Вчера были подведены итоги 66-го Берлинале — первого из «большой тройки» (Венеция — Канны — Берлин) самых статусных кинофестивалей европейского континента. Жюри основного конкурса во главе с величайшей актрисой наших дней Мерил Стрип приняло решение, на которое уже несколько дней указывало примерно все: Золотой медведь лучшему фильму Берлинале достался «Огню в море» Джанфранко Рози, документальной ленте на злободневную — и ожидаемо ставшую фестивальным лейтмотивом — тему беженцев.
Итальянскому документалисту не привыкать к громким победам: его предыдущая картина «Священная римская кольцевая» (об огибающей Рим автомагистрали) стала первым документальным фильмом, награжденным Золотым львом Венеции. Не прошло и трех лет, как Рози записал на свой счет исторический дубль: снятый в разгар европейского миграционного кризиса на Лампедузе, итальянском острове на полпути между севером Африки и Сицилией, «Огонь в море» оправдал статус фаворита Берлинале, в котором он находился со дня своей премьеры.
Похожие материалы:
По словам Мерил Стрип, фильм Рози «совместил политическое высказывание с искусством», а режиссер, получая Золотого медведя, вспомнил о тысячах беженцев, которым было не суждено пережить путешествие до Лампедузы, и поблагодарил организаторов фестиваля за включение документального кино в основной конкурс. В разные годы лучшими на Берлинале признавались такие фильмы, как «12 разгневанных мужчин», «Альфавиль», «Тонкая красная линия», «Магнолия», «Унесенные призраками» и «Развод Надера и Симин».
Полуофициальное «серебро» — Гран-при жюри — фестиваля получил босниец Данис Танович с драмой «Смерть в Сараево», а еще одного Серебряного медведя (он же — Приз Альфреда Бауэра за демонстрацию новых перспектив в области киноискусства) вручили восьмичасовой «Колыбельной скорбной тайне» филиппинца Лава Диаса. Призом за лучшую режиссуру наградили француженку Мию Хансен-Лев, чей фильм «Будущее» — на взгляд большинства, лучший в карьере режиссера — считался главным конкурентом «Огня в море».
Эта победа «Будущего» исключила из борьбы за Серебряного медведя лучшей актрисе его и без того титулованную звезду Изабель Юппер (правила Берлинале гласят, что фестивальное жюри не может отметить один и тот же фильм дважды), облегчив задачу датчанки Трине Дюрхольм из собравшей противоречивые отзывы трагикомедии «Коммуна». Наконец, соседний приз лучшему актеру достался тунисцу Мажиду Мастуре из драмы «Хеди», награжденной (другим фестивальным жюри) еще и за лучший дебют.
Похожие материалы:
Открывал 66-й Берлинский кинофестиваль 17-й фильм Итана и Джоэла Коэнов «Да здравствует Цезарь!» (с россыпью голливудских звезд во главе с Джорджем Клуни, чья задуманная братьями «трилогия идиотов» триумфально превратилась в тетралогию), а лучшую из приехавших в Берлин голливудских картин прессу собрал взятый в конкурсную программу «Специальный полуночный выпуск» Джеффа Николса. А вот как выглядит полный список лауреатов основного конкурса 66-го Берлинале:
Золотой медведь — «Огонь в море» Джанфранко Рози
Серебряный медведь (Гран-при жюри) — «Смерть в Сараево» Даниса Тановича
Серебряный медведь (Приз Альфреда Бауэра) — «Колыбельная скорбной тайне» Лава Диаса
Серебряный медведь за лучшую режиссуру — Миа Хансен-Лев, «Будущее»
Серебряный медведь за лучшую мужскую роль — Мажид Мастура, «Хеди»
Серебряный медведь за лучшую женскую роль — Трине Дюрхольм, «Коммуна»
Серебряный медведь за лучший сценарий — Томаш Василевский, «Соединенные штаты любви»
Похожие материалы:
Серебряный Медведь за выдающиеся достижения в области киноискусства — Марк Ли Пинбин, «Против течения» (операторская работа)
Лучший дебют — «Хеди» Мохамеда Бен Аттиа
По материалам elle.ru