«Оскар-2017»: кто получит главную кинопремию года и при чем здесь Трамп?

По нашей просьбе Лукьян Галкин озвучил свои прогнозы, ожидания и размышления о предстоящей церемонии «Оскар»

19 февраля завершился Берлинале, кинофестиваль из числа европейской «большой тройки» (два других – Канны и Венеция), традиционно пользующийся репутацией самого политизированного. Не похоже, чтобы в Берлине этого стеснялись: без упоминаний Трампа на пресс-конференциях не обошелся ни один день, несколько режиссеров сослались на него в интервью, комментируя свои работы (зачастую не самые удачные), Патрик Стюарт извинился за брексит перед гражданами Евросоюза и так далее.

Хью Джекман и Патрик Стюарт на Берлинале-2017

Однако в этом году заостренное и даже болезненное внимание к политике по очевидным причинам можно считать трендом не только Берлинале, но и Голливуда – вспомните хотя бы конфликт одиозного президента с «переоцененной» Мэрил Стрип и яростные высказывания звезд в его сторону. Американскими кинематографистами то ли на публику, то ли искренне завладели упаднические настроения: то и дело слышатся реплики об эмиграции, которые звучат шуткой лишь наполовину, и совсем уж серьезные слова о произошедшей катастрофе. Возможно, протестная атмосфера и оставила за бортом нуарных «Ночных животных» Тома Форда, отхвативших Гран-при в Венеции: герои фильма чересчур рефлексивны, а женские образы либо же становятся жертвами крайне жестокого обращения, либо, как в случае с Эми Адамс, слишком неоднозначны и бездеятельны, что явно не ко времени.

Эми Адамс в фильме "Ночные животные"

Впрочем, размышления, почему тот или иной фильм оказался без номинации, – еще большее гадание на кофейной гуще, чем попытки вычислить победителей. После объявления претендентов на «Оскар» несколько профессиональных изданий с неким разочарованием констатировали, что в целом обошлось без сюрпризов, кроме сценарной номинации «Лобстера» и Изабель Юппер среди англоязычных исполнительниц. За последнюю по инерции обидно уже сейчас, ведь в последнее время такие исключения к награде не ведут – вспомните хотя бы Марион Котийяр в 2015-м и несравненную Эмманюэль Рива в 2013-м.

Пол Верховен и Изабеь Юппер на съемках фильма "Она"

Однако в целом номинанты и впрямь никого не удивили: коммерческий успех и всеобщее одобрение Дени Вильнева помогло «Прибытию» с легкостью обойти нелюбовь киноакадемии к фантастике, прощенный Мэл Гибсон с ура-патриотическим и пацифистским «По соображениям совести» купается в лучах славы, пока никто не крикнул, дескать, король-то голый, а после прошлогоднего скандала под знаменем «Oscar So White» в актерских номинациях заметно прибавилось афроамериканцев. Это, конечно же, не исключает высокого мастерства номинантов, однако игнорировать стремление киноакадемии к расовому разнообразию все-таки нелепо. К тому же, как было сказано выше, толерантность в этом году приобретает еще и форму своеобразного протеста против пресловутого Трампа, любимца альт-правых, чье видение консервативных ценностей часто оборачивается радикальным шовинизмом.

Эндрю Гарфилд в фильме "По соображениям совести"

С одной стороны, демонизация самого нелюбимого из американских лидеров даже при всей заслуженности приобретает несколько гротескный размах, с другой – с этим приходится считаться, ведь голливудское большинство принадлежит к демократам, прямым оппонентам скорого на язык Дональда. Демократическая пресса нередко уличает Трампа в гомофобии, а уж афроамериканцев президент, кажется, не любит лишь чуть меньше, чем нелегальных мигрантов. На этом фоне «Лунный свет», повествующий об афроамериканцах-гомосексуалах, выглядит своего рода идеальным демаршем, не правда ли? Но прочь политику. Независимый фильм, снятый за несчастные пять миллионов при участии студии «А24», в недавнем активе у которой оскароносные «Комната» и «Эми», и без того выглядит идеальным претендентом – просто вспомните триумфатора минувшего года, остросоциальный, но неброский «В центре внимания». К тому же «Лунный свет» завоевал «Золотой глобус» как лучшая драма… но ведь у «Ла-Ла Ленда» Дэмьена Шазелла этих наград целый ворох!

Кадр из фильма "Лунный свет"

Что ж, похоже, «Ла-Ла Ленд» и впрямь самый вероятный претендент, благодаря невероятному успеху у зрителей и критиков. К тому же «Оскар» за лучший фильм года вручается продюсеру, и на этом поприще «Ла-Ла Ленд» оставил соперников далеко позади, заработав  340 миллионов при бюджете всего в 30. Необычайно красноречивы и 14 номинаций: прежде столько доставалось лишь двум картинам – «Все о Еве» и «Титанику», каждая из которых взяла в свое время главную награду.

Райан Гослинг и Эмма Стоун в фильме "Ла-Ла Ленд"

Некоторые критики объясняют успех «Ла-Ла Ленда» стремлением шокированного общества к эскапизму, традиция которого сильна в американском кино: вспомните хотя бы золотой век Голливуда, который пришелся как раз на период Великой депрессии, и блокбастеры на пару с теми же мюзиклами, которые заполонили экраны в конце 70-х - начале 80-х, обслуживая запрос социума, вконец истощенного Вьетнамом и Уотергейтом. Может ли актуальное высказывание «Лунного света» оказаться сильнее ухода в мир грез «Ла-Ла Ленда»? Ответ узнаем лишь 26 февраля. 


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали