Спустя три года после выхода альбома MOZAЇKA группа ONUKA выпускает KOLIR — третий полноформатный альбом. В KOLIR вошли десять треков, три из которых уже хорошо знакомы слушателям: лиричный и интимный сингл СЕАНС, посвященный страхам; смелый, энергичный трек XASHI с сильными социальным посланиями и современная веснянка ZENIT. Большая часть композиций в новом альбоме была создана в 2020–2021 годах, во время пандемии.
KOLIR открывает новый этап в дискографии группы. Это самый интимный и откровенный альбом, во многом навеянный событиями из личной жизни лидера группы Наты Жижченко: в 2020 году Ната и саунд-продюсер группы Евгений Филатов впервые стали родителями.
«В музыкальном смысле этот альбом — симбиоз между первой, классической пластинкой ONUKA и более электронным релизом VIDLIK. Мне кажется, этот альбом действительно приобрел цвет. Он звучит так, как я «звучу» и ощущаю себя сейчас: иногда бываю жесткой, боевой, а иногда — нежной мамой, которая поет колыбельную. В новом альбоме нет треков ни о пандемии, ни о войне, ни об экологии — об этом мы уже многое сказали своей музыкой. Локдаун дал возможность больше сосредоточиться на собственном внутреннем мире и писать о личном», — говорит Ната Жижченко.
Похожие материалы:
В новом альбоме впервые за восьмилетнюю историю ONUKA записан дуэт — композиция UYAVY была создана совместно с группой «ДахаБраха». Коллаборация двух главных этно-групп страны — большое событие и удовольствие для поклонников. Первое взаимодействие ONUKA и «ДахиБрахи» случилось в 2019 году. UYAVY — динамичный и наполненный дикой энергией трек, в котором сходится самобытный колорит «ДахиБрахи» и почти танцевальное звучание ONUKA.
«Честно говоря, я не очень люблю дуэты. Мне нравится, когда артист работает в своем ключе, а в дуэте часто кто-то теряет свою идентичность. Но наш трек с группой «ДахаБраха» мне очень нравится. Марко поет про обыденность жизни, девушки — о несчастной любви, а мой посыл — о мире, в котором нет бед. Все движется по кругу, и, какие бы ни были проблемы, завтра наступит новый день», — поделилась своими впечатлениями Ната Жижченко о работе с группой «ДахаБраха»:
Еще один сюрприз — композиция SON. Она была написана братом Наты, музыкантом Александром Жижченко, 20 лет назад. А сейчас ONUKA записала ее в сопровождении народных инструментов, которые придали лиричному треку масштабное и одновременно тонкое звучание.
Похожие материалы:
В новом альбоме немало социальных посланий, без которых невозможно представить творчество ONUKA. Так, трек GUMA посвящен равнодушию общества по отношению к людям с ограниченными возможностями. Этой композицией, в основу которой лег звук входа в метрополитен, записанный для незрячих, на станции метро «Славутич» в Киеве, ONUKA хочет продемонстрировать незащищенность этого слоя населения в нашей стране. «Не слышу, не вижу, не говорю» — три действия в лейтмотиве GUMA как нельзя лучше описывают реалии, в которых мы живем, — полные безразличия, рассеянности и апатии. Особенно они касаются людей с ограниченными возможностями, больше других страдающих от этой индифферентности.
«Даже не знаю, что хуже: равнодушие или характерная для нашего времени фейсбучная вовлеченность во все, на самом деле довольно фейковая. У каждого из нас столько проблем, что вовлекаться по-настоящему, испытывать глубокую эмпатию сложно. Нет ни одной семьи в Украине, которая не столкнулась бы с болезнью, горем, которая не пострадала бы от войны. Я уверена: чтобы помогать другим и быть неравнодушным, нужна большая отвага», — говорит певица.
Похожие материалы:
По словам Наты Жижченко, ее любимый трек в альбоме — TY. Текст Ната написала сразу после рождения сына, ну а история создания музыки — почти этнографический детектив.
«В прошлом году мне в руки попали десять вполне реальных старинных украинских свистулек возрастом более века — детских музыкальных инструментов, сделанных из глины, — рассказывает Ната. — По предложению Музея истории Киева я озвучила их для тематической выставки. Интересно, что, несмотря на вид и почтенный возраст, пять из них заиграли очень чисто и ясно. Но на этом история не закончилась. На одной из свистулек каким-то чудом удалось сыграть мелодию, которая, уже с аккомпанементом, напомнила мне произведения Тараса Петриненко. Музыканта, которого я бесконечно ценю и уважаю. Артиста, чья музыка сопровождала меня в детстве на эскалаторах киевского метрополитена. И вот этой мелодии с отголоском эстрады 80-х мы с Женей решили попробовать придать современную форму.
Похожие материалы:
Сочетание этих трех элементов — эстрады прошлого века, свистулек позапрошлого и стимпанковского звучания QСhord — и для меня, и для Жени стало реальным экзаменом, который хотелось сдать. В конце концов, это единственный трек, на котором можно услышать музыкальную игрушку, кем-то потерянную когда-то давно на территории Киевской области — и найденную в наши дни!»
Финал альбома — яркая точка, которая также станет сюрпризом для слушателей. Сингл с почти мистическим и очень личным названием «23.42» — колыбельная, которая в исполнении Наты звучит нежно, откровенно, почти как признание. Многие из нас не раз слышали традиционную украинскую колыбельную «Ой ходить сон коло вікон», но в интерпретации Наты эта народная песня представлена неожиданно современно.
«“Ой ходить сон коло вікон” — моя любимая колыбельная. Недавно я записала ее дома в электронной лоу-фай-версии. «В качестве аккомпанемента там звучит мой любимый старенький омникорд. Мы подумали, что будет логичным закрыть этот альбом именно колыбельной, которая фактически стала саундтреком моего года. Для меня это символично».