В украинский прокат уже вышли «Пена дней» Мишеля Гондри («Вечное сияние чистого разума», «Наука сна») и «Элитное общество» Софии Копполы («Девственницы-самоубийцы», «Трудности перевода»), представленные на ОМКФ. Эти две ленты связаны не только громкой премьерой и огромной очередью киноманов под Фестивальным дворцом: в каком-то смысле их можно противопоставить друг другу как европейское и американское кино.
Гротескная и безумная, «Пена дней» создана по мотивам одноименного романа Бориса Виана. В уютном жестоком мире будущего по версии писателя все работает по законам метафор, каждый процесс реализуется буквально, а некоторые непонятные нам вещи заменяют более красноречивые символы. Так, рак главной героини превращается в кувшинку, ее простуда – в иней на грудной клетке, бедность главного героя – в тающий на глазах и зарастающий паутиной дом. «Твой уровень жизни снова упал», - говорит один из героев, измеряя высоту стен рулеткой. На фоне красочных описаний страха и ненависти альтернативной реальности разворачивается трагическая история любви главных героев. Она не самоценна и могла бы случиться с вами или в соседней квартире.
Удивительный мир, придуманный Вианом и реализованный Гондри, привлекает не своей сатирой на наше общество, но тем, что история жизни главных героев по своей сути совершенно обычная, необычности ей придает только гротескная обстановка. Насколько удачно ее реализовал Гондри, - судить остается только зрителю.
Коппола, в противовес острому социальному гротеску, поднимает тему более узкую и популярную, обращаясь к самому сердцу масскультуры. В этом году София показывает нашумевшую историю об американских подростках, которые на досуге грабили дома знаменитостей. Скандальное дело обернулось ураганом в медиа – заголовок самой громкой статьи звучал как The Suspects Wore Louboutins ("Подозреваемые были в туфлях от Louboutin"). Коппола создала практически документальный фильм, часть сцен снималась прямо на месте преступления – в доме той самой Пэрис Хилтон. Все кадры пестрят модной одеждой, а в диалогах героев – бренды и слова-связки. Подростков не волнует ничего, кроме возможности стать ближе к звездам, потому что только жизнь селебритиз воспринимается ими как настоящая.
Режиссер уходит от традиционного для такого жанра оправдания молодого, но уже разбитого поколения. «Элитное общество» напоминает фильмы Ларри Кларка и более известной нашему зрителю Валерии Гай Германики, только вместо насилия и «чернухи» последних мы получаем цинизм и инфантильность, которые в реальном мире встречаются, пожалуй, намного чаще.
Тема кризиса в обществе всплывает в программе ОМКФ совсем не случайно. И если фильм Гондри, снятый по книге полувековой давности, еще наполнен отчаянием человека, который жаждет изменений, то Коппола выступает в роли документалиста, который только препарирует проблему, максимально отстраняясь от переживаний.
Насколько востребовано в Украине такое кино – покажут время и кассовые сборы. «Пена дней» привлечет поклонников Одри Тоту, которая играет в фильме главную роль, а те, кто не поведется на бренд семьи Коппола, обязательно пойдет на «Элитное общество», чтобы посмотреть на наряды Пэрис Хилтон и, конечно, на вчерашнюю Гермиону, Эмму Уотсон.