
Крупнейший выставочный центр французской столицы знакомит нас с творчеством Эдварда Хоппера – одного из самых популярных американских художников ХХ века. Большинство знает его по картине «Полуночники» и еще нескольким полотнам позднего периода.

Но ценность данной выставки в другом. Она раскрывает перед нами личность художника сразу с нескольких сторон: как иллюстратора, гравера, франкофона, импрессиониста, а позднее – приверженца американского реализма, которому он останется верным до конца жизни. В хронологическом порядке нашему вниманию представлены не только произведения самого автора, но также всех, кто оказал на него наиболее сильное влияние. Одним из таких людей был его учитель Роберт Генри, преподававший в Нью-Йоркской школе искусств. Профессор не придерживался академического подхода в обучении и не навязывал определенных канонов и правил, а стремился развить уникальный стиль каждого студента. Генри жил долгое время в Париже, и именно он посоветовал Хопперу поехать туда в поисках вдохновения, а также с целью поучиться у французских импрессионистов, таких как Дега и Мане. Эдвард Хоппер был в Париже трижды – в 1906, 1909 и 1910 годах. В письмах матери он писал: «Париж очень красивый и элегантный город, столь приобщенный к культуре и очаровательный, что его невозможно переоценить, особенно по сравнению с брутальным беспорядком Нью-Йорка». Будучи в Париже, Хоппер восхищался размеренной жизнью горожан, особенно их привычкой сидеть на террасах кафе, разглядывая прохожих. Наиболее его восхищало социальное и классовое разнообразие людей, объединенных этими площадками кафе и ресторанов.
Похожие материалы:

С первого дня пребывания в Париже он начал учить французский язык, а также писать полотна под влиянием импрессионистов. Хоппер восхищался архитектурными формами города и не раз изображал Лувр, Собор Парижской Богоматери, а также мосты, подъезды и внутренние дворики парижских домов.

Но импрессионисты и городские пейзажи были не единственным источником вдохновения Хоппера. На выставке также представлены проекции снимков французского фотографа Эжена Атже и американца Мэтью Брэди. С работами Атже художник был знаком еще до своего первого визита в Париж, а по прибытии в город он сразу отыскал места, запечатленные на пленку Атже, которые послужили источником вдохновения для создания большой части произведений парижского периода.
Много лет спустя, живя в Нью-Йорке, Хоппер писал: «Когда я вернулся, все здесь казалось отвратительно грубым и обшарпанным. Мне понадобилось целых десять лет, чтобы оправиться после Европы».
Долгое время Хоппер не мог зарабатывать на жизнь своим творчеством, так как его картины попросту не продавались. Поэтому 20 лет он проработал коммерческим иллюстратором, не имея возможности полноценно заниматься живописью. На выставке представлены десятки афиш и зарисовок Хоппера-иллюстратора, в которых очень хорошо выражено его пристрастие к игре со светом. Неестественно белая кожа или высветленные лица уже тогда стали одними из отличительных особенностей стиля художника.
Похожие материалы:

Помимо афиш и картин отдельный зал посвящен гравюрам Хоппера. Несмотря на небольшое количество (всего 26 офортов), они занимали важное место в его творчестве. Сам Хоппер говорил, что с тех пор, как он взялся за гравюру, его картины будто кристаллизовались, приобрели четкую форму. Некоторые из них впоследствии стали эскизами к масштабным полотнам более позднего периода.
Признание и одобрение критиков пришло к Хопперу после его выставки в Бруклинском музее искусств. Эти акварели также представлены в Гранд-Пале. Они были написаны во время путешествия Хоппера в Новую Англию в 1923 году. Именно на основе этих произведений создавалась экспозиция, получившая одобрительные оценки критиков. Картины Хоппера стали успешно продаваться, и он смог оставить работу иллюстратора, чтобы полностью посвятить себя живописи.
Выставка построена таким образом, что переходя из зала в зал, мы наблюдаем эволюцию творчества Хоппера, его поиск собственного стиля, и как будто вместе с ним наконец находим тот сюжет и ту манеру исполнения, которые впоследствии сделали его одной из самых значимых фигур изобразительного искусства ХХ века.
Последние залы посвящены зрелым работам Хоппера. Он изображал человека в будничном окружении – в офисе, квартире, кафе или гостиничном номере, – подчеркивая его одиночество в современном урбанизированном обществе.

Картины Хоппера призывают нас не только увидеть сюжет, но и почувствовать эмоции, которыми проникнуты полотна. Пугающая пустота пространства и резкий контраст света и тени придают его произведениям некую мистичность. Окна домов, как правило, темные, занавески чуть раздувает ветер, но за ними – пустота.
Последняя законченная картина Хоппера называется «Комедианты». Мужчина и женщина, отыгравшие свой спектакль, кланяются публике и вот-вот скроются за занавесом. Довольно символично, не находите?
Так что этой зимой обязательно отправляйтесь в Париж, чтобы лично окунуться в такой интригующий и загадочный мир одного из самых крупных представителей американского искусства Эдварда Хоппера.