Через художников история обретает окрас. Они запечатлевают переломные моменты эпох для десятков поколений. Мы собрали работы пяти художников, которые внесли бесценный вклад в летопись глобальных перемен.
1. Эжен Делакруа, Франция
Свобода, ведущая народ
Картина Делакруа «Свобода, ведущая народ» стала визитной карточкой не только французского живописца, но и переворотов как таковых. Знаменитое полотно было создано по горячим следам Второй французской революции. Среди персонажей выписан и автор картины. Эжен Делакруа образно изобразил самого себя с оружием в руках рядом с главной героиней – Свободой.
К сегодняшнему дню сюжет оригинала бессчетное количество раз обыгран на обложках альбомов, плакатах и афишах. Тем не менее известность художнику принесла не «Свобода на баррикадах», а более ранняя работа. Первоначально Делакруа обратился к революционной и военной тематике семью годами раньше.
Резня на Хиосе
Именно тогда живописец шокировал и в то же время покорил публику натуралистичной картиной «Резня на Хиосе». Безусловно, сегодня это один из крупнейших памятников романтизма в живописи.
2. Диего Ривера, Мексика
Человек, властитель мира
Убежденный коммунист и участник Мексиканской революции, художник Диего Ривера всегда был политически активен. И словом, и делом Ривера регулярно обращался к теме труда своего народа, угнетенного мексиканскими латифундистами. Не обходил вниманием художник и общеполитические проблемы.
На сегодня двумя самыми известными произведениями мексиканского живописца являются масштабные полотна «Человек на распутье» и «Человек, властитель мира». Фактически это одна и та же композиция, изначально написанная и уничтоженная в Рокфеллер-центре самим автором и позже воссозданная в родной Мексике. Художник принципиально уничтожил фреску в нью-йоркском центре после требования заменить до неузнаваемости лицо Ленина. Разумеется, для живописца с однозначными политическими взглядами это было невозможно. Вернувшись в Мексику, Диего Ривера в точности воспроизвел картину и, конечно же, лик советского вождя занял прежнее место. В памяти всплывает эпизод из фильма «Фрида», где в красках показана история «Человека на распутье».
3. То Нгок Ван, Вьетнам
Сложный период в истории Вьетнама, наступивший после революции 1945 года, стал мощным стимулом к развитию национального искусства. Разумеется, кардинальный поворот в судьбе вьетнамского народа вдохновил на активную творческую работу многих художников. Живописцы прониклись чувством глубокой солидарности с революционным движением, находясь в самой гуще событий. При помощи плакатов, иллюстрированных листовок и отдельных видов графики художники начали доступно выражать настроения и события в обществе. Благодаря всему происходящему во Вьетнаме возродилось традиционное искусство «чань-тет».
Наибольшую известность среди работ революционного направления обрела серия рисунков То Нгок Вана. Художник объединил графику схожими персонажами и сюжетом. В основном это изображения тружеников нового Вьетнама, борцов за общенародное дело, наконец осознавших свою роль в жизни. И все же, несмотря на некоторую сюжетную наивность, именно работы То Нгок Вана во многом определили дальнейшее развитие вьетнамской живописи.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ
4. Франсиско Гойя, Испания
Гравюра «Бедствия войны»
Великий испанский художник Франсиско Гойя известен не только произведениями классической живописи, но и бесценными гравюрами. Серия «Бедствия войны», состоящая из более чем восьмидесяти офортов, создавалась мастером на протяжении десяти лет и лишь спустя тридцать пять лет после смерти великого испанца гравюры были опубликованы.
В знаменитой серии «Бедствия войны» Гойя реалистично изобразил трагедии Испании в начале ХІХ века. В первую очередь, сюжеты затронули и противостояние между освободительными войнами испанского народа, и борьбу с наполеоновским нашествием, и осаду Сарагосы, и голод 1811 года. Одним из первых художник преподнес войну без героического пафоса и ложной романтики. Достаточно оказалось подписей к большинству гравюр, чтобы сюжеты не требовали дополнительных комментариев.
5. Климент Редько, Россия
Восстание
В противовес Ассоциации художников революционной России, возникшей вскоре после событий 1917 года, мощным потоком разлилось течение русского авангарда. В отличие от АХРРовских картин, понятных широким массам, работы авангардистов отличались инновационным языком и сложностью для восприятия. В то же время авангардисты вовсе не отрицали революцию. Просто они поддерживали новую государственную линию совершенно иным художественным языком.
Художник Климент Редько принадлежал к течению русского авангарда. Поэтому его Ленин, изображенный на знаменитой картине «Восстание», в корне отличался от распространенного большинства. Многие искусствоведы изучали эту работу, рассматривали в ней фантастический город, а то и тюрьму. Не раз говорилось, будто художник предчувствовал грядущие события. Расположившись на стенах Третьяковки, полотно до сих пор производит устрашающее впечатление, притягивая и пугая одновременно.
Читайте также:
Шесть женщин современного искусства
В сегодняшнем арт-мире женщины не уступают мужчинам. ELLE рассказывает о шести представительницах прекрасного пола, которые посвятили себя contemporary art.