ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО ОМКФ-2018

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТАИЛАНДУ С ДИЗАЙНЕРОМ КРИСТИНОЙ...

ЛЕТО В СТИЛЕ 90Х: 4 ВЫХОДА ЭМИЛИ РАТАКОВСКИ...

ЧЕЙ СТИЛЬ КОПИРУЕТ МЕЛАНИЯ ТРАМП? 8 ВЕСКИХ УЛИК...

ТОП-5 УВЛАЖНЯЮЩИХ МАСОК, ЗА КОТОРЫЕ КОЖА СКАЖЕТ...

Что смотреть на ОМКФ

15-го июля в Одессе стартует VII-й по счету ОМКФ. ELLE встретился с Викторией Тигипко, что бы поговорить о том, что ждет нас в рамках фестивальной программы на этот раз.

Теги:

Вскоре пройдет седьмой по счету ОМКФ. За это время одни вещи в плане организации стало делать легче, другие — сложнее. Как обстоят дела сегодня?

Конечно, сегодня все по-другому. Каждый новый фестиваль – это результат тяжелой работы, которую мы проводим с 2010 года. Я не скажу, что в самом начале пути нам совсем никто не верил. Имидж и энтузиазм команды особых сомнений ни у кого не вызывали –ни тогда, ни тем более сейчас. Правда, одни задавались вопросом, как долго останется ОМКФ в Одессе, а другие предполагали, что фестиваль все равно переедет в Киев. По-видимому, срабатывала ассоциация с «Золотым Дюком»: он в свое время громко о себе заявил, но потом очень быстро сошел со сцены. Сегодня, как говорят представители нашего верного и надежного партнера «ТАСкомбанк», «ребенок уже пошел в школу». Одесский кинофестиваль вырос в большое мероприятие, которое живет, развивается, увеличивает свою аудиторию – зрителей, последователей, симпатиков, партнеров. Мы, как пионеры, активно двигаемся вперед: ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед и только все вместе! Мы снова вернулись в Оперный театр. Не буду рассказывать, насколько организационно сложно показывать кино в зале, совершенно не приспособленном для него, но в плане имиджа это очень красивая история. В этом году на ОМКФ будет показано 114 фильмов из 36 стран и 5 континентов (Азия, Европа, Северная и Южная Америка). Из них 37 короткометражных и 77 полнометражных. Самый короткий – одна минута, самый длинный – 162. Три экспериментальных фильма, шесть ТВ-сериалов, 17 анимационных фильмов, 18 документальных картин, 70 художественных.

В свое время мы сравнивали государственные дотации, которые выделяются для больших фестивалей в Европе и Америке, с теми, что получает ОМКФ. Это совершенно несопоставимые цифры. У них три миллиона долларов, а в Украине - 150 тысяч. Что-то изменилось сегодня?

Приятно, что с самого первого года ОМКФ желание помогать было у всех. Созрел запрос на проведение яркого масштабного мероприятия в правильном месте, в Одессе – ведь у нее своя большая киноистория. Уверена, ни один фестиваль не может похвастать таким калейдоскопом перемен, ярких событий и решенных сложностей, которые выпали нам. И тем не менее нам везде дают зеленый свет. Хорошо, что у властей есть понимание, что на культуре нельзя экономить – эмоционально, морально или финансово. Мы всегда выражаем огромную благодарность властям Одессы и области, а также Госкино, которые помогают нам. Это и контакты, и помощь в решении самых неожиданных ситуаций, неизбежных при организации такого большого мероприятия, как наше. Конечно, выделяют и финансирование, но оно никогда не покроет затрат фестиваля. Объемы государственной поддержки ежегодно варьируются, но, в целом не превышают 15% от нашего бюджета. Американские и европейские фестивали тоже получают господдержку лишь частично – правда, несравнимо больше, примерно 50% от общего бюджета и выше. Иногда она доходит даже до 70%. Мы же работаем при содействии партнеров, которых в этом году более ста. Все, что мы получаем, полностью вкладываем в развитие фестиваля, в поддержку того уровня, которого нам удалось достичь за семь лет работы.

В одном из интервью вы говорили, что стремитесь войти в топ-тройку фестивалей Восточной Европы.

