«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ»
Вдохновленная романами Жюля Верна, немая короткометражка Жоржа Мельеса (его в «Хранителе времени» Скорсезе сыграет сотню лет спустя сэр Бен Кингсли) — первый научно-фантастический фильм, доживший до наших дней, а кадр, в котором допотопный космический корабль приземляется на Луну, остается одним из самых хрестоматийных в истории кинематографа.
«2001 ГОД: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ»
Вне всякого сомнения, самый влиятельный из упоминаемых здесь фильмов, шедевр Стэнли Кубрика и через полвека после премьеры сражает наповал — если не революционными для своего времени визуальными эффектами, то глубиной режиссерского замысла и масштабом его амбиций. Самый умный из красивых и самый красивый из умных фильмов о космосе.
«СОЛЯРИС»
Награжденный Гран-при Канн и удостоившийся голливудского ремейка с Джорджем Клуни в роли Донатаса Баниониса, «Солярис» Андрея Тарковского — фильм, без раздумий променявший практически весь космос на психологическую драму (чем страшно рассердивший автора литературного первоисточника Станислава Лема), но все равно решительно неотразимый.
Похожие материалы:
«ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ЭПИЗОД 4 — НОВАЯ НАДЕЖДА»
Выходящий в декабре седьмой эпизод «Звездных войн» может стать первым фильмом, чьи суммарные сборы преодолеют отметку в три миллиарда долларов, ну а началось все именно с «Эпизода 4» — подружившей сразу несколько эпических жанров и произведшей революцию в области голливудских спецэффектов космической оперы Джорджа Лукаса.
«ЧУЖОЙ»
«Чужие» Джеймса Кэмерона — фильм, превосходящий величественный оригинал Ридли Скотта по многим параметрам, но таким страшным, как в «Чужом», космос не представал больше нигде. И дело не только в знаменитой сцене «рождения» Чужого или самом присутствии инопланетного монстра, а в здешних ритме и интонации — свойственным скорее фильмам ужасов, чем научной фантастике.
«ПАРНИ ЧТО НАДО»
Эту по сути производственную драму о жизни нескольких пилотов-испытателей, которым довелось стать первыми американцами в открытом космосе, снял по роману Тома Вулфа («Костры амбиций») Филип Кауфман («Невыносимая легкость бытия»). Результат — трехчасовая ода мужественности и стойкости, в которой юмора и поэзии ничуть не меньше, чем ура-патриотизма.
Похожие материалы:
«АПОЛЛОН 13»
Остросюжетная докудрама о титульной лунной миссии (парадоксальным образом ставшей одним из самых катастрофических и героических эпизодов в истории освоения космоса) не сказала ничего принципиально нового (разумеется, за вычетом вошедших в международный фольклор слов «Хьюстон, у нас проблема»), но была до того здорово сыграна, что тоже считается классикой.
«АРМАГЕДДОН»
Фильм-катастрофа Майкла Бэя классикой не считается, но его поклонники готовы защищать «Армагеддон» до потери пульса. Играющий подбородком Бен Аффлек, оседлавший ядерную боеголовку Стив Бусеми, плачущая Лив Тайлер и, конечно, дежурно спасающий планету Брюс Уиллис — против такой команды у проклятого астероида не было ни единого шанса.
«ГРАВИТАЦИЯ»
Заслуженно награжденная семью «Оскарами», включая статуэтку лучшему режиссеру, и одолевшая в мировом прокате Тора с Суперменом, «Гравитация» Альфонсо Куарона — это и чудо техники (на пару с «Аватаром» оправдывающее существование 3D), и актерский бенефис Сандры Буллок, и аж третья космическая одиссея Эда Харриса (у которого тут вокальное камео).
Похожие материалы:
«ИНТЕРСТЕЛЛАР»
Прошлогодняя махина Кристофера Нолана многим обязана и Кубрику, и Тарковскому, и «Парням что надо», и даже — хотя сам Нолан в этом ни за что не признается — «Армагеддону», но и оригинального в «Интерстелларе» более чем достаточно. Фильм, заслуживающий выпущенных по его адресу критических стрел — но достойный и многочисленных просмотров.