Кабаре умниц: феномен международного успеха Dakh Daughters

В середине мая девушки из фрик-кабаре Dakh Daughters отправились в масштабный гастрольный тур: Франция, Австрия, Германия, Бразилия... Валентина Клименко встретилась с участницами проекта в Украине, чтобы разгадать их феномен

На вопрос, что такое Dakh Daughters, правильный ответ найдет скорее среднестатистический француз, чем среднестатистический украинец. Может быть, дело тут в наличии у группы французского агента, а может, в силе мечты. Ане Никитиной с детства нравилось французское кабаре — посмотрев, как в спектакле «Школа нетеатрального искусства» ее коллеги читают Чарльза Буковски и аккомпанируют себе на музыкальных инструментах, она сказала: «Давайте сделаем группу в духе кабаре и выступим во Франции». Теперь Dakh Daughters гастролируют во Франции несколько раз в год, по стране их сопровождает группа фанатов, а после аншлага в культовом парижском Le Trianon, где выступали Карла Бруни, Radiohead и все главные артисты мира, им предложили стать лицом известной французской компании. «После концерта в Le Trianon моя дочь была в полном восторге: зал переполнен молодежью, люди аплодировали стоя — Dakh Daughters пользуются во Франции большим успехом, — говорит исполнительный директор Французского института в Украине Матье Арден. — И DakhaBrakha тоже. У вас есть много талантов, нужно их пропагандировать».

Мне повезло — я была на самом первом концерте группы в декабре 2012 года. Это не было похоже ни на что, виденное ранее: девушки с выбеленными лицами и красными губами, в белых платьицах играли странную музыку, наподобие импровизационной — то выкрикивали в зал «Заповіт» Тараса Шевченко, то манерно-кокетливо затягивали эмигрантский шансон про дочь камергера и фею из бара, то панковали, смешивая сонет Шекспира с украинской народной песней. Они были неприлично свободными и заразительно прекрасными. Впрочем, если бы не международные дружбы Влада Троицкого, директора театра «Дах», в недрах которого и родились Dakh Daughters, быть им на родине богинями андеграунда до потери энтузиазма. Но атташе по культуре, приглашенные Владом на тот первый концерт, журналисты и промоутеры свое дело сделали, и после первых же выступлений группы за границей иностранцам стало понятно, что из Восточной Европы повеял свежий ветер.

Dakh Daughters стоит на театральном фундаменте. Нина Гаренецкая, Соломия Мельник, Таня Гаврилюк, Анна Никитина, Наташа Зозуль, Наталка Галаневич, Руслана Хазипова — воспитанницы театра «Дах», где Влад Троицкий научил их главным вещам. Первое: артист всегда должен знать, что он хочет сказать публике, а если его высказывание будет искренним, он может влиять на людей с помощью искусства. Второе: артист должен быть универсальным солдатом, уметь расставлять стулья перед спектаклем, накладывать грим, гладить костюмы, играть на музыкальных инструментах, петь. Иначе независимый экспериментальный театр не выживает.

Есть такое модное слово серендипити, обозначающее инстинктивную, интуитивную прозорливость, на нем сейчас строятся самые удачные открытия, форматы и бизнесы. В Dakh Daughters семь талантливых девушек, представляете их общий индекс серендипности? Они объединили музыку, театр, литературу, моду, фолк, рок, панк, французский, английский, украинский, русский языки, вербатим — интуитивно, опираясь только на вкус. «Во-первых, интуиция — важная вещь, особенно для женщины. Во-вторых, мы не отгораживаемся от реальной жизни, которая нас окружает, и все настоящие ощущения переносим в свое искусство, — размышляет Соломия Мельник. — Не искусство ради искусства, а наполненное настоящими чувствами и жизненным опытом. Артист должен видеть во всем толчок к художественным акциям, только так он может глобально высказаться — реагируя на то, что происходит в быту, в социальной жизни, в политике. Конечно, искусство существует не только для развлечения и красоты, оно может быть и болезненным, и трагическим, и смешным — таким, как жизнь каждого человека».

«Хорошо было бы начать такой проект в пятнадцать лет — подумала я однажды, и поняла, что в пятнадцать он был бы невозможен, потому что это не просто женская сексуальная молодая энергия, но еще и интеллектуальная красота, красота мысли, иронии, которых не может быть в пятнадцать, — улыбается Наталка Галаневич. — Для такого проекта нужен багаж опыта — театрального, семейного, человеческого. Мне кажется, со временем мы, как хорошее вино, будем становиться только лучше».

