КОЛЕЦ...

«Многие не хотят уходить после спектакля и просят остаться подольше», — о первом иммерсивном тестре в Украине

В Киеве презентовали первую коллаборацию театра и библиотеки — спектакль-променад Dialogy. Что это такое и зачем каждому стоит увидеть это своими глазами, нам рассказала режиссер Полина Бараниченко

Рейтинг статьи / 0
3 5 4

ELLE: Расскажите для тех, кто не знает, что такое иммерсивный театр?

Полина Бараниченко: Иммерсивный, от английского слова immersive — создающий эффект присутствия, погружения. В подобных театральных формах зритель меняет свою роль с созерцателя на участника. В таком театре он не смотрит спектакль, он в нем участвует, получая особый эмоциональный опыт. Зритель не может оставаться равнодушным, потому что действие происходит не перед ним, а с ним и внутри его.

ELLE: Откуда появилась идея сделать что-то подобное в Украине? 

Полина Бараниченко: Это была большая мечта нашей команды! Создавать театральные проекты с высокой степенью эмоциональности, чтоб они могли производить не только художественный эффект, а имели бы прикладную, действенную форму в сознании зрителя. Чтобы зритель имел возможность жить внутри спектакля, а не отстранённо созерцать в зоне безопасности зрительного зала. Поиски нашей команды привели к жанру site specific, который осваивает не театральные пространства, а выводит зрителя за границы театра и себя. Я посмотрела порядка 15 спектаклей подобного формата в Европе и задалась вопросом: почему же такого нет у нас? В скором времени я поняла почему.

Это очень сложные и долгосрочные постановки, требующие больших вложений и совершенно нового подхода к режиссуре.

ELLE: Не страшно ли было, что у нас не примут такой жанр? 

Полина Бараниченко: Один мой коллега сказал чудесную вещь: «Я веду диалог только со своим спектаклем, пока я его создаю, когда в зал приходит зритель — это уже его история и его отношения со спектаклем, я не вступаю в разговор со зрителем...» Поэтому мы не боялись, что не примут его. Нам было важно, чтоб зритель сумел почувствовать и прожить свою историю. Мы всего лишь повод для этого погружения.

ELLE: Почему была выбрана локацией именно библиотека? 

Полина Бараниченко: Когда мы поняли, что наш формат — это театр вне театра, я начала фантазировать и мечтать какое бы пространство в городе хотела бы превратить в театральное. И библиотека показалась мне идеальным! Это место очень атмосферное и невероятно удобное для погружения в себя, это территория молчания и тишины, это тонны слов на книжных полках и невероятная концентрация сюжетов и судеб героев разных книг.

ELLE: Трудно ли с ними было договориться о сотрудничестве? 

Полина Бараниченко: Не просто. Ведь это действующее учреждение со своими правилами, графиков и большим коллективом. Но мы нашли библиотеку, которая была открыта к диалогу и к поискам нового. Мы постепенно пристраивались и принимали друг друга. 

ELLE: О чем именно спектакль «Диалоги»? 

Полина Бараниченко: О тебе, обо мне и про всех нас. О том, как порой важно остановить поток слов в нашей голове и прислушаться к себе. Об осознанном молчании и выборе в каждом мгновении жизни. О всех важных и незначительных событиях, которые формируют нашу судьбу такой, какой она есть. И об ошибках, которые являются только частью пути.

ELLE: Что было самым сложным в реализации? 

Полина Бараниченко: Самым сложным, как мне кажется, было собрать команду неравнодушных людей, которые смогли бы не просто выполнить задачу, а стать настоящими соавторами спектакля. Ведь высокоэмоциональный продукт важно делать с полной отдачей и с открытым сердцем. Нам удалось собрать такую команду. А ещё сложным для меня, как для режиссёра, было подарить значительную степень свободы каждому участнику процесса, чтоб позволить творчеству и личным историям каждого стать частью спектакля, а не моего замысла как такового.

ELLE: Зачем всем зрителям нужно сдавать телефоны перед началом спектакля? 

Полина Бараниченко: Во-первых, для того, чтоб отдохнуть и освободиться от бесконечного желания схватить его. Во-вторых, чтобы не отвлекаться на фото, а стараться запечатлеть происходящее в памяти и в сердце. В-третьих, это чисто технический аспект темного пространства, которое не терпит света экранов телефонов.

ELLE: Как зрители реагируют на все происходящее? 

Полина Бараниченко: По-разному, так как каждый смотрит свой спектакль и это удивительно. В большинстве своём зритель хочет помолчать. Многие не хотят уходить из библиотеки и просят остаться подольше. Многие пишут нам о своих чувствах потом, но едино одно — каждый говорит о себе, а не о спектакле! И это бесценно! 

ELLE: Где кроме Киева планируете еще провести этот спектакль?

Полина Бараниченко: Мы сыграем три спектакля в Одессе и это будут совсем другие «Диалоги». В принципе каждый город Украины и Европы, который имеет красивую, старинную библиотеку может принять у себя «Диалоги». Будем надеяться, что спектакль обретёт долгую и разнообразную жизнь.