«Убийство священного оленя»: забавные игры с широко закрытыми глазами

Осторожно: спойлеры!

Наверное, лишь ленивый не сравнит новый фильм Йоргоса Лантимоса с последней работой Стэнли Кубрика, и такая параллель напрашивается не только благодаря схожим образам Николь Кидман в обеих картинах. «Убийство священного оленя» и «С широко закрытыми глазами» рассказывают свои жестокие и слегка насмешливые истории с одинаково холодной интонацией, отстраняются от собственных героев и не дают зрителю погрузиться в сопереживание. Кубрик и Лантимос сами не очень-то симпатизируют персонажам и отчетливо транслируют на экране свой скепсис. Том Круз в «С широко закрытыми глазами» рыдает как нашкодивший мальчишка и обещает Николь Кидман, что расскажет все, будто надеясь получить прощение, которое на деле и вымаливать-то не у кого. Колин Фаррелл в «Убийстве священного оленя» ведет себя еще краше: упорно отрицает вину, пытается казнить посланца за дурные вести, а в финале прячется от решений за дурацкой шапкой.

Вполне возможно, что в обоих случаях короля делает свита. Оказавшись перед неизбежностью выбора, который будет стоить кому-то жизни, дети в фильме Лантимоса принимаются перекладывать друг на друга роль жертвы, а героиня Николь Кидман завоевывает титул «Мать года» фразой: мол, дорогой, нам логичнее прикончить ребенка, а там нового заведем. Инфантильный отец на этом фоне неожиданно получает прибавочную стоимость и начинает походить на героя античной трагедии. У Кубрика героиня той же Кидман и вовсе становится формальным катализатором всех бед: дразнит хвастливого мужа, раскрывая давние мысли об измене, что смущает и без того хрупкую психику персонажа Тома Круза и отправляет в рефлексивную одиссею между сексом и смертью. Короче, все хороши.

«Убийство священного оленя» также имеет немало общего с «Забавными играми» Михаэля Ханеке, еще одним фильмом, испытывающим на прочность этическую (и нервную) систему зрителя. Ханеке, впрочем, не разъединяет семью он представляет ее утилитарно-гомогенной, эдаким аналогом завтраков в пакетах три в одном  и настолько же бесполезной. Методы австрийца и грека разнятся, но в их основе лежит один и тот же принцип предопределенности. У Лантимоса его корни следует искать в греческой трагедии и в принципе рока: вспомните, как герои самых разных эпосов стенают в небеса, трепыхаются, но в итоге все же тащат агнца на заклание – как и было велено.

Ханеке же насмехается над жанровой системой – кинокритик Андрей Плахов метко назвал его «Забавные игры» антитриллером. Уже в самом начале режиссер демонстрирует зрительскую осведомленность, которая значительно выше осведомленности персонажей: герои фильма идиллически едут в загородный дом под классическую музыку, которая вдруг сменяется треком, вопящим о старом, добром ультранасилии. Но персонажи продолжают умиротворенно качать головами в такт прежней мелодии: многозначительное изменение произошло лишь для нас. Позже Ханеке и вовсе делает зрителей соучастниками: один из одновременно жутких и карикатурных маньяков то подмигивает прямо в камеру, то доверительно спрашивает сквозь четвертую стену: мол, вы ведь и сами не хотите, чтобы мы прекратили?

Апофеозом становится сцена, где прежде безвольная жертва хватает ружье и убивает одного из мучителей. Его напарник в ответ находит пульт от телевизора (красноречивый символ, правда?) и… отматывает события назад. Злодей жив, знает о грядущем бунте и с легкостью его предотвращает. Возможно, Ханеке здесь идет против правил триллера, но четко улавливает самую суть его духа. Обычно схема выглядит следующим образом: мы якобы даем согласие на любые экранные бесчинства антагониста, зная, что в итоге он будет наказан. Но что, если Ханеке прав, и на самом деле мы готовы мириться с морализаторскими финалами только в обмен на садистские преступления – чем изощреннее, тем лучше? Другими словами, будем ли мы скучать по хеппи-энду, если окажется, что именно он ответственен за наше чувство вины за полученное удовольствие?

Лантимос не напрасно цитирует Ханеке в кульминационной сцене, но за оммажами не забывает о собственной идее. Прежде чем забить священную корову семьи, режиссер показывает ее с самой несимпатичной стороны и в финале подводит мизантропический итог: око за око, надо жить дальше, маркируя память о практически ритуальном убийстве алым кетчупом, который словно шлет привет «Нам нужно поговорить о Кевине» Линн Рэмси. «Клык» и «Лобстер» наглядно продемонстрировали, насколько хорош Лантимос в иносказаниях. Говорит ли он в «Убийстве священного оленя» об очередном витке девальвации семейных ценностей или же этот вывод слишком бросается в глаза, чтобы обсуждать его всерьез? Ведь прелесть таких работ в том, что всегда есть другой вариант. Возможно, весь этот фильм – лишь затянувшаяся шутка о родителях, которые выбирают, кого из детей отправить в колледж. Метафора не хуже других, правда? Если вы уже смотрели «Убийство священного оленя», то знаете, как Лантимос любит метафоры.


Реклама

Популярні матеріали

Одна сумка, яку полюбили всі модниці цієї осені


Благодійні ініціативи до місяця обізнаності про рак молочної...


Що, як і коли їсти для схуднення без дієти?


Читайте також
Популярні матеріали