На сегодняшний день Одесский кинофестиваль – один из самых крупных в Восточной Европе. Наша ежегодная аудитория насчитывает 120 тысяч зрительских посещений. Среди самых ярких событий – киноперформанс на Потемкинской лестнице в сопровождении симфонического оркестра, собирающий около 15 тысяч человек. Мы гордимся тем, что фестивалю удалось занять прочное место на мировой кинокарте: в этом году заявки на участие в фестивале прислали 75 стран мира, что составляет треть от их общего количества. Представляете, треть мира считает важным участие в Одесском кинофестивале! Нам очень повезло с выбором города. Одесса – европейская жемчужина, большой портовый центр со своей аурой и богатой историей, его невозможно сравнить с каким-либо другим городом в Европе. Добавьте к этому голливудских знаменитостей с одесскими корнями – таких как Кирк Дуглас, Сильвестр Сталлоне, Леонардо Ди Каприо, – и вы оцените весь потенциал. У Дастина Хоффмана, например, бабушка из Одессы. Одессу неплохо знают в Голливуде и хотят к нам приезжать. Но нужно дождаться, пока ситуация стабилизируется, потому что именно это мешает везти звезд. Их агенты очень переживают. И если раньше они слышали «нет» от атташе по культуре, то теперь это «нет» от военного атташе. Территория нестабильна. Иногда нас спасает сарафанное радио – те, кто уже был у нас на фестивале, с удовольствием рекомендуют ОМКФ своим друзьям. Так, благодаря рекомендациям Стивена Фрирза, который приезжал в 2014-м, главой жюри в этом году станет Кристофер Хэмптон – оскароносный сценарист, член Британского Королевского литературного общества, командор ордена Британской империи и обладатель наград фестивалей класса А.

Изначальная концепция ОМКФ, арт-мейнстрим, остается в силе или же будет корректироваться? В сторону арт-хауса или наоборот – более доступных зрителю фильмов?

Идея арт-мейнстрима – интеллектуального кино, которое интересно широкой аудитории – нам очень нравится. Она понятная и правильная, соответствует запросу нашего зрителя. Пожалуй, это лучшая концепция, которая может быть в формате зрительского фестиваля. В то же время мы не устаем экспериментировать. Все новое, что есть, мы пропускаем через фильтры нашей команды и партнеров. Мы смотрим на то, чем живут страны со всех континентов. В этом году наш фестиваль посвящен комедиям разного плана – больше артовым, чем арт-мейнстримовым. Будут представлены и обычные комедии, и более сложные, специфические черные комедии. В любом из них есть уникальные моменты, посылы и смыслы, которые люди наверняка запомнят и будут обсуждать. В международной конкурсной программе фестиваля также впервые будет показан хоррор-мюзикл – польская картина «Дочери дансинга». Также мы открыли новую программу – конкурс европейского документального кино, в котором представлены шесть лучших мировых кинолент. Кстати, в этот конкурс вошла и украинская картина, «Холодный Яр. Интро» Алины Горловой.

Сколько фильмов вы лично просматриваете, путешествуя по фестивалям? Какова средняя статистика отбора работ при подготовке ОМКФ?

Лично я посещаю только крупные фестивали и форумы. Но наша отборочная комиссия проводит колоссальную работу: у нас много агентов по всему миру, которые отсматривают для нас фильмы. В этом году мы получили заявок по международной программе на 50% больше, чем в прошлом, а для национального конкурса – на 60%. Помимо международного и национального конкурсов мы также представим неплохую программу в формате «Фестиваль фестивалей»: покажем лучшее от мировых кинофорумов – фильм-победитель последнего Берлинского кинофестиваля «Море в огне» Джанфранко Рози; картину «Я, Дэниел Блейк», удостоенную Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля-2016 (ее презентует зрителям ОМКФ продюсер и член жюри Международной конкурсной программы Ребекка О’Брайен). А еще у нас впервые появится сериальная секция – наш привет HBO! Сериалы теперь стали важной частью большого кино. Думаю, всем известен феномен «Игры престолов», которая буквально приковала к экрану зрителей по всему миру. Да что там говорить – сам Вуди Аллен снимает для Amazon. Учитывая количество сериалов, которое сейчас выпускается, в том числе и в Украине, мы просто не могли не отреагировать на ситуацию. Уже совсем скоро мы представим лучшие зарубежные и украинские сериалы – бельгийский триллер «Отель Beau Sejour», польскую политическую драму «Пакт», британско-французскую криминальную драму «Последние пантеры», а также украинскую детективную драму «Тройная защита» и многие другие. Смотреть сериалы в кино – невероятное ощущение! Я очень верю в потенциал именно этой программы, поскольку знаю, что Украина может создавать качественный контент в данном формате тоже. Мы активно работаем с нашими партнерами – MRM и каналом «Украина», мы открыты к сотрудничеству со всеми, кто задействован в поле сериальных съемок. Тем более это актуально ввиду большого дефицита в нашем телевизионном эфире. Пора начинать снимать и делать ставку на себя, на украинские таланты, тем более что они есть. Это шанс для отечественной киноиндустрии вообще, для молодых режиссеров и сценаристов. И конечно же, для наших актеров и актрис. К счастью, прошли времена, когда все первые роли были заняты российскими представителями, поэтому украинцам было сложно пробиться. Сегодня в отечественной киноиндустрии есть целая плеяда востребованных профессионалов. У них уже свои графики, райдеры. Появляются и новые специальности: агенты, промоутеры. Развивается целый сегмент. Можно сказать, у нас в этом смысле происходит своего рода момент возрождения.

В рамках VII ОМКФ впервые будет представлено европейское документальное кино. Слышали, что программный директор ОМКФ Антельм Видо делает большие ставки на этот жанр.

Год назад мы сделали своего рода тест-драйв: попробовали показать классное зрительское документальное кино. И остались очень довольны результатами. Этот формат уже превратился в настоящий тренд по всему миру. Я до сих пор под большим впечатлением от фильма «Море в огне», который смотрела на закрытии Берлинского кинофестиваля. Он завоевал «Золотого медведя» (кстати, этот фильм будет показан и в программах ОМКФ). Наверное, поэтому документальное кино теперь совершенно логично сформировалось у нас в отдельный конкурс со своим жюри и призами – победитель получит две тысячи евро. Кстати, увеличены и остальные призы: к примеру, обладатель Гран-при международной конкурсной программы составляет 10 тысяч евро. А еще мы сделали особый упор на бизнес-образовательную программу. На фестивале впервые состоится Business Club – мероприятие, во время которого ведущие визионеры из разных сфер, в том числе и кино, поделятся своим уникальным опытом и вдохновляющими идеями. Один из лекторов OIFF Business Club – Джанин Ведель, всемирно известный антрополог, специалист в области международной политики и торговли, коррупции, приватизации, а также эксперт в вопросах социального взаимодействия. Первый антрополог, которому присудили премию Грейвмайер за идеи, улучшившие мировой порядок. Еще одним спикером станет яркий представитель мировой киноиндустрии, профессионал и эксперт с уникальным опытом – Уберто Пазолини. Он начинал свою карьеру в качестве инвестиционного банкира, добился успеха и проработал в банковской отрасли 12 лет, однако позже решил связать свою жизнь с кино. Возможно, потому что кинематограф у него в крови, ведь он племянник знаменитого итальянского режиссера Лукино Висконти. После десяти лет работы в качестве помощника режиссера, линейного продюсера и вице-президента Columbia Pictures Уберто Пазолини стал независимым продюсером и основал Redwave Films в 1993 году. Он спродюсировал такие фильмы, как «Город хулиганов» с Винсентом Галло, «Мужской стриптиз» (премия BAFTA в категории «Лучший фильм», четыре номинации на «Оскар»), «Время цыган» Эмира Кустурицы, «Новое платье императора» с Иэном Холмом, «Милый друг» с Умой Турман, Кристиной Риччи и Робертом Паттинсоном (внеконкурсная программа 62-го Берлинского МКФ) и др. Также на ОМКФ уже второй год подряд пройдет Digital Media Day. Хотим поделиться опытом наших европейских коллег и рассказать о том, как правильно привлекать инвестиции для своих проектов. Ведь это можно делать в том числе и посредством социальных сетей. Только представьте: согласно статистике, на новые фильмы чаще всего деньги дают люди, которые знают тебя через твой социальный профиль. Плюс есть фонды, гранты, наконец, просто симпатики – через них также можно искать финансирование. Все инвесторы и партнеры в онлайне отслеживают съемочный процесс и видят, насколько ты надежен. Главное – выполнить поставленную задачу, выпустить продукт. Уверена, все услышанное на Digital Media Day здорово поможет и тем, кто только задумывается о развитии своей видеопродукции, и тем, кто уже добился определенных успехов в этой сфере.

Ну и, наконец, программа украинского кинематографа: как вы в целом оцениваете контент, который вам присылают? Прослеживается четкая тенденция: начинаешь вкладывать деньги и поддерживать – видишь результат.

Национальный конкурс в 2010 году практически невозможно было делать. Сегодня нам подали уже 300 фильмов. Из них мы отобрали пять полнометражных лент и 21 короткометражную. Если и дальше все будет так развиваться – появится господдержка, будут приняты законы, которые помогут сформировать новый подход к киноиндустрии – в следующем году у нас появится еще больше новых фильмов и, самое главное, новых имен. Хотя наше важнейшее достижение – это благодарный зритель с запросом на интеллектуальное кино.

Дневники ОМКФ: «Роковое искушение» Софии Копполы - в краю южной готики

Російська акторка Лія Ахеджакова стала спеціальним гостем ОМКФ

Дневники ОМКФ: «Хорошее время» – Паттинсон, которого мы заслужили

Загрузка...