СЕКС (УЖЕ НЕ) ПРОДАЄ АБО ЩО РОБИТИ З СЕКСИЗМОМ В...

ЭЛЕГАНТНАЯ КЕЙТ МИДДЛТОН ПОЯВИЛАСЬ НА СВАДЬБЕ...

ROYAL STYLE: ЯК ОДЯГАЮТЬ КОРОЛІВСЬКИХ ДІТЕЙ У...

НА ВЕСІЛЛЯ МЕГАН МАРКЛ ТА ПРИНЦА ГАРРІ...

СЕКРЕТЫ ПОХУДЕНИЯ: НАСТЯ КАМЕНСКИХ...

Видали Дали?

Ретроспективы Сальвадора Дали Анна Орехова ждала еще с лета, как только в Париже появились первые анонсы. Посетив нашумевшую экспозицию, наш французский корреспондент поспешила поделиться впечатлениями.

3 декабря 2012

Команда парижского Центра Помпиду поработала на славу, создав не просто выставку картин, а в некотором роде сюрреалистическое пространство, где все, до малейших деталей, отображает незаурядную личность Дали. Вход на экспозицию лежит через яйцо-кокон, один из основных образов его работ, который он часто используется как в картинах, так и в перформансах с участием Галы – своей музы и возлюбленной. На внутренней стенке яйца изображен сам художник в позе младенца в утробе матери. Стенды с информацией о разных периодах творчества Дали выгнуты и закруглены, а в мини-кинотеатре стоят культовые диванчики-губы, разработанные Дали еще в начале семидесятых для одной каталонской мебельной компании. В общем, добро пожаловать в незаурядный мир самой противоречивой личности современного искусства!

Прежде всего следует сказать, что выставка уводит нас от концепции восприятия Дали как художника. Здесь мы открываем его как шоумена, обожающего подурачиться на телевидении и поиграть на публику, как писателя, сценариста, фотографа, скульптора, актера, непревзойденного мастера эпатажа и, конечно же, как вечного романтика, воспевающего свою музу, свою обожаемую Галу.

Сразу предупреждаю: на ретроспективу потребуется несколько часов, а еще лучше выделить день. Каждая представленная картина – это такое множество элементов и деталей, скрытых образов и, как правило, неоднозначного смысла, что волей-неволей задерживаешься около каждой на несколько минут, пристально разглядываешь, пытаясь отгадать, где же тот невидимый лев или женское тело, о котором вещает голос из аудиогида. Учтите, только картин на выставке 120, а еще скульптуры, фильмы, фотографии... Каждый объект стоит особого внимания.

При всей своей эксцентричности, подкрепленной неугасающим желанием ежеминутно удивлять, шокировать и эпатировать публику, Сальвадор в юные годы был на удивление скрытным и скромным человеком. И хотя уже в то время Дали говорил о превосходстве собственной личности над остальным миром, он был все-таки очень замкнутым парнем. Как пишет сам художник в своей книге «Тайная жизнь», «я, Сальвадор, был вынужден постоянно оставаться в своем кресле с безобразными злыми химерами, окружавшими мою суровую противоречивую личность». Но постепенно присущий художнику эгоцентризм возобладал над скромностью.

Будучи студентом Академии искусств в Мадриде, Дали знакомится с Федерико Гарсиа Лоркой и Луисом Бунюэлем. С последним он снимает триллер «Андалузский пес», который сделал Дали популярным во Франции и впоследствии стал одной из самых легендарных картин эпохи сюрреализма. Этот фильм, а также мультипликационную короткометражку «Destino» – результат сотрудничества Дали и Уолта Диснея – можно увидеть на выставке в зале, примыкающем к кинотеатру.

Что же касается самого кинозала, на мой взгляд, это важнейшая часть ретроспективы. Просто невозможно говорить о Дали без видео с его участием. В зале транслируются фильмы и интервью с Дали, где он на английском и французском, с сильнейшим акцентом, вытворяет бог знает что, повергая в замешательство и журналистов, и зрителей в зале, в основном вызывая смех и изумление. В фильме-автопортрете Дали расхаживает в комбинезоне с пайетками, в чудаческих шляпах, бегает на четвереньках, красит поросенка в зеленый цвет, жует страницы из книги, рисует Галу, раздает автографы и просто сходит с ума перед камерой, ежесекундно восхваляя свою персону. Даже во время обыкновенного интервью он создает довольно комичный образ, подпирая руку костылем, так что она оказывается над его головой.

Но вернемся к картинам. Известные «Тающие часы», они же «Постоянство памяти», к моему удивлению, по размеру гораздо меньше большинства работ Дали. Картина даже немного теряется на фоне больших полотен. Предыстория ее создания довольно забавна: по словам самого художника, ему пришла такая идея, когда он ел сыр камамбер, известный своей мягкостью и тягучестью. Но впоследствии, конечно, было дано множество более глубоких философских интерпретаций.

Как известно, сам художник провозглашал: «Сюрреализм – это я». Но картины его не ограничиваются только этим направлением. Здесь также есть полотна в стиле кубизма, явно написанные под влиянием Пикассо, работы в стиле классического реализма – например, портрет отца и сестры художника.

Проходя по залам выставки, ты как будто пропускаешь через себя все образы, которые переплетаются, повторяются и словно перемещаются из одной картины в другую. Это костыли, части тела, фаллические символы (дань увлечению трудами Фрейда), образы отца и ребенка, тающие предметы и главная муза – его возлюбленная Гала. Используя собственный параноидально-критический метод, Дали буквально заставляет зрителя почувствовать хаос и психоз, пронизывающие его работы. Но это вовсе не делает их мрачными, а скорее побуждает нас взглянуть на все под другим углом – так, как это воспринимал Дали.

Одна из главных достопримечательностей выставки – комната, изображающая с определенного ракурса лицо американской актрисы Мэй Уэст. Все желающие могут усесться на диван-губы и сфотографировать свое отображение в самом центре необычной комнаты-портрета.

Сальвадора Дали часто критиковали за его чрезмерную публичность, за неистовое стремление к этой публичности, за любовь к деньгам, эгоцентризм и частую смену взглядов. Но ведь в этом и есть весь Дали. Все в нем и его действиях льется через край, выходит за всякие рамки, все в нем нестабильно – постоянна лишь его эксцентричная и эпатажная манера поведения.

Когда в Центре Помпиду проходила первая выставка Дали, он был еще жив. Сегодня, спустя тридцать лет, он все так же реален и с таким же неистовством увлекает нас в свой сумасшедший и удивительный мир.

Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí /Adagp, Figueres, Paris, 2012

Elle Inspiration: из Парижа с любовью

Travel Guide: 5 модных маршрутов для отпуска

Битва нарядов: Рианна и Бриджит Макрон встретились в Париже

Загрузка...