Два года назад фильм Дэмиена Шазелла уже открывал Венецианский кинофестиваль – то был «Ла Ла Лэнд», который отлично задал настроение конкурса, не хуже, чем пресловутый ковёр Лебовски – целой комнате. Тогда режиссёр работал на репутацию, теперь же она, очевидно, сработала на режиссёра. Вероятно, повлияло и небезразличие Венеции к космической тематике: вспомним хотя бы «Гравитацию» Альфонсо Куарона (ещё одного конкурсанта нынешнего года), которая была фильмом открытия основного конкурса на Лидо в 2013-м. Ну и, конечно, сыграли свою роль и громкие имена: Райан Гослинг и звезда сериала «Корона» Клэр Фой в актёрском составе, Стивен Спилберг – в исполнительных продюсерах.
кадр из фильма «Первый человек»
Вся эта совокупность факторов сделала «Первого человека» идеальным кандидатом для открытия фестиваля. И нет, долгая преамбула не намекает, что выбор был неудачным. «Первый человек» вышел отличным байопиком, крепким, в меру подробным, в нужные моменты давящим на эмоции, временами вынуждающим придержать дыхание. Нет никакой нужды сравнивать его с «Ла-Ла Лендом» – но правда в том, что от этого сравнения далеко не убежишь. Не только из-за режиссёра, Гослинга в главной роли и премьеры в Венеции. Для блестящего Шазелла, который избежал проклятия второго фильма, выпустив «Одержимость», в одночасье швырнувшую его в высшую лигу, и закрепил свой статус «Ла-Ла Лендом», «Первый человек» не мог не стать этапным. Ведь к тому же «Ла-Ла Ленду» можно относиться по-разному: можно справедливо счесть наибольшим успехом в карьере режиссёра, а можно включить логику «пан или пропал» и засчитать уступку статуэтки за лучший фильм года «Лунному свету» безусловным поражением на финишной прямой. По-своему правы оба лагеря. Обоим лагерям одинаково интересно, что же дальше.
Похожие материалы:
кадр из фильма «Ла-Ла Ленд»
А дальше вот что: исполнительный продюсер Спилберг в «Первом человеке» чувствуется сильнее режиссёра Шазелла, который отчетливее всего напоминает о себе через вторые руки – через работу своего постоянного коллаборатора, композитора Джастина Гурвица. Фильм пронизан родной для фирменного почерка Спилберга темой семейных ценностей, которые заявлены наравне с космической тематикой, а временами даже превалируют над ней. Нил Армстронг плачет над умершей дочкой в самом начале картины, только вот эта сцена, выданная в качестве заявочной и заодно исчёрпывающей относительно характеристик героя, работает вовсе не так эффектно, как, к примеру, истерика Макконахи в «Интерстелларе» или даже проникновенные взгляды того же традиционно молчаливого Гослинга в «Драйве» или «Месте под соснами». Дальше фильм следует проверенной схеме, предоставив зрителю наблюдать, как семья и работа главного героя перекидывают мячик, пока тот ожидаемо не задержится на профессиональном поле.
Похожие материалы:
Вспоминается другая космическая поэма Спилберга, «Близкие контакты третьей степени», где герой Ричарда Дрейфуса, увлечённый внеземной мечтой, теряет семью – и Спилберг интонирует это не славой безумству храбрых, а горькой утратой. В итоге Дрейфуса заберут инопланетяне, а вот у персонажа Гослинга выбор невелик: или успех, или гибель, которая одного за другим настигает его приятелей. Чтобы покорить космос, нужно иметь прочный тыл – эта нехитрая мораль подкрепляется и кульминационной сценой на Луне, которая вызвала немало сомнений у части венецианской аудитории. Обойдёмся без спойлеров – впрочем, учитывая сказанное ранее, вряд ли вы удивитесь, узнав, что дань семье Нил Армстронг отдаёт и там.
Это вовсе не значит, что «Первый человек» не работает в целом, но жанровой дерзости и смелых решений в нём куда меньше, чем в пресловутом «Ла-Ла Ленде». С другой стороны, всё это можно простить (при условии, что вы сочтёте, что этому не слишком оригинальному, но обаятельному фильму вообще нужно что-то прощать) за сцены кропотливой подготовки к полёту и высадке на Луну. Изматывающий труд, начиная от центрифуг и заканчивая 600-страничными мануалами, постоянный риск, некомфортная атмосфера гонки с Советами – всё это превращает «Первого человека» в манифест системной командной работы, где нет подвига одного, а есть совокупность усилий всех участников. Даже если они не очень-то приятны: конечно же, откровенных антагонистов здесь нет, как обошёлся без них и «Марсианин» Ридли Скотта, но, если уж выделять такого, то им окажется напарник Армстронга (как выясняется, случайный), «второй человек» Базз Олдрин, который и ведёт себя по-дурацки, и с деликатностью не обменивается даже рождественскими открытками. Вот уж сюрприз, правда?
Сама Луна показана, не побоюсь этого слова, грандиозно – учитывая обилие космических блокбастеров всех пошибов за последнее время, такое изображение привычного спутника немалого стоит. Да и в целом «Первый человек» оставляет по себе пусть не чрезмерный восторг, но крепкое воодушевление. А что платить за это приходится вкраплениями традиционных для большого семейного кино ценностей – что ж, проходят они по ведомству обаятельной Клэр Фой и никого особо не отягощают. В конце концов, даже эта дорожка ведёт к Луне.