На все времена: история куклы Барби

ELLE — о кукле, которая давно уже больше чем просто игрушка

9 марта 1959 года мир впервые увидел Барби — куклу, изменившую впоследствии бизнес игрушек, стандарты красоты и мировозрение нескольких поколений детей. ELLE — о кукле, которая давно уже больше чем просто игрушка.

ПЕРВОЙ БЫЛА ЛИЛЛИ

Мама Барби — американка Рут Хэндлер. Мелкая чиновница Paramount Pictures, во второй половине 50-х Рут, которой на тот момент было сорок, вместе с мужем основала фирму Mattel. Изначально семейное предприятие было «заточено» на производство багетов для картин, но довольно быстро Хэндлеры поняли, что куда прибыльней делать куклы. Первое время Mattel выпускала по договору с Disney игрушки самых известных персонажей корпорации, но затем на рынок была выброшена Барби и жизнь Хэндеров изменилась. А вместе с ними и весь мир. Идея куклы-женщины не пришла в светлую голову Рут — она просто позаимствовала чужую работу. В самом начале своей бизнес-карьеры Хэндлер, отдыхая в Швейцарии, наткнулась на популярную в Европе куклу по имени Лилли. «Мы зашли в один из магазинов и я была покорена удивительным созданием с лицом и тело женщины», — вспоминала позже Рут Хэндлер. Вдохновленная, она купила несколько экземпляров, вернулась домой, хорошенько все взвесила, и отдала куклы своим дизайнерам — чтобы, так сказать, творчески развили чужие идеи. Рут не давала покоя мысль о том, что потребитель, дети, ждут кукол новой формации — имитирующих облик взрослых людей.

ШОК И БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ

На доработку Лилли, которая в оригинале, согласно легенде, была разбитной девахой без комплексов (Европа!), ушли годы. В процессе доведения будущей Барби до ума ее создательница столкнулась с явным спектицизмом. Ни муж, не партнеры по бизнесу в компании Mattel не верили, что странная кукла может кого-то заинтересовать. Мир увидел Барбару Миллисент Робертс (полное имя куклы) 9 марта 1959 года. Премьера случилась на ярмарке детских игрушек в Нью-Йорке, именно там Mattel познакомила публику с игрушкой, у которой были ноги от ушей, очевидные развитые формы, лак на ногтях, сережки, купальник и туфли на высоких каблуках.

Барби шокировала коллег по «игрушечному делу». Шок шоком, это личное дело каждого, но то, что дебютная партия Барби в итоге ушла за секунды, произвело впечатление. Через шесть лет общая выручка Барбара Миллисент Робертс (полное имя куклы) составляла $100 млн — колоссальная цифра и сейчас, а по тем временам и вовсе непредставимая. К тому времени Рут Хэндлер разобралась с автором оригинала, создателем Лилли немцем Рольфом Хауссером. Ему было предложено продать права, Хауссер, возмущенный успехом Барби, отказался, затем потребовал проценты от продаж, но в конце концов сдался, отдал права, и по договору прекратил выпуск Лилли.

МЕНЯЕМ ЦВЕТ КОЖИ И ГЛАЗ

Первые «куклы-женщины» Барби сильно отличались от тех, к кому привыкли сегодня. Это была скорей пародия на реальную женщину — странные пропорции, неестественные размеры. Постепенно Барби начала хорошеть, и на смену абстрактной кукле явилась копия Джейн Мейнсфилд, секс-бомбы того времени.

Кстати, если посмотреть на лицо Барби, то первые одиннадцать лет оно не менялось — только прически, в соответствии с модой. В первой половине 70-х начались робкие эксперименты, и модель 1976 года предстала перед фанами широко улыбающейся и с округлившейся мордашкой. На этом перемены во внешности и закончились — менялся в дальнейшем разве что цвет кожи и цвет глаз.

Развивая идею Рут Хэндлер о полном равноправии полов, дизайнеры Mattel смело превращали Барби в супергерл с неограниченными возможностями. Начавшая жизненный путь в качестве модели, Барби в дальнейшем активно искала себя, перепробовав более двух сотен профессий. При всей своей мимимишности, Барби — самый настоящий рупор феминизма и ролевая модель продвинутых девушек.

СИНДРОМ БАРБИ

Главнейшая причина успеха бренда — гибкость и умение быстро реагировать на перемены. В 50-70-е в США вовсю менялись представления о роли женщины: из домохозяйки, живущей ради детей и мужа, представительница слабого пола превращалась в карьеристку. Поэтому в 1960 году Mattel выпустили Busy girl Barby (деловая Барби), которая была наряжена в строгий костюм.

Неудивительно, что к наступлению эры яппи Барби была готова во всеоружии, причем буквально — в продаже появились куклы-военные, куклы-копы, и даже Барби-президент. Дальше-больше: Mattel подписал контракт о сотрудничестве с деловым клубом Girls Club of America, чей профиль — профессиональное ориентирование школьниц, и стал официально пропагандистским инструментом.

Влияние Барби на девочек, девушек и даже взрослых женщин огромно — существует даже «синдром Барби», навязчивое стремление обладать такими же формами, как у любимой куклы. Формы, кстати говоря, у Барби довольно нереальные — ими, как сообщают исследователи (кто они, интересно) теоретически может обладать лишь одна из 100 тысяч реальных женщин. Не придают большого значения дизайнеры бренда и сходству с какими-то прототипами. К примеру, модель «Дженнифер Лопес», мягко говоря, далека от оригинала, а в куклах, выпущенных по «мотивам» сериала Mad Men, узнать ключевых персонажей не сможет никто. Про куклы «Принц Уильям» и «Кейт Миддлтон» и говорить неловко — вообще ничего общего.

ОТ КИМ ДО ЛЕНЫ

Но все это мелочи, которые не отменяют главного — стремления Mattel быть на острие атаки. Нюх детище Рут Хэндлер, несмотря на периоды неудач, так и не растеряло. Подтверждение тому — новая, прямо-таки революционная, линейка кукол, которые в этом месяце поступают в продажу. Признав, что стандарты меняются, бренд выпускает серию кукол с самыми разными фигурами, от а-ля Ким Кардашян до вдохновленных такими ролевыми моделями как звезда сериала «Девочки» Лена Данэм.

А в конце прошлого года Mattel запустил линейку кукол для мальчиков. Барби и ее друзья держат руку на пульсе, это точно.

По материалу ELLE.RU


Реклама

Популярні матеріали

Українська кухня: веганські рецепти на сніданок, обід і вечерю...


Чай із кульбаби: корисні властивості, правила приймання та...


Вікторії Бекхем — 50! Еволюція стилю зірки


Читайте також
Популярні матеріали