Tы, наверное, думаешь, что я помешана на японской еде», — смеется она, потому что мы снова встречаемся в японском ресторане. На самом деле Джамале здесь удобно назначать встречи — недалеко от дома, где уже собран чемодан в дорогу. Завтра она вылетает в Роттердам на любимый фестиваль North Sea Jazz («Мечтаю увидеться со Стиви Уандером, он так редко куда-то выбирается!»), сразу после этого — Одесский международный кинофестиваль. «Моя первая красная дорожка в качестве актрисы! Волнуюсь страшно, шью свое первое золотое платье у Анны Октябрь…» — заметно, что она нервничает, но о периоде съемок рассказывает охотно. Например, о том, что главную женскую роль в фильме «Поводырь», выходящем на экраны осенью, она получила благодаря… своему каре. Конечно, не только благодаря ему, но все началось именно со строгой стрижки в стиле 30-х, которую заметил режиссер Олесь Санин. «После проб он принес мое фото художнику по костюмам и сказал: «Ольга должна выглядеть так». Ее героиня Ольга живет в Харькове 1932 года, поет джаз на английском и разбивает сердца мужчинам. Статус звезды и влиятельный муж обеспечивают ей относительную безопасность в дни голодомора и репрессий, но за это приходится дорого платить. Под маской неприступной примадонны лишь в редкие минуты проступает лицо живого человека. Роль непростая даже для профессионала, и Джамала, постигавшая азы мастерства прямо на площадке, не скрывает, что боевое крещение прошло со слезами.
Похожие материалы:
«Срыв произошел в первый же день. Снимали сцену, в которой бюст Ольги лепит известный скульптор (его играл реальный харьковский скульптор Сейфаддин Гурбанов). Начали в пять утра, три часа я сидела без движения, позируя Гурбанову, наконец приступили к съемкам: первый дубль, второй, десятый… Думаю: «Это провал, ну какая из меня актриса!» Ком к горлу подкатывает, но держусь, не плачу. Дуб-ли продолжаются. В какой-то момент я молча встала и ушла с площадки. Вокруг все замерли. А я забежала в какую-то гримерную и разревелась. Рыдаю и думаю: «Теперь Даша будет меня ругать за то, что грим потек». Спасать дебютантку отправился режиссер. Отыскал ее в гримерке и строго наказал, чтобы больше ничего подобного он не слышал — не важно, десятый снимается дубль или пятидесятый. «Да ты знаешь, сколько дублей было у N в фильме Х?!» — и он стал перечислять мне профессиональных актрис, объясняя, что это абсолютно нормально, никто не снимает с первой хлопушки. Помогло», — выдыхает Джамала.
Кино началось для нее, когда она перестала играть.
В какой-то момент Джамала поняла, что чтение учебников по актерскому мастерству только мешает ей, уводя в сторону театра. «Люди долгие годы этому учатся, а я пришла в кино, ничего о нем не зная, нужно было срочно найти что-то свое». И тогда она стала изобретать собственные приемы. Это был опасный метод: ключевая сцена лишила ее сна на четверо суток. «По сюжету Ольга узнает о смерти близкого человека, но должна пережить эту трагедию внутри себя. И ее реакцию — от каменного лица до истерики — мы снимали раз шесть, чтобы получить план сбоку, сзади, спереди, для партнера… Сняли, но какой ценой! Я долго накручивала себя, представляя, что у меня действительно умер близкий человек, что сейчас 32-й год, люди гибнут от голода, я знаю об этом, но молчу… — когда она рассказывает, в ее глазах опять блестят слезы. — В итоге так переволновалась, что не спала две ночи перед съемкой и две ночи после. «Что мне делать с твоими синяками под глазами?» — кричал оператор Михальчук».
Похожие материалы:
Читайте также: Джамала – о безответной любви, рок-н-ролле и тайном увлечении
А когда волнение, слезы на площадке и бессонные ночи остались позади, она поняла: кино позволяет быть собой, как ни одно другое искусство. И по-настоящему полюбила быть актрисой. Конечно, повлияли и те, кто был рядом. Особенно Джамала благодарна оператору Сергею Михальчуку, разглядевшему в ней актрису еще задолго до «Поводыря», во время съемок клипа Smile. «Я верю в тебя, ты должна играть в драматическом кино», — сказал он мне тогда. И вот мы встретились на съемочной площадке. «Ну, я же тебе говорил! Ты просто Вера Холодная!» — воскликнул Михальчук. И всегда, чувствуя, что я сомневаюсь или боюсь, он поднимал мне самооценку: «У тебя красивые плечи! Какая шея!» Это было не только приятно, но и очень нужно мне. Когда хвалят голос, я сама могу адекватно оценить, насколько хорошо выступила, но на территории кино мне, конечно, не хватало уверенности». Переходим к обсуждению режиссера, и я замечаю, что Санина называют непростым человеком. «Скажем так, я от него не получала, — смеется Джамала. — Но я понимаю, о чем говорят: он требовательный. Хотя всегда по делу». Она просит обязательно написать о ее партнерах по съемочной площадке: «Каждый дал мне что-то важное: и Александр Кобзарь, и Антон, который сыграл мальчика-поводыря. Мы заряжали друг друга своей энергией». Не можем мы не поговорить и о Джеффе Баррелле, британском актере, с которым у Джамалы состоялся первый кинопоцелуй. «Мы уже приступили к съемкам, как Санин вдруг завел разговор: «Меня в Голливуде упрекают: у тебя такая яркая актриса, почему же ни одной постельной сцены нет?» Я уже напряглась, а Санин продолжает: «Но я ответил, что откровенная сцена с такой актрисой сместила бы акцент с основной темы, а ведь она у нас серьезная: расстрел кобзарей». Поэтому в сценарий вошел только поцелуй. На нас сбежалась смотреть вся съемочная группа, я страшно стеснялась, краснела. Джефф — а он опытный актер, в период «Поводыря» параллельно снимался у Ларса фон Триера в «Нимфоманке» — посмотрел на меня удивленно: «Ты что, в первый раз целуешься?» Я ответила: «Если честно, так — да». Тем не менее сцена с поцелуем не только удалась, но и помогла исполнителям сдружиться. Теперь Баррелл увлеченно слушает музыку Джамалы, а она охотно обращается к нему за профессиональными советами. Значит ли это, что ее карьера актрисы продолжается? «Да, я бы очень хотела! — у нее загораются глаза. — И даже было уже несколько сценариев... Например, меня звали в ремейк «Кавказской пленницы», но, прочитав несколько страниц, я поняла: это не мое. Все-таки хочется еще немного побыть в драме. Но есть один сценарий, в который я действительно влюбилась, — фильм про Сергея Рахманинова. Мне предложили сыграть его жену Наталью. Я активно готовилась к пробам, выучила роль, наверное, за сутки — так она мне понравилась. Но сейчас работа над проектом зависла: на уровне студий решается, кто будет его снимать...»
Похожие материалы:
Джамала поправляет прядь волос, и я обращаю внимание на ее сегодняшнюю укладку: каре осталось в прошлом, для нашей ретросъемки длинные локоны уложили «холодной волной». «Тебе комфортно было в стиле 30-х?» — спрашиваю про период съемок. «Мне понравился подход режиссера к деталям: никаких стилизованных вещей, только оригиналы того времени. Помню, как художник по костюмам Галина Отенко, с которой я очень подружилась, старательно выкладывала мне воротники, вышивала пальто, находила какие-то невероятные боа, сумочку 20-х годов из настоящего серебра… Я даже кое-что забрала с собой из «Поводыря» — она протягивает руку с круглыми, слегка заостренными ногтями. — Такую форму ногтей тогда носили и покрывали их неблестящими лаками. Но знаешь, что важно? Чтобы зритель, придя на фильм, ни в коем случае не думал, что сейчас встретится с Гэтсби. Не могло быть всего этого шика, блеска и бурлеска в Харькове 32-го года!».
События, о которых идет речь в фильме, она воспринимает очень серьезно, и этого же ждет от зрителей: «Не случись со мной «Поводыря», возможно, я не оглянулась бы назад, в 32-й год. Страшно, когда люди живут как растения. Они не знают музыки 50-х, кино 70-х, моды 90-х, им это неинтересно. Так нельзя. «Поводырь» добавил знаний в мою шкатулку, которую я, надеюсь, не перестану пополнять никогда».
Именно на съемочной площадке «Поводыря» она написала пронизывающую печальной красотой песню «Чому» («Правда, сама написала? Ты очень крутая!» — признал Андрей Хлывнюк из «Бумбокса», чем она очень гордится). «Говорят, эта песня грустная. Но в ней есть надежда, — считает певица. — Как и в фильме. Как и во всем, что мы делаем, должна быть надежда. Я уже достала всех своим позитивным мышлением, да? Но я умею грустить, вы услышите это в новых песнях на EP (мини-альбом. — Н. П.), который выйдет осенью. И все равно я ищу путь к чему-то светлому».
Прощаясь, желаю «Поводырю» счастливой фестивальной судьбы. «Дай бог, чтобы все получилось, чтобы фильм номинировали на «Оскар», — соглашается Джамала. — Хочется, чтобы все сложилось, и вовсе не потому, что я там сыграла. Если скажут: Джамала — никудышная актриса, я, наверное, расстроюсь. Но гораздо важнее, чтобы сказали: хорошее кино. Что я его не испортила. Может, даже помогла».