В их жизни есть революции, модные съемки, путешествия, глянцевые журналы, дети, бойфренды, спектакли, сайд-проекты (кстати, о сайд-проектах: Нины Гаренецкой на съемке не было — она в туре с DakhaBrakha). «Влад учил нас быть личностями, — улыбается Руслана Хазипова. — Иметь вкус к жизни, еде, одежде, музыке, дизайну, идти в ногу со временем, ответственно относиться к своим мыслям — жить осознанно». Каждая личность привносит в группу свой темперамент, любимую музыку, литературу, форму, вкус. «У нас есть две схемы работы с материалом, — рассказывает о кухне проекта Таня Гаврилюк. — Есть авторские песни или авторские идеи, когда концепт номера придумал один человек. Например, когда мы репетировали «Антигону», Наташа Зозуль переписала тексты собственным поэтическим языком — они сразу зазвучали по-другому. Таким образом в нашем репертуаре появилось несколько композиций с текстами Зо, музыку мы сочинили совместно. Я взяла концептуальные тексты, которые меня особенно трогают, написала музыкальную «рыбу» и принесла девочкам — так получились композиции «Дорогая» на тексты Бродского и Oh, God Чарльза Буковски, которые я пою. Другая схема — коллективное творчество. Каждый приходит и говорит: у меня вот такая мысль, такой фрагмент текста или музыкальная фраза, и мы все вместе объединяем их, дорабатываем концептуально. Есть Влад Троицкий, наш арт-директор, который все выслушивает, додумывает, советует — и обычно в 99,9% из 100 он прав». Соломия Мельник умеет органично закомпоновать украинский фольклор, филолог Наталка Галаневич внедряет украинскую поэзию — Семенко, Шевченко, Жадана, Андруховича, мечтает добавить в репертуар тексты поэтов 1920-х годов Майка Йогансена и Гео Шкурупия и шестидесятника Николая Винграновского. Таня Гаврилюк сравнивает Dakh Daughters с героем мультсериала «Вольтрон: Защитник Вселенной»: там несколько роботов складывались в одного суперкрутого робота-спасателя. «Вот это и есть команда — каждый самодостаточный герой, у каждого есть свое место и задача, и как команда они функционируют в миллион раз круче, чем по отдельности».

На том первом концерте в «Дахе» в зрительном зале сидела и Лилия Пустовит, а в этом году дизайнер пригласила группу стать лицом рекламной кампании коллекции весна — лето 2016 «Де МаМа». «Мы выбрали Dakh Daughters, потому что они отличаются не только невероятной энергией и экстравагантностью, но и острым восприятием своей социальной роли и направленности», — говорит Лилия. Вместе с командой «Даха» девушки прошли две революции. Во время Помаранчевой они были студентками, смотрели на происходящее через призму красоты и молодости — жили дома у Влада Троицкого рядом с Крещатиком и все время проводили акции и перформансы. В Майдане тоже принимали активное участие — и пели, и волонтерили. «Кроме ужасов и смертей, это был большой фестиваль свободы, а свобода и есть главная ценность человечества», — говорит Соломия.

Раньше в кабаре девушки в нижнем белье развлекали мужчин, теперь же за легкой театральной формой стоит серьезный литературный и философский пласт. У артисток даже есть ответ на вопрос о своей миссии: представлять Украину не как несчастную жертву, а как страну, которая умеет делать качественный музыкальный продукт, красивую, смелую, инновационную и открытую, готовую двигаться вперед, которой есть что сказать миру. А красота проповедует эффективнее. Они сами себя назначили «культурными дипломатами» и справляются с этим заданием на отлично. Наташа Зозуль считает, что в песнях важна правда: «В музыке полно симулякров, ты слушаешь ее — и вроде бы все нормально, ничего страшного. Но если в произведении есть правда, что-то настоящее, искреннее, это сразу все чувствуют — и дети, и старики, и мужчины, и женщины. Не важно, на каком языке ты поешь и понимают ли люди слова — они воспринимают это на другом, тонком уровне. Я так чувствую Нину Симон, например».

Фрик-кабаре Dakh Daughters существует три с половиной года. Если вначале девушки брали интересные композиции и делали каверы в своем стиле, теперь они стараются создавать оригинальный, авторский контент. «Поскольку мы делаем новое искусство, это нормально — творить нечто такое, чего не было в мире до тебя», — говорит Таня. «Мы стали более ответственными, серьезнее готовимся, больше репетируем», — добавляет Соломия, которую в группе называют «вчителька Соля». «Ты уже не можешь петь все, что вздумается — не из-за табу или запретов: выработался определенный стиль, и некоторые твои песни не подходят не потому, что они плохие, а потому что — не сюда», — объясняет Наташа Зозуль. У них нет табу и рамок, если не считать вкуса и стиля. В апреле «дочери «Даха» записали половину будущего альбома, на август запланирован еще один сет в студии, а пока они сделают так называемый пре-диск — в мае большой тур (Франция, Австрия, Германия, Бразилия), а поклонники хотят купить диск на память после концерта. «Мы скорее DVD-группа, чем CD, — говорит Руся Хазипова. — Шоу играет большую роль в наших выступлениях, поэтому мы серьезно работали над адаптацией песен, много репетировали, оттачивали музыкальную и вокальную подачу». На прошлом «Гогольфесте» Dakh Daughters показали новую программу — фантазию на тему «Алиса в Стране чудес». «Очень хочется поработать над ней, — говорит Аня Никитина. — И вообще, у меня появились новые мечты: хочется получить «Оскар» и чтобы Тарантино написал для нас сценарий».


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали