Почему новый фильм Дэмиена Шазелла «Первый человек» не сможет повторить успех «Ла-Ла Ленда»

История о космической гонке стала фильмом-открытием Венецианского кинофестиваля. Почему новая работа Дэмиена Шазелла получилась воодушевляющей, но не такой восторгающей, как пресловутый «Ла-Ла Ленд» – объясняет Лукьян Галкин.

Два года назад фильм Дэмиена Шазелла уже открывал Венецианский кинофестиваль – то был «Ла Ла Лэнд», который отлично задал настроение конкурса, не хуже, чем пресловутый ковёр Лебовски – целой комнате. Тогда режиссёр работал на репутацию, теперь же она, очевидно, сработала на режиссёра. Вероятно, повлияло и небезразличие Венеции к космической тематике: вспомним хотя бы «Гравитацию» Альфонсо Куарона (ещё одного конкурсанта нынешнего года), которая была фильмом открытия основного конкурса на Лидо в 2013-м. Ну и, конечно, сыграли свою роль и громкие имена: Райан Гослинг и звезда сериала «Корона» Клэр Фой в актёрском составе, Стивен Спилберг – в исполнительных продюсерах.

кадр из фильма «Первый человек»

Вся эта совокупность факторов сделала «Первого человека» идеальным кандидатом для открытия фестиваля. И нет, долгая преамбула не намекает, что выбор был неудачным. «Первый человек» вышел отличным байопиком, крепким, в меру подробным, в нужные моменты давящим на эмоции, временами вынуждающим придержать дыхание. Нет никакой нужды сравнивать его с «Ла-Ла Лендом» – но правда в том, что от этого сравнения далеко не убежишь. Не только из-за режиссёра, Гослинга в главной роли и премьеры в Венеции. Для блестящего Шазелла, который избежал проклятия второго фильма, выпустив «Одержимость», в одночасье швырнувшую его в высшую лигу, и закрепил свой статус «Ла-Ла Лендом», «Первый человек» не мог не стать этапным. Ведь к тому же «Ла-Ла Ленду» можно относиться по-разному: можно справедливо счесть наибольшим успехом в карьере режиссёра, а можно включить логику «пан или пропал» и засчитать уступку статуэтки за лучший фильм года «Лунному свету» безусловным поражением на финишной прямой. По-своему правы оба лагеря. Обоим лагерям одинаково интересно, что же дальше.

кадр из фильма «Ла-Ла Ленд»

А дальше вот что: исполнительный продюсер Спилберг в «Первом человеке» чувствуется сильнее режиссёра Шазелла, который отчетливее всего напоминает о себе через вторые руки – через работу своего постоянного коллаборатора, композитора Джастина Гурвица. Фильм пронизан родной для фирменного почерка Спилберга темой семейных ценностей, которые заявлены наравне с космической тематикой, а временами даже превалируют над ней. Нил Армстронг плачет над умершей дочкой в самом начале картины, только вот эта сцена, выданная в качестве заявочной и заодно исчёрпывающей относительно характеристик героя, работает вовсе не так эффектно, как, к примеру, истерика Макконахи в «Интерстелларе» или даже проникновенные взгляды того же традиционно молчаливого Гослинга в «Драйве» или «Месте под соснами». Дальше фильм следует проверенной схеме, предоставив зрителю наблюдать, как семья и работа главного героя перекидывают мячик, пока тот ожидаемо не задержится на профессиональном поле.

Вспоминается другая космическая поэма Спилберга, «Близкие контакты третьей степени», где герой Ричарда Дрейфуса, увлечённый внеземной мечтой, теряет семью – и Спилберг интонирует это не славой безумству храбрых, а горькой утратой. В итоге Дрейфуса заберут инопланетяне, а вот у персонажа Гослинга выбор невелик: или успех, или гибель, которая одного за другим настигает его приятелей. Чтобы покорить космос, нужно иметь прочный тыл – эта нехитрая мораль подкрепляется и кульминационной сценой на Луне, которая вызвала немало сомнений у части венецианской аудитории. Обойдёмся без спойлеров – впрочем, учитывая сказанное ранее, вряд ли вы удивитесь, узнав, что дань семье Нил Армстронг отдаёт и там.

Это вовсе не значит, что «Первый человек» не работает в целом, но жанровой дерзости и смелых решений в нём куда меньше, чем в пресловутом «Ла-Ла Ленде». С другой стороны, всё это можно простить (при условии, что вы сочтёте, что этому не слишком оригинальному, но обаятельному фильму вообще нужно что-то прощать) за сцены кропотливой подготовки к полёту и высадке на Луну. Изматывающий труд, начиная от центрифуг и заканчивая 600-страничными мануалами, постоянный риск, некомфортная атмосфера гонки с Советами – всё это превращает «Первого человека» в манифест системной командной работы, где нет подвига одного, а есть совокупность усилий всех участников. Даже если они не очень-то приятны: конечно же, откровенных антагонистов здесь нет, как обошёлся без них и «Марсианин» Ридли Скотта, но, если уж выделять такого, то им окажется напарник Армстронга (как выясняется, случайный), «второй человек» Базз Олдрин, который и ведёт себя по-дурацки, и с деликатностью не обменивается даже рождественскими открытками. Вот уж сюрприз, правда?

Сама Луна показана, не побоюсь этого слова, грандиозно – учитывая обилие космических блокбастеров всех пошибов за последнее время, такое изображение привычного спутника немалого стоит. Да и в целом «Первый человек» оставляет по себе пусть не чрезмерный восторг, но крепкое воодушевление. А что платить за это приходится вкраплениями традиционных для большого семейного кино ценностей – что ж, проходят они по ведомству обаятельной Клэр Фой и никого особо не отягощают. В конце концов, даже эта дорожка ведёт к Луне.


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали